«Диалектика познания»

2657

Описание

Разъясняются отличия элементарного и системного подходов к исследованию объектов. Рассматриваются диалектика формирования понятий об объекте исследования, диалектика знания и понимания, практика как критерий теории и другие аксиомы марксистской теории познания. Однако на вопрос: "Имеем ли мы сейчас науку, которая называлась бы «Диалектический метод», содержащую все необходимое, чтобы любой исследователь мог бы черпать из нее ответы на все интересующие его вопросы относительно того, как на практике вести исследования диалектически?" -- автор отвечает: -- "Такой науки, доведенной до практического руководства, у нас еще не имеется." Автор формулирует собственный алгоритм для исследователя-практика, желающего совместно применять диалектический и системный методы в своей работе. Анализируя современные научные методы исследования, автор приходит к тезису о недостаточном развитии науки. Три великих открытия ХIХ века -- (1) закон сохранения и превращения энергии; (2) деление и размножение органической клетки; (3) теория Дарвина -- в XX веке лишь коснулись внешней стороны...



4 страница из 74
читать на одной стр.
Настроики
A

Фон текста:

  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Аа

    Roboto

  • Аа

    Garamond

  • Аа

    Fira Sans

  • Аа

    Times

стр.

Пока господствуют общепринятые представления, познание объекта по существу затормаживается, Но сколь долго б такое положение не длилось, рано или поздно создается обстановка, когда объект (1) в своем развитии уходит настолько далеко вперед от общепринятых представлениях (4), что между ними образуется совершенно нетерпимый разрыв. Люди в таких случаях останавливаются перед альтернативой: либо отказаться совсем от изучаемого объекта (1), либо отказаться от общепринятых представлений (4). Спор в решительные моменты разрешается в пользу объекта (1). Но даже в такие моменты обозначаются два пути познания объекта (1), ведущие к принципиально разным результатам:

- либо решительное продвижение от общепринятых понятий (4) к научным понятиям (5) и объекту (1);

- либо ряд постепенных и незначительных продвижений - с тем, чтобы каждый раз только-только отрываться от общепринятых представлений и не приближаться вплотную к исследуемому объекту.

Выбор пути познания в прошлом определялся специальными условиями, в которых совершался процесс познания, но многое зависело и от чисто гносеологических причин, влияющих на выбор пути к реальным объектам. Сейчас нас интересуют гносеологические причины, поскольку в современных условиях и тем более в наших советских условиях именно они приобретают решающее значение в вопросах познания.

Уже из сказанного можно сделать ряд полезных выводов относительно методов исследования системных объектов и предметов, но картина не будет полной, если не остановиться более обстоятельно на процессе развития исследуемых объектов и на образовании понятий, которые вокруг них складываются.

Схему 3 удобнее развернуть и представить в следующем виде (схема 4):

Где:

— —> (пунктирные стрелки) - линия движения объекта;

———> (непрерывные стрелки) - линия движения понятий;

(3) (3) (3) - индивидуальные, субъективные понятия, складывающиеся к моменту (t3);

(4) - общепринятые понятия, складывающиеся к моменту (t4);

(5) - научное понятие, выработанное к моменту (t5);

(1)5 - содержание исследуемого объекта, сложившееся к моменту (t5);

(1)n- содержание исследуемого объекта в момент его появления (tn);

(1)о - содержание того же объекта в момент его объявления (tо);

(2) - название объекта,  приобретаемое в момент (t2) - чуть позднее момента (tо);

Комментарии к книге «Диалектика познания», Александр Александрович Фетисов

Всего 0 комментариев

Комментариев к этой книге пока нет, будьте первым!

РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОЧТЕНИЮ

Популярные и начинающие авторы, крупнейшие и нишевые издательства