Опубликовано 25 июля 2011 года
Продолжение. Первую часть читайте здесь.
Соединённые штаты и Россия, конечно, лидеры космической гонки, но отнюдь не монополисты в этой области. Как минимум, нарастающую в своей серьёзности конкуренцию составляют уже и Европа, активно разрабатывающая свои ракеты-носители и орбитальные корабли, и Китай, заявляющие колоссальные амбиции в области освоения космоса.
О них и пойдёт речь в данном материале.
Китайская народная космическая программаКак и во многих других сферах, Китай в области освоения космоса ведёт себя весьма напористо, по крайней мере, что касается громких заявлений, то в них нет недостатка. Перманентно обитаемая орбитальная станция, постоянно обитаемая лунная база, которая должна будет стать плацдармом для отправки человека на Марс и к более далёким планетам — все эти далеко идущие планы озвучивались неоднократно на протяжении всего прошлого десятилетия.
Громогласные заявления шли, впрочем, на фоне успешного и, главное, очень быстрого развития гражданской космической программы КНР, запущенной в начале 1990-х. Уже с 1999 года Китай успешно (по крайней мере, по официальным данным) запускает космические корабли серии Шеньчжоу; уже в 2003 году состоялся первый пилотируемый полёт, китайским Юрием Гагариным стал подполковник ВВС КНР Ян Ливей (Yang Liwei), проведший в космосе более 21 часа. Пилотируемый им корабль Шеньчжоу-5 осуществил 14 полных витков вокруг Земли и относительно благополучную посадку во Внутренней Монголии.
Судя по всему (и, в частности, по фотографиям, на которых видно, что у первого китайского космонавта кровоточат губы), посадка была жёсткой. Официально, естественно, эта информация не разглашалась.
Ян Ливей в космос больше не летал. Известно, зато, что в 2008 году он был произведён в ранг генерал-майора.
Что же касается кораблей «Шеньчжоу», то внешне они сильно напоминают советские и российские «Союзы», однако есть и более чем существенные различия. Руководители китайской космической программы, впрочем, категорически отрицали и отрицают, что «Шеньчжоу» именно что скопирован с «Союзов»: дескать, да, у русских мы много чему научились, но наши корабли удобнее и имеют более широкую функциональность.
Комментарии к книге «Цифровой журнал «Компьютерра» 2011 № 31 (79)», Журнал «Компьютерра»
Всего 0 комментариев