На схеме 4 показан развивающийся объект. В этом случае его движение будет совершаться по восходящей линии (1)n-(1)0-(1)5при одновременном наполнении (росте) содержания. При деградации объекта прямая линия окажется нисходящей, а его содержание убывающим в объеме: при стабильном объекте прямая (1)n-(1)0-(1)5 горизонтальна, а содержание - застывшее.
Схема 4 справедлива при условии, если мы будем иметь дело с «естественными» объектами, - развитие и изменение которых не зависит или очень мало зависит от складывающихся вокруг объектов понятий. В таком случае, действительно, восхождение, деградация или стабилизация объектов будут совершаться по прямой или по слегка изломанной прямой (1)n-(1)0-(1)5.
Иного характера движение наблюдается в случаях, когда приходится иметь дело не с «естественно» развивающимися, а с «искусственно» создаваемыми объектами - развитие которых зависит от сознательной деятельности человека, т.е. от складывающихся понятий. Путь развития таких объектов представится совсем иначе, нежели это было показано на схеме 4.
Из схем 4 и 5 можно видеть, что пути движения (развития) «естественного» и «искусственного» объектов могут значительно отличаться один от другого и в то же время, внешне, если судить по конечным положениям этих объектов - (1)5, пути развития обоих будут ошибочно представляться одинаковыми - всегда в виде восходящей прямой. Эта видимость рождает ряд ошибочных иллюзий.
Прежде всего, забывается, что объекты познания, которым общим ходом движения предназначено неуклонно идти вперед, даже они по ряду причин могут находиться на нисходящей ветви развития. И, в частности, это может происходить потому, что в определенные моменты недооценивается роль понятия. Это относится главным образом к искусственным объектам, однако и естественно образующиеся объекты могут зависеть от сознательной деятельности человека, т.е. от складывающихся понятий.
Вообще говоря, понятия и представления могут влиять и на искусственные, и на естественные объекты, как в положительную, так и в отрицательную сторону. Разница между объектами лишь в том, что естественные объекты до определенного момента могут развиваться самостоятельно, без влияния человека, в то время как искусственно возникающие объекты уже с первого, момента их возникновения нуждаются в неотступном участии человека.
Комментарии к книге «Диалектика познания», Александр Александрович Фетисов
Всего 0 комментариев