«Тренировка ума по семи пунктам в соответствии с учением Атиши»

446

Описание

отсутствует



Настроики
A

Фон текста:

  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Аа

    Roboto

  • Аа

    Garamond

  • Аа

    Fira Sans

  • Аа

    Times

Тренировка ума по семи пунктам в соответствии с учением Атиши (fb2) - Тренировка ума по семи пунктам в соответствии с учением Атиши 43K скачать: (fb2) - (epub) - (mobi) - Шамар Ринпоче

Шамар Ринпоче Тренировка ума по семи пунктам в соответствии с учением Атиши

Эти объяснения по «Лоджонг» были даны Е.С. Шамаром Ринпоче во Французском центре Дагпо Кагью Линг.

«Легко объяснить, но чрезвычайно трудно реализовать»

Семь пунктов тренировки ума являются сердцем учений Сутры и Тантры в традиции Махаяны; они являются искусными методами практики Дхармы.

Индийский мудрец Атиша составил этот текст, который был позднее перенесён в Тибет. Это учение широко распространилось и стало сутью поучений для всех Лам. Что бы мы не практиковали, это поучение несомненно обеспечит углубление и продвижение Нашей практики. Медитируем ли мы в традиции Махамудры, Дзогчена или мы выполняем практику таких Йидамов как Дордже Памо или Корло Демчог — в действительности, наша тантрическая практика будь это крия-, чарья-, маха- или ануттарайога, не будет иметь значения без этой тренировки ума. Такая тренировка является сутью любой практики, только это гарантирует удаление препятствий на всём протяжении пути.

Что это за семь пунктов?

1. Подготовка

Значение подготовки это обдумывание Четырёх Мыслей, что поворачивают наш Ум в сторону Просветления. Без излишнего усложнения это дано тут, так как большинство из вас знакомо с этим.

2. Бодхичитта

Существует два аспекта Бодхичитты. Окончательная и относительная Бодхичитта, что представляют союз мудрости и искусного метода. Для развития Окончательной Бодхичитты мы медитируем. Медитация содержит три фазы: введение, основная часть практики и пост-медитация.

Окончательная Бодхичитта — Введение.

В качестве введения Вы размышляете, что вы действительно представляете себя как Вашего Ламу или Йидама. Если Вы в храме, вы вероятно будете стоять лицом к статуе Будды на алтаре. Думайте, что все Будды и Бодхисаттвы появляются перед Вами и Вы подносите им Семичастную молитву. Затем выпрямите своё тело и сядьте в семичленную позу Вайрочаны. Сосредоточьте Ваш ум на дыхании, посчитайте 21 вдох-выдох, с тем чтобы успокоить и стабилизировать Ваш Ум.

Окончательная Бодхичитта — Основная часть практики.

Думайте, что все события, проявления и движения ума иллюзорны как сон по своей природе, нереальны и ошибочны. Например, когда мы спим, наши сны выглядят реальными для нас, в то время как это всё абсолютно не реально: если б сны были действительно реальным, тогда б они должны были бы реально случаться. В некотором смысле, наш мир, все существа и всё их существующее разнообразие в нём, не более чем иллюзорная манифестация Ума. Несмотря на то что, иллюзия всё же происходит «реально», по своей сути, это нереальность подобная сну. Поэтому рассматривайте все феномены как незначительные или как равные сну, расслабите Ваш Ум в этом моменте.

Спросите себя, «Ум, сам по себе, реален или нет»? Это Ваш собственный опыт подвести себя к узнаванию Ума. Вы медитируете на Ум и спрашиваете себя: Какого это цвета? Какой формы? Откуда это пришло? Какова его суть? Это внутри или снаружи тела? Что происходит, когда мы получаем опыт переживания тепла или холода? Поразмышляйте на эту тему. Вы можете придти к заключению, что Ум не поддаётся никакому определению, что это и есть суть ума. Вы должны медитировать на этот момент понимания.

