«Рациональное питание детей школьного возраста»

5386

Описание

Книга знакомит с особенностями питания детей школьного возраста, рассказывает о влиянии отдельных пищевых веществ на развитие ребенка, о рационе питания детей, о способах и правилах приготовления пищи, о том, как правильно выбрать продукты, каким должен быть режим питания, приводится примерное меню на неделю. Книга рассчитана на широкий круг читателей.



Настроики
A

Фон текста:

  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Аа

    Roboto

  • Аа

    Garamond

  • Аа

    Fira Sans

  • Аа

    Times

РАЦИОНАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ОСНОВЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ

Рациональное питание – одно из основных средств обеспечения нормального физического и умственного развития детей. Оно повышает их устойчивость к болезням и успеваемость.

Значение рационального питания возрастает в условиях большой учебной нагрузки. Современные учебные программы очень насыщены. Для их выполнения требуются значительные усилия и большая затрата времени детей не только в школе, но и дома. Роль питания в современных условиях повышается в связи с ускорением физического развития и ранним половым созреванием.

Огромная информация, которая систематически поступает детям в школе и по другим каналам (телевидение, радио, кино, компьютер и др.), создает большую нагрузку на нервную систему. Снять эту нагрузку помогает правильно организованное питание. В современных условиях к здоровью школьников предъявляются повышенные требования, и обеспечить высокий его уровень является важной и ответственной задачей. В решении этой задачи одну из главных ролей играет рациональное питание.

Большое значение имеет правильный режим питания. По современным научным данным наиболее обоснованным и полезным для детей школьного возраста является режим четырех– или пятиразового питания. Наилучшие показатели физического состояния, развития и работоспособности отмечаются, когда дети школьного возраста получают пищу 4–5 раз в день. Режим питания школьника строится с учетом приемов пищи дома и в школе и определяет не только время приема пищи, но и калорийный объем каждого приема пищи. Режим питания будет разным для детей, которые обучаются в первую и вторую смены. В качестве примерных, можно привести следующие режимы питания (в % от калорийности суточного рациона):

Для школьников, занимающихся в первую смену:

1-й завтрак (8 часов) – 20;

2-й завтрак (11 часов) – 20;

Обед (15 часов) – 35;

Ужин (20 часов) – 25.

Для школьников, занимающихся во вторую смену:

Завтрак (8 часов 30 мин.) – 20;

Обед (12 часов 30 мин.) – 35;

Полдник (16 часов 30 мин.) – 20;

Ужин (20 часов 30 мин.) – 25.

Промежутки между отдельными приемами пищи не должны превышать 4–5 часов. Таким образом, обеспечивается лучшее переваривание и усвоение пищи, а также исключается чувство голода. Промежуток между ужином и завтраком следующего дня (ночной промежуток) не должен превышать 12 часов. При обычном распорядке дня дети в школе получают завтрак, а при продленном дне – завтрак и обед.

Домашнее питание должно дополнять школьное, что обеспечивает полноценность всего суточного пищевого рациона. Регулярный прием пищи ежедневно в одно и то же время в более или менее равномерных количествах является основой рационального детского питания.

Не следует допускать, особенно детьми младшего возраста, обильных приемов пищи, превышающих 1/3 калорийности суточного рациона (35 %). Не могут быть рекомендованы и малые (менее 20 % суточной калорийности) приемы пищи, так как при этом возникает необходимость увеличить остальные приемы пищи или принимать ее 5–6 раз в день. Более частое питание с уменьшением объема порций может применяться по рекомендации врача в отношении детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья.

Питание детей должно наиболее полно удовлетворять как энергетические, так и ростовые нужды. Потребность в калориях детей младшего школьного возраста (7 – 10 лет) составляет 2400 ккал, такая же, как потребность в калориях пожилых людей (60–70 лет). Дети в возрасте 11–13 лет должны получать 2850 ккал в сутки, т. е. столько же, сколько и взрослые, занятые трудом, требующим несущественных физических усилий. У подростков (14–17 лет) потребность в калориях большая, чем у взрослых. Так, потребность в калориях юношей (14–17 лет) составляет 3150 ккал, что соответствует потребности мужчин – рабочих в возрасте 18–40 лет, занятых трудом, который требует значительных физических усилий. Таким образом, питание школьника должно быть калорийным. Этого можно достигнуть включением в суточный рацион достаточного количества пищевых веществ: белков, жиров, углеводов.

Потребность в белке детей в связи с интенсивными процессами их роста и развития большая, чем у взрослых, у которых она составляет 1,3–1,5 г на 1 кг веса тела. У школьников младшего возраста потребность в белке – 2,5–3 г на 1 кг веса, старшего возраста (14–17 лет) – не менее 2 г на 1 кг веса тела. В количественном выражении дети в возрасте 7 – 10 лет должны получать 80 г белка в сутки, в возрасте 11–13 лет – 93 г, юноши (14–17 лет) – 106 г и девушки (14–17 лет) – 96 г. С развитием полового созревания отмечается разница в потребности в белке и других пищевых веществ у юношей и девушек. По некоторым данным при одном и том же виде деятельности мальчики затрачивают энергии больше, чем девочки.

