В истории бронетанковой техники можно найти немало проектов, опытных и даже серийных машин, вызывающих при первом взгляде на них удивление. К этим образцам вполне подходит слово «экзотика». «Экзотические» решения принимаются там, где с помощью используемых схем и конструкций разрешить проблему уже не удаётся. Но, как известно, вслед за решением одной большой проблемы возникают новые, подчас непреодолимые на данном уровне развития технологий. И приходится отказываться от, казалось бы, остроумного и перспективного решения. Но это вовсе не означает, что оно похоронено навсегда. Пример тому — упорно ведущиеся много лет работы над многозвенными боевыми машинами или электромагнитными орудиями для танков. Некоторые решения кажутся «экзотическими» по прошествии времени просто потому, что сама проблема, для решения которой они создавались, оказалась неактуальной или была решена совсем иным способом. Скажем, боевые машины пехоты решили проблему взаимодействия танков и пехоты лучше, чем бронеприцепы или броневолокуши.
Боевая колесница шотландской армии. 1456 г.Боевая повозка, приводимая в действие ветром. Вальтурио. Италия. 1472 г.Порой «экзотические» боевые машины становятся результатом простого количественного наращивания основных характеристик — огневой мощи и защищённости (сверхтяжёлые танки) или, например, оперативной подвижности («летающие» танки). «Экзотический» проект боевой машины может быть и просто упражнением в изобретательности, и благородным стремлением решить важную проблему, но без достаточного знания самого предмета. Поэтому нам в дальнейшем придётся сталкиваться как с разработками профессионалов, так и с откровенно курьёзными предложениями изобретателей-дилетантов.
Комментарии к книге «Музей необычной бронетехники», Алексей Николаевич Ардашев
Всего 0 комментариев