ПЯТЬ СКАНДХ - СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЛИЧНОСТИ
Манфред Зегерс
Современных ученых очень занимает вопрос о составляющих личности. Изучение его может привести к совершенно различным результатам, - в зависимости от того, какому из аспектов уделить основное внимание - физическому или ментальному. Физический аспект можно рассматривать с точки зрения истории развития человечества, или, в том числе, с позиции этнологии, биологии или медицины. Если же большее значение придаётся ментальному аспекту, то этот вопрос нужно рассматривать, главным образом, на основе социологии, психологии или философии. Однако все эти области знания, показывают лишь ту или иную часть личности. Чтобы добиться полного понимания, необходимо практиковать целостный подход к проблеме и рассматривать все эти области знания в общем контексте. Если мы остановим какого-нибудь человека на улице и спросим, что составляет его личность, то, вероятнее всего, ответ будет дан как нечто само собой разумеющееся: “Это - я”. И отвечающий нам человек будет при этом исходить из реальности существования отдельной личности. Но сам факт, что здесь встречаются ум и тело, уже показывает, что представление о собственной личности как о реально существующей единице является только используемым в повседневной жизни упрощением, которое действительно только до тех пор, пока его не исследуют более детально. Фактически это жёсткое представление является самым большим препятствием на пути к Освобождению и Просветлению, ведь из привязанности к реальной личности возникают все дальнейшие мешающие чувства, негативные действия и страдание. Поэтому есть смысл рассмотреть этот вопрос подробнее.
Будда описывает оба аспекта - ум и тело - понятием “имя и форма”. Имя олицетворяет собой ментальные составляющие личности, такие как чувства, распознавание, умственная активность и сознание. Форма - это, главным образом, наше тело, которое и является основой для отождествления с собственной личностью, но это также и другие формы, а именно те, в противопоставлении к которым переживается собственная личность. В контексте двенадцати звеньев взаимообусловленного возникновения имя и форма стоят на четвёртом месте в цепочке всех причин и следствий, приводящих к рождению в круговороте существования. На основе неведения и сильных привычных тенденций из прошлого ум устремляется в определённом направлении. Возникает сознание, функция ума ориентироваться на объекты. Представление о ком-то, осознающем что-то, порождает отождествление с именем и формой, что, в свою очередь, является дальнейшим основанием для ограниченных способов функционирования ума, таких как мешающие чувства, действия и их результаты, и таким образом рождения в круговороте существования со всеми связанными с этим переживаниями. В особенности обозначают имя и форма еще и тот момент, когда сознание, появляющееся из промежуточного состояния между смертью и жизнью, соединяется с новой формой, а именно момент зачатия. Здесь форма олицетворяется яйцеклеткой и семенем, наследственным материалом родителей, материальной основой, что, так сказать, создаёт необходимые условия для нового существования. Имя - непрерывный поток сознания со всеми накопленными в нём тенденциями является, тем не менее, основополагающей причиной для нового отождествления с определённой личностью в начинающейся жизни. Вот почему этот непрерывный поток и называется именем.
У того, что объединено в понятии имя, имеется, строго говоря, две грани. С одной стороны, это основополагающее сознание, факт восприятия как такового. С другой - различные оттенки или состояния этого сознания, которые также называются ментальными событиями, ментальными факторами или ментальной активностью. При этом базисное сознание осознаёт природу или суть объектов, а ментальная активность осознает особые приметы объектов. Чувства, которые при этом возникают, обычно очень важны для нас. Они очень сильно определяют наше поведение. Поэтому проводится ещё одно различие - между ними и обычной ментальной активностью. Так же и распознавание, которое при этом происходит, воспринимается часто очень серьезно, и потому его тоже выделяют в отдельную категорию. По этой причине мы говорим о четырёх нематериальных составляющих личности, а именно: о чувствах, распознавании, ментальной активности и сознании. Вместе с формой они образуют так называемые пять скоплений, или пять скандх. Они называются “скопления” или “кучи” (что дословно обозначает тибетское понятие “пхунгпо”) потому, что каждая из этих пяти составляющих личности состоит, в свою очередь, из бессчётного количества граней. Основанием для отождествления с личностью является на самом деле взаимодействие самых разных форм, чувств, способов распознавания, проявлений ментальной активности и функций сознания, которые при этом ни на секунду не остаются одними и теми же, а находятся в постоянном изменении. Вера в реальное, отдельное и не изменяющееся “Я” - это очень глубокое заблуждение, на удочку которого мы продолжаем попадаться из-за нашей старой привычки. Примером взаимодействия этих пяти скоплений может служить следующая ситуация: человек движется вдалеке по улице нам навстречу. Сначала мы различаем только форму - маленькую или большую, женскую или мужскую. Потом человек подходит ближе, и возникают различные чувства, как только мы подробнее можем воспринять его различные приметы. Мы воспринимаем этого человека как приятного, неприятного или нейтрального. Мы, может быть, даже знаем, как его зовут. Подробное распознавание позволяет нам соответствующим образом реагировать - иными словами, происходит некая ментальная активность. Мы можем поприветствовать его, а можем просто пройти мимо. И основанием для всего этого процесса является переживание как таковое, то есть сознание. Так эти пять факторов постоянно работают вместе.