Удовлетворение потребности в белке производится за счет как животных, так и растительных белков. Основные источники животного белка – молоко и молочные продукты, мясо, рыба и яйца. Источниками растительного белка являются многие пищевые продукты, но главное значение имеют хлебобулочные изделия, крупяные и макаронные изделия, а также картофель. Все эти продукты должны рассматриваться как обязательные и притом незаменимые составные части детского пищевого рациона. Известно, что удовлетворение ростовых потребностей детского организма происходит при высоком уровне в рационе животного белка. По современным данным, удельный вес животного белка в суточном рационе школьника должен составлять 60 % общего количества белка. Для выполнения этого требования и обеспечения белковой полноценности питания необходимо ежедневно включать в пищевой рацион школьника: молоко – 500 г, одно яйцо, творог – 40–50 г, сыр – 10–15 г, рыба – 40–60 г, мясо школьникам младшего возраста (7 – 10 лет) – 140 г, среднего возраста (11–13 лет) – 175 г и подросткам (14–17 лет) – 220 г. Таким набором животных продуктов можно полностью удовлетворить потребность растущего организма в белке при условии поступления достаточного количества растительного белка.

Примерный суточный набор продуктов – источников растительного белка: хлеб ржаной – 100 г (для школьников младшего возраста – 75 г); пшеничные хлебобулочные изделия – 200 г (для младшего возраста – 165 г, для юношей – 250 г); крупы – 35 г; макаронные изделия – 15 г; бобовые – 10 г (для школьников младшего возраста – 5 г). Продукты, которые рекомендуются в количествах не позволяющих приготовить самостоятельное блюдо (например, бобовые), используются не ежедневно, а через день или 2 раза в неделю.

Значение жиров в питании детей многообразно: они используются для целей роста, для построения нервной ткани и тканей мозга. Жиры являются растворителями витаминов А и Д, обеспечивая наиболее полное их усвоение. Некоторые жиры сами являются источниками витаминов А и Д, а также необходимых в детском возрасте фосфатидов и полиненасыщенных жирных кислот.

Отсутствие жира в питании детей отрицательно сказывается на их здоровье, особенно на иммунобиологических свойствах. При недостаточном поступлении жира ослабляются защитные свойства организма и он становится более чувствительнвм к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды, особенно к холоду. Дети становятся более восприимчивы к различным заболеваниям, особенно к острым респираторным заболеваниям, гриппу и др. При длительном недостаточном содержании жиров в питании детей отмечаются замедление роста и расстройства функции нервной системы.

Отрицательное влияние оказывает и избыток жира. При этом нарушается обмен веществ, ухудшается использование белка, расстраивается пищеварение. Потребность в жире школьников такая же, как и потребность в белке. Наиболее полезным в детском питании является сливочное масло, в котором находятся витамины А и Д и фосфатиды, необходимые растущему организму. В детском питании надо использовать и растительное масло (10–15 % от общего содержания жира). Большие количества растительного масла не могут быть рекомендованы в детском питании в связи с трудностью его переваривания и усвоения, а также созданием избыточных количеств полиненасыщенных жирных кислот – сверх установленных величин потребностей, что является нежелательным и не безразличным для детского организма.

В питании школьников важное значение имеют углеводы, которые являются основным источником энергии для мышечной деятельности. В связи с высокой подвижностью школьников их энергозатраты значительны. Количество углеводов в питании школьников должно быть в 4 раза больше, чем белков и жиров, т. е. 320–420 г в сутки. Нужно использовать легко усвояемые углеводы (сахар, мед, варенье, кондитерские изделия и др.). Количество легко усвояемых углеводов в пищевом рационе школьника должно составлять 20 % от общего содержания углеводов, т. е. 70 – 100 г в сутки. Основная потребность в углеводах покрывается за счет крахмала, который содержится в большом количестве в хлебных и крупяных продуктах. Поэтому в детском питании предусматривается довольно большое количество хлебобулочных изделий (300–400 г) и круп (35 г) в день. Однако преимущественно углеводное питание при недостаточности в рационе белка и жира наносит большой ущерб здоровью детей. При этом отмечается нарушение обмена, оставание в росте и общем развитии, ожирение, склонность к частым заболеваниям. Таким образом, питание школьника должно быть сбалансированным, т. е. включающим все пищевые вещества в оптимальных соотношениях. На каждый грамм белка должно приходиться 1 г жира и 4 г углеводов.

В поддержании здоровья детей важную роль играют витамины пищи. У школьников, в связи с интенсивным ростом и большой учебной нагрузкой, потребность в витаминах повышена, особенно в витаминах А, Д и С. Удовлетворение потребности в этих витаминах достигается путем ежедневного использования молока, сыра, творога, сметаны, сливочного масла, яиц, мяса, рыбы, т. е. продуктов животного происхождения. Однако в обеспечении витамином А большую роль могут сыграть и некоторые растительные продукты – зеленые овощи и морковь, содержащие каротин, вещество, которое превращается в организме в витамин А.

Каротин моркови наиболее полно используется в организме, если ее измельчить, например, на терке или употреблять в отварном виде.

Витамин Д может образовываться в коже под влиянием ультрафиолетовых лучей солнца. Поэтому школьники должны ежедневно как можно больше находиться на открытом воздухе. Зимой для этой цели успешно может использоваться искусственное ультрофиолетовое облучение в школьных или иных специальных кабинетах. Применять препараты витамина Д можно только по назначению врача.

Много витаминов А и Д содержится в печени, в связи с чем блюда из печени очень желательны в питании школьников. Удовлетворение потребности в витаминах С и Р, а также в некоторых витаминах группы В происходит главным образом за счет овощей и фруктов. В связи с этим в питании школьников должно предусматриваться ежедневное потребление больших количеств овощей (300–350 г) и фруктов (150–300 г).

