«Боевые машины мира 2014 № 14 Боевая машина пехоты М2/М3 «Брэдли»»

1261

Описание

Серия изданий с вкладышами для сборки моделей боевой техники. Выпуск посвящен боевой машине пехоты М2/М3 «Брэдли»



Настроики
A

Фон текста:

  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Аа

    Roboto

  • Аа

    Garamond

  • Аа

    Fira Sans

  • Аа

    Times

Боевые машины мира 2014 № 14 Боевая машина пехоты М2/М3 «Брэдли» (fb2) - Боевые машины мира 2014 № 14 Боевая машина пехоты М2/М3 «Брэдли» 1178K скачать: (fb2) - (epub) - (mobi) - Автор неизвестен -- Военное дело

Боевые машины мира 2014 № 14 Боевая машина пехоты М2/М3 «Брэдли»

Eaglemoss collections

Текст: М. Князев

Художник: М. Франклин

Фотографии: стр. 4,5,6,7,12,13,14,15 из архива М. Князева; стр. 10 © East News; стр. 11 © Shutterstock/Andreas Meyer.

Автор статьи «Главное противотанковое оружие "Брэдли"» А. Харук.

БОЕВАЯ МАШИНА ПЕХОТЫ М2/М3 «БРЭДЛИ»

В США работы по созданию боевой машины пехоты начались в 1964-1965 годах. Но только в 1971 году армия США разработала тактико-технические требования к БМП с индексом ХМ723. После 10 лет испытаний армия США начала получать серийные БМП с индексом М2 и названием «Брэдли» в честь генерала Омара Нельсона Брэдли, американского военачальника периода Второй мировой войны. Под тем же названием параллельно с БМП начался выпуск боевой разведывательной машины (БРМ) М3.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БМП М2/М3 «БРЭДЛИ»

БОЕВАЯ МАССА, т: 21,3.

ЭКИПАЖ, чел.: 3.

ДЕСАНТ, чел.: 6/2.

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина – 6450, ширина – 3200, высота – 2900.

БРОНИРОВАНИЕ, мм: противопульное.

СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 66.

ЗАПАС ХОДА, км: 490.

Испытания и отработка опытных образцов (всего их было изготовлено 17) продолжались 10 лет.Только в 1981 году развернулось серийное производство БМП «Брэдли».

ОСНОВНАЯ КОНСТРУКЦИЯ

Корпус и башня машины выполнены из алюминиевой брони. Впереди и по бортам корпуса применено разнесенное комбинированное (сталь-алюминий) бронирование с заполнением внутреннего пространства между листами полиуретановой пеной. Днище корпуса усилено стальным листом противоминной защиты. Дополнительную защиту верхней лобовой части корпуса обеспечивает волноотражательный щит.

Одна из первых серийных БМП М2 «Брэдли» в военном музее на Абердинском полигоне в США.

В башне БМП «Брэдли» установлен комплекс вооружения, состоящий из автоматической пушки, пулемета и пусковой установки ПТРК «Тоу». 25-мм пушка М242 «Бушмастер» имеет внешний цепной привод автоматики и двухленточное питание, допускающее быстрый переход с одного типа выстрелов на другой. Электродвигатель мощностью 1,5 л. с. приводит в движение роликовую цепь, связанную с затворной рамой, с затвором и механизмом питания. Возможны три режима огня – одиночными выстрелами и очередями с темпом стрельбы 100 или 200 выстр./мин, максимальная скорострельность – 500 выстр./мин. Боекомплект составляет 900 унитарных выстрелов, из которых 300 (обычно 225 с осколочно-фугасными и 75 с бронебойными снарядами) снаряжены и уложены в башне, а 600 находятся в боеукладке в корпусе. Бронебойный подкалиберный трассирующий снаряд с отделяемым поддоном выстрела М791 при массе 137 г имеет началь ную скорость 1335 м/с и на дистанции 1000 м пробивает гомогенную броню толщиной до 66 мм, а на дальности до 2500 м способен поразить бортовую броню советской БМП-1. Время полета на 1000 м – около 0,8 с. Позднее был принят выстрел М919 с большей бронепробиваемостью снаряда. Осколочно-фугасный трассирующий снаряд выстрела М792 имеет менее настильную траекторию, время полета на дальность 1000 м – около 1,2 с.

