Эта заповедь говорит о принципиальном различии библейской религии и ее Бога от языческих богов и языческих религий. Это принципиальное различие заключается в общении Живого и личностного Бога с живым и личностным человеком. Такого рода общение является уникальным. Ничто не может стоять между Богом и человеком. «Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим». Бог невидим, Он стоит над всем миром природы, и человек выделяется из всего природного мира, чтобы быть выше стихий мира. В этом плане человек должен осознать свою особую сущность, свою свободу и свое особое назначение в мире, как существа, созданного по образу Божию и, хотя живущего в мире, но «не от мира сего» (Иоан.18:36).
В определенном смысле человек больше звезд, солнца, больше всех видимых ему стихий, ибо только он создан по образу и подобию Божию. Именно эту его особую несхожесть и нетождественность остальному природному миру провозглашает заповедь Божия. Человек может поклоняться только перед Богом, и потому весь сотворенный мир не должен помешать ему в этом и не может помочь ему. Ни луна, ни звезды, ни солнце, ни все остальные стихии мира не помогут ему представить Бога, ибо Бог превыше всего. Так заповедь «Не делай себе кумира» включала, фактически, весь видимый мир и все творческие возможности человека, как неспособные представить Бога или приблизить Его к человеку.
Хотя весь видимый мир говорит что-то о Творце, но все, что может открыть человеку созданный мир, недостаточно, чтобы постигнуть и уразуметь духовную и нравственную природу Творца. Все, что может художественное творчество человека, также несравненно менее самого человека, и тем более Бога, Который создал человека. Итак природа, ангелы, человек хотя и говорят о Боге, но это только смутное отражение, в котором слава Божия просматривается как «сквозь тусклое стекло, гадательно» (1Кор.13). Ничто в этом мире не тождественно Богу, ничто не подобно Ему, кроме человека, созданного по Его подобию, и потому связь между Богом и человеком — это связь между живыми личностями, осуществляется Духом Святым и Его Словом. Бог незрим сегодня так же, как Он был незрим и в Ветхом завете. Но Он присутствует везде и всегда посредством Духа Святого. Эта вечная и святая связь осуществляется через Сына Божия Иисуса Христа. незримый Бог в лице Иисуса Христа пребывает со своими верными детьми во все дни до скончания века.
Комментарии к книге «Сущность иконопочитания», Ростислав Николаевич Волкославский
Всего 0 комментариев