Ясное осознавание как можно большего количества этих отдельных граней пяти скоплений противодействует, с одной стороны, привычке сводить личность к незыблемому “Я”, которое раз и навсегда определено по конкретному образцу, что, в свою очередь, приводит к возникновению дальнейших неправильных взглядов и омрачений, и позволяет, с другой стороны, воспринимать огромное богатство как в нас самих, так и в других, каковым, собственно, эти многочисленные грани и являются. Мы учимся черпать из безграничной сокровищницы всех возможностей, которые содержатся в человеке. Мы становимся более естественными и открытыми по отношению к самим себе и другим, и это означает, что мы воспринимаем вещи в большей степени такими, какими они на самом деле являются. Итак, для того чтобы показать всё разнообразие аспектов, которые составляют личность, ниже следует более подробное описание пяти скоплений. Скандха формы состоит из причинной формы, то есть четырёх элементов, и результирующей формы - пяти органов чувств и пяти внешних объектов органов чувств, таких как видимые формы, звуки, запахи, вкусы и осязаемые объекты, а также умственные формы. Органы чувств - это тонкие механизмы чувственного восприятия: зрительный нерв и т.д. Объекты чувств в общих чертах подразделяются на восемь видов форм и двенадцать видов цвета для глаза, восемь видов звуков, четыре вида запахов, шесть видов вкуса и одиннадцать видов телесных ощущений. Сюда же включаются пять видов форм для ментального сознания, как, например, все виды воображаемых форм.
Скандха чувств является одновременно одним из ментальных факторов. Вообще, чувства разделяются на три вида: приятные, неприятные и нейтральные чувства, которые относятся либо к телу, либо к уму. Ментальные чувства можно бесконечно разделять на многочисленные грани, - чувства, переживаемые, например, в медитации: бесстрашие, радость, сочувствие и т.д. Характерный общий признак чувств - это переживание, ощущение. Скандха распознавания также относится к ментальным факторам. В неё включается распознавание без присвоения ярлыков, когда мы ещё их не знаем, как, например, это происходит у детей, или распознавание с присвоением ярлыков - когда мы, например, считаем что-то хорошим или плохим или же навешиваем другие ярлыки. Эта скандха выделяется особо, поскольку распознавание очень важно для развития определенных мировоззрений или взглядов. В сфере желания присутствует лишь малая степень распознавания, в то время как в сфере форм распознавание - более расширенное, а в бесформенной сфере - безгранично. Люди неспособны воспринимать другие сферы существования, кроме сферы животных, тогда как, например, существа сферы формы и бесформенной сферы могут воспринимать людей. Скандха ментальных факторов окрашивает сознание. Она состоит из шести различных групп ментальных событий. В Малой Колеснице описываются 47 факторов, в Великой - 51 фактор, которые, однако, можно подразделять и дальше. Это - все позитивные, негативные и переменные состояния ума. Их можно разделить на пять вездесущих факторов, которые сопровождают любой вид умственной деятельности (намерение, контакт и т.д.), пять определённых факторов, направляющих ум на те или иные объекты (устремление, оценивание, внимательность и т.д.), одиннадцать позитивных факторов (доверие, смущение, уважение и т.д.), шесть главных омрачающих состояний (неведение, желание, злость и т.д.), двадцать второстепенных омрачений (враждебность, злопамятность, скрытая злоба и т.д.) и четыре переменные фактора, которые могут быть как позитивными, так и негативными (сон, сожаление и т.д.). Далее к ментальным факторам относятся также такие, которые не являются ни однозначно ментальными, ни однозначно материальными: рождение, жизненная сила, понятия или слова и т.д. Скандха сознания подразделяется на концептуальные аспекты и аспекты, свободные от концепций, при этом сознание - это то, что воспринимает объекты, оно ясное и осознающее. В Малом и, частично, Великом Пути сознание подразделяется на шесть аспектов: пять сознаний органов чувств и ментальное сознание. В других школах Великого Пути (в школе Только Ум и школе Шентонг-Мадхьямака) оно подразделятся на восемь аспектов: пять сознаний органов чувств, ментальное сознание, омрачённое сознание и сознание основы всего.