Боевая машина пехоты М2А3 «Брэдли».

С пушкой спарен 7,62-мм пулемет М240С, по бортам башни в передней ее части установлены четырехствольные дымовые гранатометы. Спаренная установка снабжена системой стабилизации в двух плоскостях с электрогидравлическим приводом поворота башни и электрическим приводом вертикального наведения. В систему управления огнем входит комбинированный (дневной и ночной) прицел наводчика с четырехкратным увеличением, используемым при стрельбе из пушки и спаренного пулемета, и 12-кратным – для наведения ПТУР «Тоу». Прицел имеет постоянную оптическую связь с прибором командира.

Заказчик: армия США

Вид: боевая машина пехоты

Разработчик: Food Machinery and Chemical Corporation

Производитель: Food Machinery and Chemical Corporation

Годы производства: 1981-1995 rr.

Годы эксплуатации: с 1981 г.

БРМ М3 во время операции«Буря в пустыне». 1991 год.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Особенностью БМП «Брэдли», отличающей ее от других машин этого класса, являются (вернее – являлись) стрелковые установки десанта. В шаровых установках в бортах корпуса укреплены несъемные 5,56-мм автоматы М231, созданные на основе штурмовой винтовки М16А1. От последней их отличает укороченный тяжелый ствол, измененная конструкция затвора, верхняя рукоятка перезаряжания, отсутствие цевья, выдвижной проволочный приклад и гильзоулавливатель. Боекомплект автоматов – 4200 патронов. Тяжелый ствол позволяет вести огонь длинными очередями с темпом до 1100-1200 выстр./мин, что повышает вероятность попадания по точечным целям на дистанции до 250 м. Для улучшения обитаемости внутри машины автоматы снабжены системой отвода пороховых газов.

В моторно-трансмиссионном отделении БМП установлен 8-цилиндровый V-образный четырехтактный дизель «Камминз» VTA903T мощностью 500 л. с. при 2600 об/мин. Двигатель сблокирован с гидромеханической трансмиссией НМРТ-500-3, обеспечивающей три фиксированные передачи вперед и одну назад.

БМП М2А124-й мотопехотной дивизии в Саудовской пустыне. 1991 год.

Ходовая часть включает в себя по шесть опорных и три поддерживающих катка на борт. Обрезиненные сдвоенные опорные катки диаметром 609 мм имеют алюминиевые диски и индивидуальную двухвальную торсионную подвеску с торсионами в упругих трубах. На первом, втором, третьем и шестом катках установлены гидравлические амортизаторы. Поддерживающие катки также обрезинены, передний и задний – одинарные, средний – сдвоенный, ведущее колесо – переднего расположения. Металлическая мелкозвенчатая гусеница цевочного зацепления с одним гребнем имеет резинометаллические шарниры, внутреннюю обрезиненную беговую дорожку и съемные резиновые подушки для движения по шоссе.

Разведывательная машина М3 внешне мало отличается от БМП. Главные ее отличия – заглушенные амбразуры, отсутствие смотровых блоков на правом борту и дополнительные антенны. Основное вооружение не изменилось, но боекомплект пушки увеличен до 1500 выстрелов, спаренного пулемета – до 4300 патронов, а ПТРК – до 10 ракет. БРМ оснащена портативной РЛС разведки наземных движущихся целей, а также приборами ночного видения, включая переносные.

Бронированная разведывательная машина МЗА2 ODS.

КОНТЕКСТ ТРАНСФОРМАЦИЯ

Армия США, имевшая во время Второй мировой войны наибольшее количество БТР, в послевоенный период продолжала рассматривать их как «боевые такси», позволяющие полностью механизировать войска. Однако в свете возросших требований к проходимости, а также возможного использования в условиях применения ядерного оружия, выявилась потребность в гусеничной машине с полностью закрытым герметичным корпусом. Вопрос придания БТР боевых свойств, то есть фактической трансформации его в БМП, впервые возник в ходе Вьетнамской войны.