Питание школьников должно включать необходимый комплекс минеральных солей. Значение их в развитии и жизнедеятельности организма многообразно. Они являются обязательной составной частью крови, гормонов, ферментов и др., используются для построения костной, мышечной, нервной и других тканей, участвуют в процессах обмена веществ, в поддержании необходимого давления в клетках и других сложных процессах. Особенно важное значение для детей имеют кальций и фосфор, которые являются основными структурными компонентами скелета. В школьном возрасте кальция требуется около 1,2 г в сутки, а фосфора почти в 2 раза больше. Для того, чтобы удовлетворить эту потребность, необходимо включать в рацион продукты, богатые кальцием и фосфором. Особенно много кальция содержится в молоке и молочных продуктах. Кальций молока усваивается полностью. Для удовлетворения суточной потребности в кальции достаточно употребить 0,5 л молока или 100 г сыра. Источником фосфора в детском питании являются яйца, сыр, мясо, рыба, овсяная крупа, бобовые и др. При обычном, смешанном, сбалансированном, рациональном питании обеспечивается удовлетворение потребности организма в большинстве минеральных веществ, в том числе и в микроэлементах.

Питание школьника обычно состоит из частичного питания в школе и основного питания дома. За счет школьного завтрака обеспечивается 500–700 ккал, т. е. 20–25 % суточного рациона. На долю домашнего питания соответственно отводится 75–80 %. Таким образом, создание высокого уровня питания школьников в домашних условиях является залогом здоровья и нормального развития детей, а также хорошей учебной работоспособности.

ОСНОВЫ ДОМАШНЕГО ПРИГОТОВЛЕНИЯ ПИЩИ

Как уже говорилось, в состав пищи для детей должны входить продукты как животного, так и растительного происхождения, содержащие в себе все основные пищевые вещества, необходимые для жизни организма: белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли, воду. Потребность детского организма в них покрывается полностью лишь при смешанном и разнообразном составе пищи. Однообразная пища быстро «приедается», ведет к уменьшению выделения пищеварительных соков, снижению усвояемости пищевых веществ, т. е. – к неполноценному питанию и нарушению жизнедеятельности организма. Поэтому рациональное питание для детей прежде всего должно быть полноценным и разнообразным. Здесь нужно знать и учитывать роль, которую играют в детском возрасте отдельные пищевые вещества и содержание их в различных продуктах.

Вопросы организации рационального питания в домашних условиях волнуют многих родителей. Чтобы правильно организовать стол, надо знать, какое место в питании принадлежит тем или иным продуктам и некоторым блюдам, какие продукты и блюда употреблять предпочтительнее, как правильно приготовить пищу, как в случае необходимости сохранить ее здоровой и вкусной, как правильно составить домашнее меню и, наконец, как подать пищу на стол, чтобы она выглядела аппетитной, красивой.

О ПРОДУКТАХ ПИТАНИЯ

Мясо, птица и рыба

Мясо, птица и рыба являются основными источниками белков – важной составной частью каждой клетки организма. Белки необходимы, как уже было сказано, для роста тела, для замещения отживших клеток. Из белков образуются многие защитные вещества организма и регуляторы обмена веществ (ферменты и гормоны). Они способствуют использованию разнообразных пищевых веществ, поступающих в организм, таких как витамины, минеральные соли и другие. Одним из важнейших продуктов, благодаря которому в детский организм доставляются белки наиболее высокой питательной ценности, является мясо. Только белок куриных яиц и молока может сравняться с белком мяса. В мясе содержится около 23 % белка и свыше 60 % воды.

Кроме белка, употребляя мясо, организм получает жир, витамины В1 и В2, железо значительное количество фосфора и витамина РР (никотиновой кислоты). Такие продукты, как печень и почки, обеспечивают белками высокого качества, а также большой группой витаминов В, железом, фосфором, медью и другими минеральными веществами, витамином С и большим количеством витамина А. Мясо птицы по качеству белков существенно не отличается от мяса животных. Мясо утки и гуся, содержит больше жира, чем мясо других птиц и несколько медленнее переваривается в желудке.

По питательной ценности мясо рыбы заметно не отличается от мяса животных и птиц. Оно содержит больше воды и меньше жира. Белки, которые находятся в рыбе, так же полезны, как и мясо животных. Это же относится и к мясу крабов и других мясных животных. Оно легко и хорошо переваривается и усваивается.

Молоко и молочные продукты

Молоко содержит около 100 составных элементов и является важным продуктом питания. Оно включает все основные, необходимые детскому организму вещества в оптимальных соотношениях и легко усвояемой форме. Белки молока высокого качества. Кроме того, в молоке имеется большое количество кальция и фосфора. В молоке имеются витамины А, Е, группы В, холин и аминокислота, метионин, молочный сахар и легкоперевариваемый молочный жир. Молоко – незаменимый пищевой продукт для грудных детей, для растущих детей, кормящих женщин и для людей пожилого возраста.

Содержание витамина Д в молоке зависит от облучения коровы солнечным светом. Поэтому витамин Д в больших количествах находится в «летнем» молоке. Очень высока питательная ценность козьего молока. Много необходимых веществ содержится также в сгущенном молоке и в молочном порошке – сухом молоке. Снятое молоко – хороший источник белков, фосфора и кальция. Особенно ценным молоко бывает при необходимости ограничения потребления молочного жира (коровьего масла).