Когда мысли появляются, внимательно пронаблюдайте их и спросите себя: «Какова их истинная природа?» Оставайтесь в понимании, что это есть «ничто». Это говорит о том, что все мысли хранятся в алае. Алая, это бессознательный Ум это котёл ментальных затемнений. Это единственный кто гоняется за звуками, формами, запахами, вкусами и чувствами. Ум понимает это, когда он остаётся в состоянии свободы от погони за чем-то.

Для примера: когда Ум в процессе выполнения работы и соответственно поглощён этим думает, для примера: «Что я сегодня буду готовить?» или «Я буду чистым» и тогдалее. Когда Ум прекращает существовать с такими мыслями, это есть алая. Сутью практики является способность оставаться в этом виде медитации так долго как это возможно. По сути это медитация подобная практике Махамудры.

Окончательная Бодхичитта — пост-медитация.

В течении повседневной жизни, направляйте свои силы на распознавание всего, что Вас окружает и происходит как нечто подобное иллюзии и нереальное.

Относительная Бодхичитта.

Тренируйте относительную Бодхичитту практикуя «Тонлен» (брать-давать). Это очень важная практика, потому что может очистить наши препятствия и углубить нашу способность к медитативному погружению. Мы должны взять за привычку перемену себя для других. Через этот метод, мы можем правильно отсечь корень эго.

Во первых — мы начинаем с того, что выявляем дефекты эго цепляний. Вследствие нашей фиксации на себе, которая переживается нами, как пять беспокоящих эмоций. Начиная с момента, когда появляется «Я», нам что-то нравиться и что-то не нравиться. Мы привязаны к тому, что нам нравится и мы чувствуем отвращение по отношению к тому, что нам не нравиться. Это двойственное взаимодействие как центр всех наших проблем и это будет продолжать создавать проблемы для нас, до тех пор, пока мы не положим конец эго цеплянию.

Следующий шаг, на котором мы должны приложить усилие, это осуществление сочувствия по отношения к другим существам. Мы начинаем использовать себя как объект для критического размышления. Что мы чувствуем когда нам жарко, холодно, когда мы голодны, испытываем жажду или когда мы больны? Те же самые страдания что чувствуют и другие живые существа. Наше сочувствие должно быть направлено на всех животных какие есть, не обходя и не исключая людей.

Страдания животных несомненно намного больше людских, главным образом из за их неадекватности и ограничений. Как бы то ни было некоторые страдания причиняются им людьми. Рыба совершенно счастлива в воде, не тревожимая человеческим вниманием. Тем не менее ради спортивного интереса, человек ловит их на крючок и затем бросает их на песок умирать. Как бы мы чувствовали себя, если б подобная вещь случилась с нами? Если кто-то умирает с голоду и ест рыбу, то тут по крайней мере есть какой-то смысл в его действиях — хотя до сих пор и негативный, но тем не мене простительный. Изредка я бывал на побережье. С людьми находящиеся в этот момент там всё было в порядке. Они были далеки от смерти наступившей в результате охоты на них. Для них рыбная ловля как источник отдыха, хобби. Они бросали рыбу на землю умирать. Некоторые даже топтали рыбу, что бы умертвить её. Так же можно подумать о пытающихся выжить и прыгающих в кипящей воде лобстерах, которых готовят в ресторане.

Как бы мы себя чувствовали, если бы мы были лобстерами? Это наглядный пример как мы должны развивать сочувствие. Печаль и сожаление внутри всех нас, когда мы вспомним огромное количество людей убитых в двух мировых войнах — это сочувствие. Но наше сочувствие может распространяться так же и на животных. Когда наше сочувствие направлено исключительно на человека, то это не является истинным сочувствием, это лишь форма привязанности.

