Из этого различия вырисовывается и различная роль понятий. Если на естественно развивающиеся объекты человек своими недостаточно осознанными действиями может воздействовать лишь косвенно и случайно, в результате чего в линии развития (1)n-(1)0-(1)5 лишь могут образовываться изломы, то действие человека на искусственно им же создаваемые объекты приводит к тому, что объекты всегда спускаются вниз по кривой (1)0-(1)4-(1)5 (схема 5).
Возникает вопрос: обязательны ли подобные падения искусственных объектов или это всего лишь отдельные случайности или следствие отживающих социальных причин; и вполне возможно, что реальная действительность совсем не похожа на ту, которая показана на схеме 5? Вопрос этот относится к числу принципиальных вопросов соотношения между познанием и практикой. Вспомним, что нами ведется речь не о любых объектах, а только о таких, которые нуждаются в исследовании и познании. Если объект уже исследован и познан, то действия человека или те понятия, которые складываются вокруг объекта, могут лишь способствовать его развитию. Если же объект не познан и подлежит только-только исследованию, которое по ходу развития объекта может завершиться выработкой научного понятия лишь в отдаленном будущем, то в таком случае могут воздействовать на развитие объекта эти начальные и промежуточные понятия - те, которые еще весьма далеко отстоят от научных? Будут ли они содействовать развитию объекта или тормозить это развитие?
Не надо при этом забывать, что речь идет об объекте, т.е. о реальности, существование которой, в конечном счете, не зависит от людей и их понятий. Люди и понятия могут ускорить или затормозить развитие такого объекта, но отнюдь не отменить его существование.
Комментарии к книге «Диалектика познания», Александр Александрович Фетисов
Всего 0 комментариев