Сегодня, когда по прошествии десятилетий обнародуются все новые подробности подлинной истории советской авиации, многие современные исследователи дают не слишком высокую оценку истребителю И-153 «Чайка». Любой знаток воздушных сражений времен Второй мировой войны знает, что строительство истребителей-бипланов в 1938 — 1940 гг. являлось ошибкой. Но автор намеренно использовал определение «легендарная», ибо до сих пор история создания и применение нескольких тысяч самолетов И-153 продолжает строиться из множества легенд, слухов и домыслов. Действительно, легендарным сделали самолет советские пилоты в 1941 г. Отождествляя себя со своей огромной страной, понесшей оскорбление и унижение в первые месяцы войны, они поистине героически воевали на этих устаревших бипланах. Победы в воздушном бою над технически превосходящим противником на «Чайке» давались нелегко, поэтому и ценность такой победы была весьма высока. Массовое использование И-153 в 1941 — 1942 гг. и большие потери привели к тому, что позже самолеты этого типа использовались редко. Так «Чайка» навсегда осталась в памяти легендарным самолетом первых трудных и тяжелых боев Великой Отечественной войны.
Говоря о названии самолета, стоит отметить, что первоначально использовалось лишь его буквенно-цифровое обозначение — И-153.
Первый опытный И-153. Вид спереди. Сентябрь 1938 г.Слово «чайка» писалось с маленькой буквы и несло лишь информацию о типе центроплана верхнего крыла, выполненного с V-образным изломом. Трудно сказать когда, но это частное определение типа крыла прижилось и стало использоваться как второе вполне официальное название самолета.
Комментарии к книге «Истребитель И-153 «Чайка»», Михаил Александрович Маслов
Всего 0 комментариев