Декрет, таким образом, удовлетворял основные политические и религиозные требования баптистов и евангельских христиан, за исключением предоставления права юридического лица религиозным общинам.
Спустя полгода вышло постановление народного Комиссариата юстиции о порядке проведения в жизнь названного Декрета.
5 января 1919 г. был опубликован циркуляр Наркомюста, а 13 июня 1921 г. издано постановление ВЦИК. В середине 1923 г. вышла в свет «Инструкция по вопросам, связанным с проведением декрета», в которой разъяснялось, что декрет об отделении церкви от государства вместе с постановлением Наркомюста, изданным как разъяснение к нему, является основным законом, на котором должны основываться все распоряжения и действия власти на местах.
Названные правительственные документы стали служить основанием для исключения ущемления прав верующих. Там. где имели место нарушения, центральные органы власти незамедлительно принимали необходимые меры на основании жалоб руководителей церквей баптистов и евангельских христиан.
Например, когда в Казани решением местных властей был закрыт молитвенный дом евангельских христиан, И.С. Проханов телеграфировал об этом В.И. Ленину. Управляющий делами Совнаркома В.Д. Бонч-Бруевич сообщил, что Ленин дал распоряжение Комиссару внутренних дел немедленно открыть молитвенный дом, и что виновные в нарушении закона понесут наказание.
В 1923 г. Вяземской церкви баптистов также был возвращен молитвенный дом. Исполком Витебской губернии получил указание отменить практику испрашивания на проведение молитвенных собраний евангельских христиан-баптистов.
Руководители евангельско-баптистского братства рассматривали подобные случаи ущемления прав верующих, как проявление «невежества и связанного с ним превышения власти местных правительственных органов, а также как попытка столкнуть верующих с Советской властью».
Выступая на 3-м Всемирном конгрессе баптистов в Стокгольме в 1923 году, глава делегации Союза баптистов П.В. Павлов сказал, что «Объявлена полная религиозная свобода. Происходящие стеснения не носят систематического характера и объясняются условиями гражданской войны.
В особенности ревниво к ограждению верующих от стеснения в области религии относятся центральные власти».
Комментарии к книге «Как это было», Михаил Тимофеевич Шаптала
Всего 0 комментариев