МОДИФИКАЦИИ «БРЭДЛИ»

Работы по модернизации «Брэдли» начались вскоре после принятия ее на вооружение. Уже в 1986 году начался выпуск БМП М2А1 и БРМ МЗА1. М2А1 получила на вооружение ПТУР «Тоу-2» нового поколения с повышенной бронепробиваемостью. В боекомплект пушки ввели выстрел с удлиненным бронебойным снарядом и усиленным зарядом пороха. Была изменена форма и размещение корзин ЗИП, введена усовершенствованная ФВУ, в крышке верхнего люка десантного отделения установлены два призменных смотровых блока и т. д.

В 1988 году начался выпуск машин модификации М2А2/МЗА2. Эти машины получили бронирование по схеме «сталь-сталь-алюминий-кевлар». Лобовая часть корпуса и борта усилены стальными экранами толщиной 30 мм, из-за чего бортовые амбразуры оказались перекрыты, и автоматы М231 сняли. В связи с возросшей до 33 т массой установлен форсированный до 600 л. с. дизель VTA903T, модифицирована трансмиссия, а в подвеску введены усиленные торсионные валы. Для армии США было выпущено 2300 БМП М2, 1400 М2А1 и 1400 М2А2, из них 800 – с 600-сильным двигателем.

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ

¦ 1971 г. – начало разработки

¦ Октябрь 1981 г. – принятие на вооружение

¦ 1983 г. – поступление в войска США в Европе

¦ 1991 г. – боевое крещение в ходе операции «Буря в пустыне»

¦ 2003 г. – участие во вторжении в Ирак

Боевая разведывательная машина М3 «Брэдли».

МОДЕРНИЗАЦИЯ

По опыту операции «Буря в пустыне» была разработана программа модернизации БМП и БРМ до уровня ODS (Operation Desert Storm), важным элементом которой явилась установка на машину боевой информационно-управляющей системы FBCB2 (Force XXI Battle Command Brigade and Below). Система обменивается разведывательной информацией со спутниками разведки и всеми боевыми единицами, оснащенными аналогичными устройствами. Основываясь на полученной информации, FBCB2 воспроизводит на дисплее компьютера боевую обстановку с указанием месторасположения дружественных и вражеских сил с привязкой к рельефу местности. На БМП была установлена тактическая навигационная система TACNAV (Tactical Navigation System) производства фирмы KVH Industries. Данная система служит для определения координат местоположения и параметров движения машины и позволяет интегрировать БМП в систему FBCB2. TACNAV использует инерциальную систему, в состав которой включен приемник GPS.

Лазерный дальномер был заменен на новый, безопасный для глаз ELRF (Eye-safe Laser Rangefinder) производства фирмы Fire Control Systems. Дальномер использует длину волны 1,54 мкм, работает на расстоянии до 10 000 м и характеризуется точностью ±5 м.

Также были установлены цифровая система ориентирования DCS (Digital Compass Systems), высокоточный малогабаритный приемник GPS PLGR (Precision Lightweight GPS Receiver), тепловизионный прибор наблюдения для механика-водителя, ИК-система пассивной защиты от ПТУР первого поколения и подогреватель для пищевых пайков MRE (Meal, Ready-to- Eat). В десантном отделении индивидуальные сиденья пехотинцев были заменены на две скамьи по три места вдоль бортов, поскольку выяснилось, что такая компоновка позволяет быстрее покидать машину. С 1995 по 2005 год до уровня ODS были модернизированы все БМП М2А2 и БРМ МЗА2, после чего программа ODS стала составной частью программы модернизации БМП «Брэдли» до уровня АЗ. Последняя также была направлена на совершенствование радиоэлектронной начинки в рамках программы «Боевые машины будущего». Программа АЗ была завершена в 2011 году, после чего в вооруженных силах США остались только машины модификаций АЗ и ODS. По состоянию на 2010 год в вооруженных силах США имелось 6452 БМП «Брэдли». Еще 400 машин получила армия Саудовской Аравии.