Кислое молоко – простокваша, варенец, йогурт, кефир благотворно действует на работу кишечника и подавляет гнилостные и бродильные процессы в нем. Однодневное кислое молоко повышает кишечную перистальтику, действует послабляюще. Кислое молоко (двух-, трехдневное) обладает закрепляющим действием на кишечник.

Высокоценными молочными продуктами являются творог и сыр. Сыр лучше употреблять не очень острых сортов. Творог и сыры содержат в основном белки, жиры и минеральные вещества. Если ребенок не может потреблять необходимое количество молока, то можно использовать сыры в качестве источника белков и минеральных веществ.

Творог содержит 16 % белка, соли кальция и фосфора, благоприятно влияет на жировой обмен и обладает мочегонным действием. Из творога можно приготовить огромное количество вкусных и полезных блюд, сочетая творог с овощами и крупами, например, морковно – творожные блюда, пудинги, крупеники из гречки и творога и т. п.

Жиры и яйца

Жиры являются источниками энергии. Они превосходят энергию всех других пищевых веществ, участвуют в восстановительных процессах, являются растворителями витаминов А, Е, Д и способствуют их усвоению. Жиры участвуют в строении клеток, улучшают вкусовые свойства пищи и повышают ее питательность.

Недостаточное поступление в организм жира может привести к нарушению центральной нервной системы, ослаблению иммунобиологических механизмов, изменению кожи, почек, органов зрения и др.

Средняя потребность школьника в жире составляет 80–90 г в сутки, в том числе растительного – 20–30 г.

Жиры в достаточном количестве содержатся в таких продуктах питания, как печень, масло сливочное, сыр, мясо, сало, птица, рыба, молоко, мозги, сердце. Ценны и растительные жиры, особенно тем, что не содержат холестерина и понижают его содержание в организме. В пищу употребляют растительные масла: подсолнечное, оливковое, кукурузное, льняное, конопляное, арахисовое и др.

Промежуточное место между животными и растительными жирами занимает маргарин. В состав маргарина входят высококачественные растительные и животные жиры, молоко, соль и яичный желток. В сливочный маргарин входит около 20 % сливочного масла и жирорастворимые витамины.

Яйца – ценный продукт, содержащий белки, жиры, минеральные соли и витамины. Белки яиц обладают высокой питательной ценностью и хорошо усваиваются организмом. Жир яиц раздроблен на мельчайшие частички и взвешен в белке, поэтому он также легко усваивается. По пищевому значению желток более питателен, чем белок. Он содержит больше витаминов, минеральных веществ и жира. В желтке много витаминов, фосфора и железа. Особо его рекомендуют для питания малокровных детей.

СПОСОБЫ И ПРАВИЛА ПРИГОТОВЛЕНИЯ ПИЩИ

Основными способами приготовления пищи являются: варка, жарение, тушение, запекание, пассерование, припускание.

Тепловая обработка пищевых продуктов преследует три цели: обеспечить санитарно – эпидемиологическую безопасность продуктов, уничтожая болезнетворные микроорганизмы; повысить усвояемость пищевых веществ; улучшить вкусовые качества продуктов.

При тепловой обработке происходит разрушение клеточных стенок в растительных продуктах и соединительных тканей в животных продуктах. В результате лучше усваиваются белки, жиры, углеводы, витамины и минеральные вещества. При тепловой обработке уничтожаются вредные для здоровья микроорганизмы, которых много в сырых продуктах, и таким образом обеспечивается необходимое санитарно – гигиеническое состояние пищи. В некоторых случаях увеличивается срок хранения пищевого продукта.

Различные приемы тепловой обработки помогают разнообразить вкусовые свойства одного и того же продукта, и еда не будет приедаться. Однако тепловая обработка имеет и некоторые минусы. При нагреве происходит разрушение некоторых витаминов, особенно витамина С, распад или нежелательные превращения ряда аминокислот, окисление жиров. При длительном или интенсивном тепловом воздействии на продукт белки усваиваются более тяжело, поэтому тепловую обработку нужно проводить так, чтобы происходило необходимое размягчение продукта, но без излишних потерь пищевых веществ.

НЕКОТОРЫЕ ПРАВИЛА КУЛИНАРИИ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ ВИТАМИНА С ПРИ ПРИГОТОВЛЕНИИ ПИЩИ

Большое значение для детского организма имеет витамин С – аскорбиновая кислота. Он принимает участие в обмене веществ, способствует повышению устойчивости организма к вредным внешним воздействиям. Недостаток этого витамина ощущается главным образом весной. Витамин С не образуется в организме, а поступает только с пищей. Поэтому важно, чтобы дети получали овощи и фрукты в течение всего года. Богатыми источниками витамина С являются свежие овощи, картофель, фрукты, ягоды, зелень. Из яблок наибольшее количество витамина содержится в антоновке и титовке. Полезным продуктом является квашеная капуста, в которой при правильном ее приготовлении и хранении витамин С сохраняется всю зиму.

При приготовлении пищи следует помнить, что витамин С легко растворяется в воде, разрушается кислородом воздуха, особенно при нагревании.