При рассмотрении всех этих скоплений, многообразия всех этих составных частей личности растворяется наше застывшее представление об истинно существующем целостном Я. Поэтому поучения о пяти скандхах в первую очередь даются как противоядие против иллюзии того, что ум является чем-то целостным, - ведь существует четыре нематериальных скопления и одна материальная скандха формы. Представление об истинно существующем Я, независимой самости личности, базируется на привязанности к континууму этих пяти скоплений. Это представление - основание для отождествления с одним конкретным индивидуумом в одной из сфер в цикле существования. Если же эта иллюзия растворяется, то таким образом достигается освобождение от всех видов страдания, освобождение от цикла существования. Седьмой Кармапа Чёдраг Гьямцо так пишет в тексте “Океан логики”: “Если мы говорим о скандхах, то нужно говорить “злосчастные скандхи”, потому что они ответственны за все трудности, пока мы рассматриваем их как истинно существующие”.
Этот континуум поддерживается нашим неведением. Скандхи сами по себе не являются негативными, они - выражение ясности нашего ума. Однако если мы их рассматриваем как основу нашей самости, они становятся основой страдания. Если рассматривать вопрос чисто логически, никакой истинной, то есть независимо существующей, личности существовать и не может, поскольку единица всегда зависит от множества, также как множество, в свою очередь, зависит от единицы. Это можно называть как угодно, но называем ли мы это “я” или как-то по-другому, это ни в коем случае не является чем-то истинно существующим. На пути к Освобождению и Просветлению речь идет о том, чтобы устранить все причины страдания и, следовательно, достичь действительно непреходящего счастья. При этом очищаются все завесы - от грубых омрачений до тончайших привычных тенденций базового неведения - и одновременно проявляются присущие уму совершенные качества. И прежде всего в Алмазном Пути Будда учил очень сильным методам, которые позволяют непосредственно узнавать природу ума. Здесь мы с самого начала ориентируемся на чистую суть омрачений и отождествляем себя таким образом с истинными качествами собственного ума. Чистая суть пяти скоплений выражается пятью Буддами в мужской форме пяти Будда-семейств. Скандха формы в своей чистой сущности - это Будда Акшобья, скандха чувства - Будда Ратнасамбхава, скандха распознавания - Будда Амитаба, ментальной активности - Будда Амогхасиддхи, а чистая суть сознания - это Будда Вайрочана. Но вообще любое отождествление с каким-либо Будда-аспектом устраняет привязанность к пяти скоплениям и противодействует тем самым всем омрачениям ума.
Здесь, может быть, стоит отдельно упомянуть медитацию на Алмазный Ум, очистительный аспект всех Будд, которая, естественно, очищает и привязанность к пяти скоплениям, однако главным образом нацелена на очищение ментальных факторов, или ментальной активности. Все негативные состояния ума, вместе с уже хранящимися в нём с безначальных времён кармическими тенденциями, растворяются посредством этой практики, и тем самым предотвращается их созревание в качестве приносящих страдание переживаний. Это - действительно огромный подарок, так как если из ума удалены тяжёлые кармические впечатления, то легче позволять ему покоиться в себе и на основании этого достигать глубокого проникновения в природу ума. Это лишь очень краткое изложение темы. Пять скоплений в большом объёме рассматриваются в текстах Абхидхармы, а также в различных комментариях индийских и тибетских мастеров. К сожалению, пока существует очень мало литературы на эту тему на немецком языке. При желании узнать больше подробностей придётся пока пользоваться, главным образом, английскими книгами. В будущем появится, несомненно, больше книг и на немецком - это будут либо переводы оригинальных текстов, либо книги различных авторов, более полно освещающие эту тему. Пока можно пользоваться записями лекций и курсов, которые регулярно проводятся в наших центрах.
Перевод с немецкого - Александра Фукс.
Комментарии к книге «Пять скандх, составляющие личности», Манфред Зегерс
Всего 0 комментариев