M3А2 «БРЭДЛИ»

Бронированная разведывательная машина МЗА2 «Брэдли». Разведывательная машина внешне мало отличается от БМП. Главные ее отличия – заглушенные амбразуры, отсутствие смотровых блоков на правом борту и дополнительные антенны. Основное вооружение не изменилось, но боекомплект пушки увеличен до 1500 выстрелов, спаренного пулемета – до 4300 патронов, а ПТРК – до 10 ракет. БРМ оснащена портативной РЛС разведки наземных движущихся целей, а также приборами ночного видения, включая переносные.

1 Пушка. 25-мм автоматическая пушка М242 «Бушмастер» оснащена щелевым дульным тормозом реактивного действия. Угол склонения орудия до-10°, возвышения – до +60°.

2 Прицел. СУО БРМ включает комбинированный прицел наводчика типа «день-ночь» с 4-и 12-кратным увеличением и тепловизионным каналом.

3 Пусковая установка ПТУР «Тоу-2». ПУ шарнирно укреплена на левом борту башни, в походном положении прижата к борту, в боевом – поднимается в горизонтальное положение на уровень прицела.

4 Опорный каток. Опорные катки – обрезиненные спаренные, имеют алюминиевые диски и индивидуальную двухвальную торсионную подвеску с торсионами в упругих трубах.

5 Гусеница. Металлическая одногребневая гусеница цевочного зацепления с РМШ имеет внутреннюю обрезиненную беговую дорожку и съемные резиновые подушки.

6 Экран. Лобовая часть и борта корпуса усилены стальными экранами толщиной 30-32 мм. Экраны крепятся на болтах. На экранах имеются гнезда для крепления элементов динамической или пассивной защиты от кумулятивных боеприпасов.

ГЛАВНОЕ ПРОТИВОТАНКОВОЕ ОРУЖИЕ «БРЭДЛИ»

Бронетранспортер M113 армии США во время войны во Въетнаме. 1970 год.

Как и подавляющее большинство других БМП, «Брэдли» имеет пушку малого калибра, снаряды которой обладают относительно небольшой бронепробиваемостью. Однако в случае столкновения на поле боя с вражескими танками экипаж БМП может рассчитывать на достаточно эффективное противотанковое средство – ПТРК «Тоу».

Американские солдаты сидят на джипах с установленными на них противотанковыми ракетами «Тоу». Южный Вьетнам, 1972 год.

Внедрения в войска противотанковых ракетных комплексов первого поколения (с ручной системой наведения) началось еще в середине 1950-х годов. Может показаться странным, но США достаточно долго отставали в этой области от других стран, прежде всего от Франции. Первыми ПТРК, принятыми на вооружение американской армии, были именно французские модели: SS.10 в 1960 году (для наземных частей), AS.11 в 1961 году (для вертолетов), а также «Энтак» (для наземных частей) в 1963 году. С 1961 года закупки последней модели трактовались как временная мера. В США уже велась разработка нового ПТРК, получившего обозначениеТСМ (Tube-launched, Optically-sighted, Wire-guided – то есть «запускаемая из трубы, прицеливаемая оптически, управляемая по проводам»). Первоначально в конкурсе приняли участие три фирмы – «Мартин Мариетта», «МакДоннелл» и «Хьюз». В 1963 году победителем признали последнюю из них, с которой подписали контракт на полномасштабную разработку комплекса. К 1968 году создание ПТРК в основном завершилось, и в июне фирма получила контракт на серийное производство. На вооружение армии США ПТРК «Тоу» поступили в 1970 году, а в 1972 году дебютировали в бою во Вьетнаме.

КОНСТРУКЦИЯ И НОСИТЕЛИ

Ракета BGM-71 комплекса «Тоу» представляет собой одноступенчатый твердотопливный управляемый реактивный снаряд с кумулятивной (на поздних модификациях – тандемной кумулятивной) боевой частью. Пуск осуществляется из трубчатой ПУ, поэтому крестообразные крыло и оперение выполнены раскладывающимися. Система наведения – полуавтоматическая по проводам: наводчик удерживает цель в перекрестье прицела, а прибор наведения вырабатывает команды наведения и передает их на ракету. Конструкция ракеты позволяет применять ее как с различного рода наземных пусковых установок, так и с вертолетов.