Для уменьшения потерь витамина С во время готовки необходимо соблюдать следующие правила:

– резать овощи и зелень лишь непосредственно перед их употреблением или варкой, заготовляя раньше те, которые варятся дольше;

– очищенные и нарезанные овощи не рекомендуется долго хранить в воде или на воздухе, так как при этом часть витаминов и минеральных солей переходит в воду или разрушается;

– закладывать овощи и зелень в уже кипящую воду, т. к. при высокой температуре прекращается действие ферментов, разрушающих витамин С и потеря витамина С сокращается (например, при закладке в горячую воду картофель теряет около 19 % витамина С, при закладке в холодную – около 40 %);

– закрывать кастрюлю крышкой, а сами овощи должны быть погружены в воду, этим уменьшается вредное воздействие кислорода воздуха на витамин С. При варке в открытых кастрюлях теряется в 2 раза больше витамина С, чем при варке в закрытых;

– не допускать бурного и излишне долгого кипения, ибо варка например, капусты в течение часа снижает витаминную ценность ее более чем на 85 %;

– не хранить долго готовые блюда, особенно нежелательно долго держать их на горячей плите, так как витамины при этом разрушаются, например, в щах и картофельном супе после хранения в течение трех часов остается только 20 % витамина С. Если приходится хранить готовые блюда, надо держать их на холоде, при повторном разогревании пищи витамины разрушаются;

– отвар овощей использовать для приготовления супов, подливок, соусов, так как он содержит витамины и минеральные соли. При варке капусты, например, в отвар переходит до 60 % витаминов С;

– салаты, винегреты и другие блюда нужно готовить перед самим употреблением или не ранее чем за час – полтора до подачи на стол;

– нужно шире пользоваться варкой овощей на пару (причем картофель лучше варить в кожуре), так как при этом способе готовки витамины и минеральные соли сохраняются лучше;

– при варке картофеля с кожурой разрушается около 25 % витамина С, а при варке очищенного картофеля теряется около 40 %.

Перечисленные правила имеют большое практическое значение в тепловой кулинарной обработке. Одним из приемов такой обработки является варка.

Варка

Продукты варят и для того, чтобы размягчить их, и для того, чтобы получить отвары. Отвары в свою очередь используются для получения бульонов и супов. Мясные бульоны варят из мяса и костей; рыбные – из мелкой рыбы, пищевых остатков крупных рыб; куриные – из потрошеной курицы. Для получения прозрачного бульона его в самом конце варки иногда осветляют добавлением сырого яичного белка.

Супы можно приготовить, используя приготовленные бульоны. Они бывают мясные (когда варят одно мясо), костные (когда варят одни кости) и мясокостные. Наилучшими по вкусовым качествам считаются мясокостные бульоны, особенно, когда их варят с «сахарной» косточкой. Это объясняется тем, что мясо при варке дает большое количество полезных для детского организма веществ, минеральных и экстрактивных. Кости дают жир и желатинообразующие вещества. Они придают бульону своеобразные вкусовые качества. Перешедшие в отвар вещества в мясокостном бульоне, дают приятный вкус и аромат.

Для варки бульонов мясо кладут в холодную воду, в которую полезные для организма вещества переходят полнее. Затем холодную воду с мясом нагревают до кипения и варят при слабом кипении. Для того, чтобы не появился неприятный салистый привкус, с поверхности бульона периодически снимают пену и жир, которые используют для приготовления вторых блюд.

Приготовление супов незадолго до готовности мяса, в бульон добавляют овощи, крупы и другие продукты. Последовательность их внесения определяеься длительностью варки этих продуктов.

Продолжительность варки (в минутах), чаще всего употребляемых для супов продуктов, следующая:

свекла, корень петрушки, лук и морковь 40–60;

макароны 30–40;

картофель целыми клубнями 25–30;

капуста белокочанная свежая 20–30;

крупа (кроме манной) 20–30;

капуста квашеная тушеная 20–25;

лапша 20–25;

капуста цветная 15–20;

огурцы соленые 15–20;

картофель кусочками 10–12;

фрикадельки 10;

клецки 2–5;

щавель 5–7.

За 5 – 10 минут до окончания варки в супы добавляют специи (лавровый лист, перец горошком и т. д.) и соль, чтобы она успела впитаться (а в борщ – еще сахар и уксусную кислоту). Лук и морковь перед закладкой в бульон лучше пассеровать.

Варить супы нужно при слабом кипении, иначе ароматические вещества улетучатся, а овощи сильно разварятся. После закладки каждого вида овоща, бульон должен снова быстро закипеть. Нужно, чтобы готовый суп еще 10–15 минут «томился» под крышкой, тогда он получается особенно ароматным.

Супы готовят не только из мяса, рыбы и птицы. В диетическом питании приготавливают супы вегетарианские, в том числе из овощей и круп, молочные супы, фруктовые, супы – пюре.

Варка продуктов для вторых блюд и гарниров

Варка продуктов для вторых блюд и гарниров имеет некоторые особенности. Если птицу варят, помещая в горячую воду, то мясо, рыбу, овощи и картофель кладут после мойки сразу в кипящую воду. В этом случае потери пищевых веществ будут меньшими. При этом замороженное мясо предварительно должно самопроизвольно оттаять. Замороженную рыбу и быстрозамороженные овощи, наоборот, варят без размораживания. Это позволяет избежать потери сока. Как и при приготовлении бульонов, солят продукты в процессе варки в большинстве случаев, но не всегда, за 5–7 минут до окончания варки.

Варить продукты необходимо в минимальном количестве воды. Вода должна только покрывать продукты. Это также снижает потери пищевых веществ. Полученные отвары, содержащие много ценных пищевых веществ, рекомендуется использовать для приготовления соусов и подлив.

Свеклу и морковь варят без соли, т. к. она ухудшает их вкусовые качества и замедляет варку.

