Идея эмоционального и нравственного становления читателя, положенная в основу пособия, возвращает нас к проблеме воспитания и образования современного ребенка. Чему и как надо учить в данной среде и в данное время? Чтобы разобраться в этих вопросах, посмотрим на самого ребенка – на его личностные, потаенные пристрастия и на его ценности, претендующие на общественное признание в данное время. Что нужно, чтобы именно нравственные, духовные, творческие силы стали перспективой для образования личности?
Автор предлагает нам невероятно простой, притягательный, но подчас незаслуженно «забытый» в профессиональной среде путь – обращение к эмоционально-творческому началу Детства, к тому, что для ребенка свойственно думать именно сердцем. Отсутствие подобного начала в современной педагогике очевидно. Уже сегодня тревожит готовность многих молодых людей пользоваться готовыми мнениями, чужими мыслями, их удивительное умение приспосабливаться к формальному восприятию действительности – качества, говорящие о явном отсутствии нравственной культуры и культуры чувств.
На этом фоне автор предлагает литературу, ее эмоционально-творческую энергию как универсальный инструмент для зажигания сердца, для естественного соединения интеллекта и эстетического, нравственного начала личности. Читаем ли мы высказывания талантливых людей о своих детских читательских впечатлениях, или о способности любить жизнь Наташи Ростовой, или о гамме душевных качеств, определяющих достоинство личности («За что дети любят Золушку?»), открываем ли для себя мастерство словесного творчества («Художественный язык чувств – на примере прочтения сказок Пушкина») – мы сами не замечаем, как оказываемся втянутыми в нравственную систему восприятия литературных персонажей, в глубину их психологического анализа, как начинает раскрываться эмоциональная динамика нашей собственной личности, как возникает естественное желание профессионала сделать событием такое прочтение ребенка.
Комментарии к книге «Школа творческого чтения», Изабелла Юрьевна Тихомирова
Всего 0 комментариев