Первоначально основным типом пусковой установки ПТРК считалась переносная М220, представляющая собой довольно массивную (около 50 кг) треногу, разбираемую для переноски. Однако вскоре такие ПУ начали монтировать на различные шасси – как небронированные (джипы), так и бронированные (БТР М113). На последних оператор при пуске ракеты и ее наведении должен был подняться из люка, что делало его уязвимым. В связи с этим в начале 1980-х годов был создан самоходный ПТРК М901 на шасси все того же М113, но с двухзарядной подъемноповоротной ПУ и возможностью наведения ПТУР оператором изнутри машины. Впоследствии аналогичные машины были созданы на базе колесных бронемашин LAV (LAV-AT) и «Страйкер» (М1134). Ну и, естественно, одним из наиболее многочисленных носителей ПТРК «Тоу» являются БМП М2 и БРМ М3.

Основным авиационным носителем ПТРК «Тоу» является штурмовой вертолет AH-1S «Кобра» и его модификации. Применение ПТУР с вертолета обеспечивается системой М65. «Кобра» способна нести 8 ракет в двух четырехзарядных ПУ. Помимо АН-1, носителями ПТУР «Тоу» являются вертолеты других типов – например, британские «Линке», итальянские А129 «Мангуста», шведские Во-105 или южнокорейские MD 500.

Штурмовой вертолет АН-15S «Кобра», оснащенный ПТУР «Тоу». 2003 год.

КОНТЕКСТ КЛОНЫ «ТОУ»

В середине 1980-х годов фирма «Израиль Милитари Индастриз» разработала на базе «Тоу» собственные ПТРК MAPATS, отличающиеся полуактивной лазерной системой наведения и увеличенной до 6000 м дальностью стрельбы. В Иране же путем так называемого реверсного инжиниринга создан и выпускается ПТРК «Туфан», соответствующий ранним модификациям «Тоу».

Модификация ракеты
Модификация ракеты BGM-71A BGM-71B BGM-71C BGM-71D BGM-71E BGM-71F Длина ракеты (с выдвинутым датчиком), м 1,16 1,17(1,41) 1,17(1,51) 1,17 Диаметр корпуса ракеты, м 0,152 Размах крыльев, м 0,46 Масса ракеты, кг 18,9 19,1 21,5 22,6 Масса боевой части (взрывчатого вещества), кг 3,9 (2,4) 5,9 (3,1) 6,14 Бронепробиваемость, мм 430 630 900 Дальность стрельбы,м 65-3000 65-3750 65-4200
МОДИФИКАЦИИ

• BGM-71А – базовая модификация с максимальной дальностью стрельбы 3000 м.

• BGM-71B – вариант с увеличенной до 3750 м дальностью, принятый на вооружение в 1976 году. От базовой модификации отличался лишь увеличенной длиной провода и предназначался прежде всего для применения с вертолетов.

• BGM-71С «Усовершенствованный Тоу» – вариант с увеличенным диаметром боевой части и взрывателем, установленным на двухсекционном телескопическом наконечнике. Такое решение обеспечивает подрыв боевой части на расстоянии от цели, гарантирующем оптимальную эффективность кумулятивного заряда. Ракета принята на вооружение в 1981 году.

• BGM-71 D «Тоу-2» – в этом варианте применена более мощная боевая часть и трехсекционный телескопический наконечник. Принята на вооружение в 1983 году.

• BGM-71E «Тоу-2А» – вариант с применением тандемной боевой части. Дополнительный заряд массой 0,3 кг, установленный на телескопическом наконечнике, обеспечивает преждевременное срабатывание динамической брони танка и увеличивает эффективность основного заряда. Выпускается с 1987 года.

• BGM-71F «Тоу-2В» – ракета, предназначенная для атаки бронецели сверху, оборудована новой боевой частью типа «ударное ядро». Принята на вооружение в 1992 году, дополнив ракеты «Тоу-2А».