Многие продукты варят не только в жидкости, но и на пару и припускают. На пару чаще всего готовят блюда из рыбы, мяса, картофеля, а припускают, в основном, овощи (морковь, репу, брюкву, тыкву, кабачки или капусту). Их нарезают кубиками или дольками, укладывают в посуду слоем не более 5 сантиметров, добавляют небольшое количество воды или бульона (обычно на 1 кг овощей 200 миллилитров жидкости), маргарин или другой жир (20–30 г на 1 кг овощей), закрывают посуду крышкой и варят содержимое до готовности (15–20 минут). При нагревании жидкость превращается в пар и варка, по существу, происходит "на пару". В конце припускания в посуде почти не остается жидкости.

Продукты, сваренные "на пару" или припущенные, часто используют в лечебном питании.

Жарение

Жарение – самый несовершенный способ кулинарной обработки (с точки зрения рационального питания), а при неправильно проведенном процессе даже в какой-то степени вредный для здоровья детей и не только детей.

Во – первых, по сравнению с другими способами кулинарной обработки (варкой, тушением, жарением) вызывает наибольшие потери почти всех пищевых веществ. Если после варки отвар можно использовать для приготовления других блюд, то после жарения мяса и рыбы значительная часть сока, содержащая ценные пищевые вещества, вытекает на сковороду и разрушается. Лишь иногда оставшаяся на сковороде часть сока используется как соус к жареному продукту.

Во – вторых, при жарении образуются темноокрашенные соединения, которые входят в состав корочки. Эти соединения организмом не усваиваются, а у некоторых детей они могут вызвать болезненные раздражения. Поэтому потребление жареных продуктов в детском питании по возможности должно быть ограничено. Для уменьшения вредных последствий жарения рекомендуется придерживаться следующих правил:

– перед жарением масло или жир на сковороде надо хорошо нагреть и класть продукт только в горячее масло или жир. В этом случае масло или жир будет меньше подгорать и чадить, а сам продукт сразу образует корочку, которая препятствует вытеканию сока, в результате продукт получается более сочным;

– для обжаривания большинства продуктов можно использовать растительное масло, топленые животные жиры и кулинарные жиры, которые не подгорают и не чадят, поскольку белков в них практически нет. Сливочное масло из-за повышенного содержания белков быстро подгорает и чадит;

– повторно использовать масло для жарения не рекомендуется. Лучше всего использовать его для подливки салатов. Сковороду сразу после жарения следует тщательно отмыть от масла. Однажды нагретое масло на воздухе очень быстро окисляется, так как накопившиеся в масле продукты окисления сами ускоряют этот процесс, и при последующем жарении в этом масле количество этих продуктов окисления возрастает в тысячи раз;

– нарезанный и промытый в холодной воде сырой картофель перед жарением надо обсушить, откинув на дуршлаг или сито;

– при жарении мяса его нужно нарезать на порции и отбить деревянным молотком. При этом разрываются прослойки соединительных тканей и мясо становится мягче. Мясо нужно обжарить с обеих сторон до образования корочки, которая препятствует потере сока;

– при жарении рыбы ее рекомендуют обвалять в муке или сухарях. В результате образуется корочка, которая будет препятствовать выделение сока, и рыба будет более сочной;

– солить необходимо незадолго до конца жарения. Соль способствует выделению сока из продукта, особенно мяса, сок быстро испаряется со сковороды, а содержащиеся в нем вещества под действием высокой температуры разрушаются, и тогда продукт получается сухим и более жестким.

Тушение и запекание

С точки зрения максимального сохранения основных пищевых веществ в продуктах эти процессы по сравнению с другими наиболее рациональны. Пищевые вещества, выделяемые из продуктов, остаются в жидкости для тушения или в оболочке при запекании.

Мясо для тушения предварительно нужно лтбить, на сковороду налить немного масла и нагреть его. Затем в горячее масло кладут подготовленнные куски мяса и обжаривают с двух сторон 2 минуты до появления румяной корочки. Эта корочка препятствует при дальнейшем тушении вытеканию мясного сока. Обжаренное мясо заливают жидкостью и тушат до готовности. В результате такого тушения мясо получается сочным. Таким же образом тушат картофель и овощи.

Нужно стремиться к тому, чтобы куски мяса или овощей были по возможности одинакового размера, тогда не будет недожаренных, недотушенных, пережаренных или перетушенных продуктов. Это правило относится и ко всем другим видам теплоаой обработки продуктов.

Тушат мясо и овощи в различных жидкостях, обычно это бульоны или соусы. Тушение производят на слабом огне в посуде с плотно закрытой крышкой и до самого конца тушения крышку стараются не открывать.

Соль, специи, приправы, а к мясу – овощи или картофель добавляют только в конце тушения.

Мясо для запекания обычно берут вареное или жареное. Рыбу запекают сырой, припущенной или жареной.

Овощи тушат и запекают как сырыми, так и слегка обжаренными или отваренными до полуготовности.

Часто обед готовят на 2–3 дня. Как разогревать его на следующий день? Супы – в отдельной кастрюле. Второе – в большинстве случаев с добавлением небольшого количества воды, бульона или молока, но не с жиром или маслом. Масло добавляют только в конце, когда блюдо разогрелось, иначе. если сразу добавить масло, продукт получится суховатым. Разогревать второе блюдо лучше на сковороде с крышкой.

