Пока господствуют общепринятые представления, познание объекта по существу затормаживается, Но сколь долго б такое положение не длилось, рано или поздно создается обстановка, когда объект (1) в своем развитии уходит настолько далеко вперед от общепринятых представлениях (4), что между ними образуется совершенно нетерпимый разрыв. Люди в таких случаях останавливаются перед альтернативой: либо отказаться совсем от изучаемого объекта (1), либо отказаться от общепринятых представлений (4). Спор в решительные моменты разрешается в пользу объекта (1). Но даже в такие моменты обозначаются два пути познания объекта (1), ведущие к принципиально разным результатам:
- либо решительное продвижение от общепринятых понятий (4) к научным понятиям (5) и объекту (1);
- либо ряд постепенных и незначительных продвижений - с тем, чтобы каждый раз только-только отрываться от общепринятых представлений и не приближаться вплотную к исследуемому объекту.
Выбор пути познания в прошлом определялся специальными условиями, в которых совершался процесс познания, но многое зависело и от чисто гносеологических причин, влияющих на выбор пути к реальным объектам. Сейчас нас интересуют гносеологические причины, поскольку в современных условиях и тем более в наших советских условиях именно они приобретают решающее значение в вопросах познания.
Уже из сказанного можно сделать ряд полезных выводов относительно методов исследования системных объектов и предметов, но картина не будет полной, если не остановиться более обстоятельно на процессе развития исследуемых объектов и на образовании понятий, которые вокруг них складываются.
Схему 3 удобнее развернуть и представить в следующем виде (схема 4):
Где:
— —> (пунктирные стрелки) - линия движения объекта;
———> (непрерывные стрелки) - линия движения понятий;
(3) (3) (3) - индивидуальные, субъективные понятия, складывающиеся к моменту (t3);
(4) - общепринятые понятия, складывающиеся к моменту (t4);
(5) - научное понятие, выработанное к моменту (t5);
(1)5 - содержание исследуемого объекта, сложившееся к моменту (t5);
(1)n- содержание исследуемого объекта в момент его появления (tn);
(1)о - содержание того же объекта в момент его объявления (tо);
(2) - название объекта, приобретаемое в момент (t2) - чуть позднее момента (tо);
Комментарии к книге «Диалектика познания», Александр Александрович Фетисов
Всего 0 комментариев