• BGM-71H – ракета, созданная на базе «Тоу-2А» и предназначенная для поражения бункеров, других сооружений, а также легкой бронетехники. Выпускается с 2006 года.

• «Тоу-2В Аэро» – вариант для применения с вертолетов с увеличенной до 4500 м дальностью пуска. Также создана модификация этой ракеты с управлением по радиоканалу, а не по проводам.

ТАНК – БРИТАНСКОЕ ИЗОБРЕТЕНИЕ

Танк, как известно, детище XX века, но стоит задаться вопросом: почему танки появились сравнительно поздно?

В чем причина? Почему танк не появился в преддверии Первой мировой войны, несмотря на то, что для этого имелись все технические предпосылки? Разве не заманчивые перспективы открывало применение в бою этого нового вида боевой техники, особенно с учетом все возраставшей мощи стрелкового оружия?

Машина «№ 1 Линкольн» во время испытаний. Возвышающийся над корпусом макет башни для соблюдения секретности прикрыт чехлом. Сентябрь 1915 года.

Парадокс ситуации заключался в том, что никто из потенциал ьных противников не желал втягивания в затяжную войну. Все собирались вести войну «молниеносную», энергично наступать, дабы завершить разгром противника за несколько недель, в крайнем случае месяцев. Однако никто не учел одного обстоятельства: противостоящие коалиции оказались достаточно сильны, чтобы сорвать наступательные планы противника, но одновременно и слишком слабы, чтобы реализовать собственные. Осознание этого факта было оплачено очень дорогой ценой: уже в августе 1914 года обученная пехота всех воюющих армий почти целиком исчезла в братских могилах и госпиталях. Фронты зарылись в землю и опутались колючей проволокой. Прежде чем перейти в наступление, атакующая сторона должна была смести эти заграждения своим артиллерийским огнем, что в свою очередь в корне уничтожало элемент внезапности и давало противнику время и возможность предпринять необходимые контрмеры. Фронты замерли, налицо был настоящий кризис военного искусства – позиционный тупик. Средства обороны возобладали над средствами наступления.

ПОИСК ВЫХОДА ИЗ ПОЗИЦИОИНОГО ТУПИКА

В этих условиях боевая вездеходная машина перестала казаться беспочвенной фантазией. В Великобритании это одним из первых обосновал военный инженер подполковник Эрнест Суинтон, прикомандированный к штабу британской экспедиционной армии. Военные наблюдения вкупе с опытом инженера подвигли его уже в октябре 1914 года обратиться в Комитет имперской обороны с предложением использовать в боевых целях шасси трактора «Холт», испытания которого он наблюдал близ Антверпена. Как и прочие энтузиасты, поддержки он добился не сразу. Военный министр фельдмаршал лорд Г. Китченер оставил его письмо без ответа. Но Суинтон не успокоился.

Поступали и другие предложения. Например, в ноябре 1914 года капитан Туллок, управляющий пороховой компании в Чильворте, обратился в Комитет имперской обороны с предложением постройки «сухопутного крейсера». В декабре адмирал Бэкон предложил «мостовой трактор» для преодоления заграждений, а коммодор Суэттер – пехотный броневой щит на гусеничной самоходной платформе. В феврале 1915 года трактор «Диплок» со щитом продемонстрировали на плацу конной гвардии в Лондоне. Днем позже испытали «Холт» с «утяжеляющим» прицепом – из-за него трактор не смог преодолеть устроенных препятствий, и чины военного министерства сочли проект бесперспективным.

«Маленький Вилли» на хранении в парке Уэмбли. Снимок сделан в конце войны.

«Маленький Вилли» во время испытаний. Декабрь 1915 года.