Что касается супов, то, если нет возможности готовить каждый день, надо приготовить отдельно бульон (мясной, рыбный, куриный) и затем часть его перед едой следует вскипятить, положить туда подготовленные овощи или другие продукты и кипятить в зависимости от вида продуктов от 5 до 60 минут. Такой суп будет намного вкуснее подогретого вчерашнего борща.

Предложенные основные правила рационального приготовления пищи помогут приготовить пищу для детей вкусно и питательно.

ВЫБОР ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ МЕНЮ

При составлении домашнего меню очень важно уметь группировать пищевые вещества на основе сходства их пищевого значения и состава. Пользуясь этим, можно в повседневные рационы вводить в необходимых количествах представителей различных пищевых групп. Таким образом, можно достигнуть разнообразия и полноценности в рациональном питании детей. Питание обеспечивается следующими семью группами пищевых веществ:

1. Зелень, морковь.

2. Томаты, капуста, цитрусовые.

3. Картофель, разные овощи и другие продукты.

4. Молочные продукты.

5. Мясные продукты, рыба, птица, яйца.

6. Хлеб, хлебные изделия, крупа.

7. Животные жиры (сало и др.), молочные жиры (коровье масло), маргарин и подобные продукты, растительные масла.

Для того, чтобы обеспечить организм полноценной пищей, нужно вводить в рационы продукты из каждой указанной группы с добавлением соли, сахара и других веществ.

Молочная группа продуктов в основном обеспечивает кальцием, высококачественными белками, витамином В2 и другими пищевыми веществами, а мясная группа – белками, железом, витаминами В1, В2, никотиновой кислотой (вмтамин РР).

Растительно – фруктовая группа – важный источник минеральных веществ и витаминов, в особенности С и провитамина А. Таким образом, основные группы пищевых продуктов вместе с сахаром и солью являются не только вкусной и аппетитной пищей, которая обеспечивает детский организм в калориях, но и сохраняет здоровье детей на должном уровне, обеспечивая оптимальное содержание всех основных пищевых веществ в оптимальном соотношении.

ДНЕВНОЙ ПЛАН ПИТАНИЯ

Молоко и молочные продукты (кефир, мороженое, простокваша, творог, сыры могут заменять собой молоко). Детям до 12–14 лет – по меньшей мере 0,5 л, подросткам – 0,75 л, взрослым – около 0,5 л, беременным и кормящим матерям – 1 л и больше.

Мясо и рыба. Эти продукты должны подаваться к столу в виде какого-либо основного блюда, а также чередоваться с блюдами, куда входят яйца, сыр, горох и бобы. По возможности чаще следует потреблять печень или по крайней мере два раза в неделю включать в меню куриные яйца.

Фрукты. Ежедневно необходимо предусматривать в меню какие-либо фрукты и соки, компоты, джемы и т. п., а также, по возможности, яблоки и цитрусовые.

Овощи. Не менее двух раз в день желательно в пищу включать овощные блюда с зеленью или морковью, свеклой, капустой, картофелем. Овощные блюда необходимо заправлять растительным маслом.

Хлебные изделия и крупы. В пищевой рацион детей должно входить одно блюдо в виде каши и хлеб ржаной или грубого помола. Хлебные изделия необходимы, как и крупа, особенно тем, кто потребляет много картофеля. Благодаря потреблению картофеля в питании балансируются кислоты и щелочи. Картофель вносит в организм щелочные элементы, а хлебные изделия, а также кефир, простокваша, кисели – кислые.

Такое сбалансированное питание обеспечивает детей разнообразной пищей. Если дети занимаются спортом, можно включать более калорийные продукты, такие как масло, сало, варенье, повидло, маргарин, сахар и т. п.

В зависимости от сезона, особенно ранней весной, пищу необходимо дополнять витаминными препаратами: С, В1, В2, А, Е. Это правило требует неукоснительного соблюдения в отношении детей и подростков.

СРОКИ ХРАНЕНИЯ СКОРОПОРТЯЩИХСЯ ПРОДУКТОВ В ХОЛОДИЛЬНИКЕ ПРИ ТЕМПЕРАТУРЕ 4–8 ГРАДУСОВ (в часах)

Бутерброды с колбасой, ветчиной, рыбой 3

Мясной фарш натуральный 6

Голубцы, фаршированные мясом и рисом 6

Студни мясные, рыбные 12

Мясо, рыба заливные 12

Котлеты, бифштексы рубленые мясные, котлеты из мяса, кур, рыбные, картофельные, овощные полуфабрикаты 12

готовые 24

Колбасы ливерные, зельцы 12

Блинчики с мясом (полуфабрикаты) 12

Блинчики с творогом (полуфабрикаты) 12

Винегрет, салаты (картофельный, овощной, мясной, рыбный) в незаправленном виде 12

Молоко в бутылках, пакетах 24

Сметана 72

Сливки 20

Творожная масса, сырки творожные 36

Мясо отварное 24

Колбасы вареные, окорок, рулет 24

Пельмени, фрикадельки, полуфабрикаты мясные рубленые (замороженные) 72

Куры отварные, цыплята 24

Рыба порционная 24

Сельдь рубленая 24

Масло селедочное 24

Кефир, простокваша, напитки из молока и сыворотки 24

Мясо фасованное 36

в кусках 48

жареное 48

Рыба жареная 48

Птица жареная 48

Сосиски и сардельки мясные 48

Торты и пирожные 36 – 72

ПРИМЕРНОЕ МЕНЮ НА НЕДЕЛЮ

Количество продуктов приводится в граммах.

