Перестройка в области культуры охватила все слои нашего общества, все сферы жизни, коснулась заветных ипостасей каждого духовного «я».
Особенно глобально обращение народа к своему прошлому, к истории страны. Этому есть свое объяснение. Во-первых, оказалось, что зарубежную историю мы знаем порой лучше, нежели свою. Во-вторых, в смутное время всякий народ, а наш в особенности, всегда стремится к корням, к истокам, в них находит силу для настоящего и надежду на будущее. Современная ситуация, однако, осложняется тем, что прошлое наше, даже не самое далекое, не просто неизвестно, а запутано, разрозненно, искажено. Обращение к истории поэтому носит сегодня в известной степени характер поиска, реконструкции.
Не представляет исключения в этом плане история отечественных аэронавтики, ракетостроения и космонавтики. Хотя внешне этот пласт нашей истории и культуры выглядит вполне благополучно: достижения авиации и космонавтики, бесспорно, одни из немногих, которыми мы сегодня можем и вправе гордиться. Однако, опять парадокс, за рубежом об этой части нашего культурно-исторического наследия широкая общественность осведомлена гораздо более… «Железный занавес» сверхсекретности был опущен долгие годы не столько ради внешних недоброжелателей, сколько из-за недоверия административно-бюрократической системы к своему народу…
Впрочем, «тайны военные» в отечественной авиации – это лишь малая толика нашего незнания, хотя и здесь, например, еще ждет своих внимательных и беспристрастных исследователей история бериевских «шараг». Существует также масса других «белых» и черных пятен. В истории авиации ведь тоже имелся свой «краткий курс», согласно которому историю эту «под мудрым руководством» творили несколько корифеев от авиации и безликий «народ». У нас хорошо знают конструкторов Туполева, Яковлева, Антонова, Ильюшина и почти ничего – о Поликарпове, Бартини, Мясищеве, Москалеве, Калинине и целой плеяде других, не менее талантливых создателей крылатой славы Отечества.
А что нам известно об авиации дореволюционного периода! Ее, согласно принятым до недавнего времени канонам, вообще практически не существовало. Лишь через семь десятилетий вернулось на родину имя Игоря Ивановича Сикорского, сам он, страстно мечтавший побывать в России, до самой смерти в 1972 году в США, так и не смог этого сделать…
Комментарии к книге «Аэромузей 1991 01», Аэромузей Журнал
Всего 0 комментариев