КОМИТЕТ 110 СУХОПУТНЫМ КОРАБЛЯМ

Совершенно неожиданно эти и многие другие проекты нашли сочувствие у первого лорда Адмиралтейства Уинстона Черчилля. В феврале 1915 года при Адмиралтействе был создан Комитет по сухопутным кораблям, и дело сдвинулось с мертвой точки. Мнение фронтовиков, наконец, подействовало и на чиновников военного министерства, и 15 июня 1915 года был образован Совместный комитет Армии и Флота. Однако инициатива разработок осталась за представителями Адмиралтейства. Координацией же работ по гусеничным боевым машинам занялся Суинтон, назначенный секретарем Комитета имперской обороны. В конце июня Совместный комитет обратился к машиностроительной фирме «У. Фостер энд Компани» в Линкольне (Линкольншир), имевшей опыт сборки гусеничных тракторов «Горнсби», а также выпускавшей тяжелые колесные тракторы для артиллерии. Фирме дали заказ на разработку машины с использованием силового блока тяжелого трактора «Фостер-Даймлер» и шасси американского трактора «Буллок», доставленного в начале августа. Работой руководил управляющий фирмой инженер Уильям Триттон. В помощь ему направили лейтенанта добровольческого резерва ВМС Уолтера Гордона Вильсона. Инженеров торопили – отпущенные Комитету средства заканчивались. Работы шли в обстановке полной секретности. Сотрудники фирмы официально не числились «работающими на оборону», но не могли покидать территорию без особого разрешения, при малейшем подозрении в нелояльности увольнялись. За 40 дней Триттон и Вильсон создали машину, считающуюся первым в истории танком.

Танк «Мать» во время испытаний в парке Хатфильд близ Лондона. 2 февраля 1916 года.

«МАЛЕНЬКИЙ ВИЛЛИ»

Машина, получившая название«№ 1 Линкольн», представляла собой установленный на шасси «Буллок» коробчатый бронекорпус с грубым макетом башни: планировали установить вращающуюся башню с40-мм автоматической пушкой «Виккерс». Испытания прошли 10 сентября. Ходовая часть оказалась слабой для таких нагрузок. Из трех вариантов решения – тросовая гусеница, армированная лента из суррогатного каучука, звеньевая гусеница с жесткой подвеской – Триттон и Вильсон выбрали последний. Опорные катки, ведущее и направляющее колесо с гусеницей шириной около 500 мм смонтировали на отдельной броневой коробчатой раме. 28 сентября 1915 года закончили деревянную модель, а к концу ноября подготовили к испытаниям новый вариант, известный как «Маленький Вилли» – работники фирмы усмотрели в ней внешнее сходство с Вильсоном. Машина имела массу 18,3 т, экипаж 4-6 человек. Двигатель мощностью 105 л. с. и двухскоростная коробка передач позволяли машине развивать скорость до 3,2 км/ч. В лобовой части смонтировали 7,7-мм пулемет «Виккерс», в бортах имелись лючки для стрельбы из личного оружия. Отверстие под башню заглушили крышкой. «Маленький Вилли» преодолевал ров шириной до 1,52 м («№ 1 Линкольн» -1,2 м), в чем ему помогал колесный хвост, сделанный по типу «колесной тележки» тракторов «Холт» и «Буллок», стенку высотой 0,6 м, подъем до 20°. Однако «Маленький Вилли» еще не отвечал боевым задачам. Командование английских войск во Франции выдвинуло требования преодолевать ров в 2,44 м и стенку в 1,37 м. Было необходимо найти иное решение.

«Мать» преодолевает окоп. На снимке хорошо виден хвост – два больших колеса, прикрепленные к корме танка.

«БОЛЬШОЙ ВИЛЛИ» ИЛИ «МАТЬ»

Тогда-то и родилась идея придать гусеничному обводу форму параллелограмма, а для увеличения высоты зацепа верхнюю ветвь пустить поверх корпуса. Вооружение же разместили в бортовых спонсонах. Приняв такую конструктивную схему машины, получившей название «Большой Вилли», в ноябре 1915 года приступили к ее изготовлению. 30 января 191 б года новую машину представили на испытания. Спустя несколько дней обоих «Вилли», и «большого», и «маленького», продемонстрировали высшим военным и государственным чиновникам. «Большой Вилли» понравился больше. 12 февраля состоялись уже официальные испытания. За первым образцом новой боевой машины утвердилось прозвище «Мать» (Mother). Но на вооружение ее приняли под прозаическим индексом Mk I. Министерство снабжения выдало заказ на 100 единиц.