Понедельник

Завтрак

Каша гречневая 250, кофе с молоком 200, хлеб с маслом 60.

Обед

Салат свекольный 50, суп сборный на костном бульоне 250, котлеты мясные с жареным картофелем и соленым огурцом 210, компот 200, хлеб пшеничный 30, хлеб ржаной 40.

Полдник

Кефир 200, сахар 10, печенье 40, яблоко 80.

Ужин

Творожная запеканка с молочным соусом 140, морковь тертая 60, молоко 150, хлеб пшеничный 30, хлеб ржаной 20.

Вторник

Завтрак

Омлет 40, каша из крупы «Геркулес» 200, кофе с молоком 200, хлеб с маслом 60.

Обед

Салат овощной 50, щи свежие на костном бульоне 250, картофельная запеканка с мясом в сметанном соусе 200–300, кисель клюквенный 150, хлеб пшеничный 30, хлеб ржаной 40.

Полдник

Молоко 200, сдоба 60.

Ужин

Рыба заливная 65, винегрет 200, кефир 150, сахар 10, хлеб пшеничный 30, хлеб ржаной 20.

Среда

Завтрак

Каша рисовая 250, кофе с молоком 200, хлеб с маслом 60.

Обед

Овощной салат 50, суп фасолевый на костном бульоне 250, тефтели с картофельным пюре и соленым огурцом 85/100/30, чай с молоком 200, сахар 10, хлеб пшеничный 30, хлеб ржаной 40.

Полдник

Кефир 200, сахар 10, печенье 35, яблоко 75.

Ужин

Мясо отварное с овощами 90/80, овощи тушеные 130, молоко 150, хлеб пшеничный 30, хлеб ржаной 20.

Четверг

Завтрак

Каша овсяная 250, кофе с молоком 200, хлеб пшеничный с маслом и сыром 50/10/16.

Обед

Салат овощной 50, суп перловый на костном бульоне 250, солянка с мясом 220, витаминный сок 200, хлеб пшеничный 25, хлеб ржаной 40.

Полдник

Молоко 200, сдоба 60, яйцо 1 штука.

Ужин

Тефтели мясные с рисом в томатно – сметанном соусе 50/30, картофель 150, масло сливочное 10, кефир 150, сахар 8.

Пятница

Завтрак

Вермишель молочная с сыром 250, кофе с молоком 200, хлеб пшеничный 50, масло сливочное 10.

Обед

Свекольный салат 50, борщ красный с мясом и сметаной 250, рыба жареная с картофельным пюре и соленым огурцом 80/140/30, компот 200, хлеб пшеничный 25, хлеб ржаной 40.

Полдник

Овощи свежие (капуста, огурцы, помидоры) 200.

Ужин

Морковно – творожная запеканка с молочным соусом 150/30, молоко 200, хлеб пшеничный 30, хлеб ржаной 20.

Суббота

Завтрак

Омлет 40, каша перловая молочная 200, кофе с молоком 200, хлеб с маслом 60.

Обед

Салат овощной 50, рассольник на костном бульоне 250, мясо отварное с тушеной капустой 150/150, компот 200, хлеб пшеничный 25, хлеб ржаной 40.

Полдник

Молоко 200, сбода 60.

Ужин

Творог жирный 100, рыба отварная 100, кефир 150, хлеб пшеничный 30, хлеб ржаной 20.

Воскресенье

Завтрак

Каша пшенная 250, кофе с молоком 200, хлеб пшеничный с маслом и сыром 50/10/10.

Обед

Салат овощной 50, суп картофельный на костном бульоне 250, гуляш с овощным рагу 45/40/150, компот 200, хлеб пшеничный 30, хлеб ржаной 40.

Полдник

Кефир 200, сахар 10, печенье 40, яблоко 80.

Ужин

Творог 100, морковь тертая 150, чай с сахаром 200, хлеб пшеничный 30, хлеб ржаной 20.

Оглавление

  • ОСНОВЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ
  • ОСНОВЫ ДОМАШНЕГО ПРИГОТОВЛЕНИЯ ПИЩИ
  • О ПРОДУКТАХ ПИТАНИЯ
  •   Мясо, птица и рыба
  •   Молоко и молочные продукты
  •   Жиры и яйца
  • СПОСОБЫ И ПРАВИЛА ПРИГОТОВЛЕНИЯ ПИЩИ
  • НЕКОТОРЫЕ ПРАВИЛА КУЛИНАРИИ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ ВИТАМИНА С ПРИ ПРИГОТОВЛЕНИИ ПИЩИ
  •   Варка
  •   Варка продуктов для вторых блюд и гарниров
  •   Жарение
  •   Тушение и запекание
  • ВЫБОР ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ МЕНЮ
  • ДНЕВНОЙ ПЛАН ПИТАНИЯ
  • СРОКИ ХРАНЕНИЯ СКОРОПОРТЯЩИХСЯ ПРОДУКТОВ В ХОЛОДИЛЬНИКЕ ПРИ ТЕМПЕРАТУРЕ 4–8 ГРАДУСОВ (в часах)
  • ПРИМЕРНОЕ МЕНЮ НА НЕДЕЛЮ
  • Реклама на сайте

    Комментарии к книге «Рациональное питание детей школьного возраста», Илья Мельников

    Всего 0 комментариев

    Комментариев к этой книге пока нет, будьте первым!

    РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОЧТЕНИЮ

    Популярные и начинающие авторы, крупнейшие и нишевые издательства