Корпус танка имел коробчатую форму и внутри походил на машинное отделение боевого корабля. Такое впечатление еще больше усиливалось благодаря деревянному настилу пола, вызывавшему ассоциации с палубой. Большую часть внутреннего помещения танка занимали шестицилиндровый двигатель «Даймлер» мощностью 105 л. с. и трансмиссия. Максимальная скорость движения 28-тонной машины составляла 6,4 км/ч, средняя по местности – 3,2 км/ч. Сзади к корпусу танка крепился хвост: два металлических колеса с ребордами, крепившиеся на Х-образной раме. Набор пружин прижимал хвост к земле, а для его подъема использовался гидравлический домкрат. Для поворота хвоста применялась тросовая тяга и шарнирные рычаги. Хвост позволял преодолевать достаточно широкие рвы и облегчал повороты. Экипаж танка состоял из восьми человек – офицера и семи солдат. Управляли танком водитель, командир и два помощника, работавшие на бортовых коробках передач. Водитель подавал им команды голосом, но чаще просто показывал пальцами номер передачи.

В отличие от первых опытных образцов, собиравшихся из котельного железа, корпус Mk I был броневым. Толщина листов брони составляла 5-12 мм. Технология сборки корпуса была следующей: в стальных листах сверлили отверстия под заклепки, затем листы закаливали и с помощью заклепок и болтов скрепляли уголками и стальными полосами.

Для вооружения танков использовались 57-мм морские пушки, размещавшиеся в бортовых спонсонах на тумбовых установках. Стрельбу из пушки наводчик вел стоя на коленях на полу спонсона. Для наведения пушки на цель использовался рычаг-правило и пистолетная рукоятка со спусковым крючком. Стреляные гильзы выбрасывались через отверстие в двери спонсона. Кроме пушек танк был вооружен 3-4 пулеметами «Гочкис». Боекомплект состоял из 332 артвыстрелов, которые укладывались в нижней части спонсонов и на стеллажах между боковыми стенками, и 6272 патронов к пулеметам.

Примерно половину танков решили изготовить пулеметными. В результате появилось деление танков на пушечные – «самцы», и пулеметные – «самки». Танк-«самка» вооружался 4 пулеметами «Виккерс» и 1 -2 пулеметами «Гочкис». В каждом спонсоне устанавливались два «Виккерса». Боекомплект «самки» состоял из 30 080 патронов.

Оглавление

  • БОЕВАЯ МАШИНА ПЕХОТЫ М2/М3 «БРЭДЛИ»
  •   ОСНОВНАЯ КОНСТРУКЦИЯ
  •   ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
  •   МОДИФИКАЦИИ «БРЭДЛИ»
  •   МОДЕРНИЗАЦИЯ
  •   ГЛАВНОЕ ПРОТИВОТАНКОВОЕ ОРУЖИЕ «БРЭДЛИ»
  •   КОНСТРУКЦИЯ И НОСИТЕЛИ
  • ТАНК – БРИТАНСКОЕ ИЗОБРЕТЕНИЕ
  •   ПОИСК ВЫХОДА ИЗ ПОЗИЦИОИНОГО ТУПИКА
  •   КОМИТЕТ 110 СУХОПУТНЫМ КОРАБЛЯМ
  •   «МАЛЕНЬКИЙ ВИЛЛИ»
  •   «БОЛЬШОЙ ВИЛЛИ» ИЛИ «МАТЬ» Fueled by Johannes Gensfleisch zur Laden zum Gutenberg

    Комментарии к книге «Боевые машины мира 2014 № 14 Боевая машина пехоты М2/М3 «Брэдли»», Автор неизвестен -- Военное дело

    Всего 0 комментариев

    Комментариев к этой книге пока нет, будьте первым!

    РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОЧТЕНИЮ

    Популярные и начинающие авторы, крупнейшие и нишевые издательства