Какова должна быть наша духовная позиция в процессе практики посыла и принятия? Мы должны спросить себя, что может случиться, если мы собственно почувствуем и переживём все страдания всех живых существ? Это размышление должно случиться в расслабленном состоянии ума без каких либо ложных взглядов, таких как: «О, возможно позже, я узнаю, что это страдание на самом деле и то как оно есть!» И затем пусть ум станет беспокойным и тревожным. Нет необходимости переносить страдания, достаточно подумать об этом. Затем наша позиция станет улучшаться. В данный момент наши умы запутанны и тупы, что делает нас лёгкой добычей для гордости. Эта гордость может быть преодолена и метод для этого — размышление о страдании других.

Эмоциональные страдания происходят так же из переживания страдания другими существами. В наши дни многие люди страдают от психических расстройств возникающих в результате беспокоящих эмоций: гордость, гнев, ревность, страсть, невежество (или неведение). Кроме того, эти эмоции обуславливают и формируют мир, который мы ощущаем. Как это может быть? Мир, в котором мы живём, не более чем иллюзия, появляющаяся из нашего запутанного ума. Эти проявления являются продуктом нашей кармы. Как создаётся карма? Её создают движения эмоций в уме.

Когда Бодхичитта развита, эти иллюзорные проявления становятся позитивом. Для примера: когда кто-то находится в адских мирах, он может пробудиться из этого состояния и переродиться среди человеческих существ. Все люди знают об эмоциях гордости, страстного желания, гнева и т. д., через них накапливается предельно негативная карма. Поэтому в будущем, когда негативные поступки созреют, живые существа неизбежно будут переживать негативные последствия и результаты в различных формах. Поэтому нам необходимо развивать сочувствие по отношению ко всем живым существам.

Ад, это не какое-то конкретное место, хотя тем не менее там множество различных адов. Тибетское слово для ада, просто означает — «страдание» и так ад это «место страдания». Другие миры, это места где опыт переживание счастья и страдания представлены одновременно. Наш собственный мир это один из таких примеров. Однако существуют миры где есть только счастье: они произведены существами имеющими исключительно позитивную карму. Не верьте в то что это чистые миры, такие как Девачен(чистая страна Амитабы)являются воображаемыми. Сравнивая с нашим «реальным» миром, они выступают или проявляются так же как реальность.

Так же практикуя «принятие и отдачу» или Тонлен, думайте о всех страданиях, которые присущи всем формам живых существ. Помогая, Вы постепенно знакомитесь с этой практикой сочувствия. Вы так же можете использовать и другие методы, и это концентрация на дыхании. Это более продвинутый метод, имеющий два преимущества: это сделает Ум более спокойным и это увеличит Ваше сочувствие. Для этой практики, сядьте в такую же позу как вы сидели перед этим и установите Ваше внимание на Вашем дыхание. Когда Вы выдыхаете, думайте что Вы посылаете Ваше счастье всем живым существам и оно сливается с ними. Когда Вы вдыхаете — принимайте в себя всё их страдание. Делайте это так долго как можете. Когда Вы чувствуете какие-то ментальные страдания, думайте о страданиях других персон и думайте, что их страдания сливаются с Вашими. Сейчас применяя практику окончательной Бодхичитты, что была объяснена ранее прямо всмотритесь в суть тех страданий живых существ что Вы принимаете. Осознайте, что эти мысли не существуют. Таким образом, Вы имеете введение в медитацию окончательной Бодхичитты. Развивая окончательную и относительную Бодхичитту попеременно, вы принесёте безграничную пользу. Это основная часть практики. Затем в повседневной Вашей активности, размышляйте так: «Пусть, все живые существа будут свободны от всех беспокоящих эмоций во всех сферах существования и пусть результат страданий, от совершённых действий через эти эмоции, созреет лучше на мне, чем на них».

3. Трансформация негативных условий окружающих нас в путь Будды

Трансформируя неблагоприятные ситуации, мы должны во-первых быть осведомлены по поводу кармы, закон причины и следствия. Мы начинаем использовать неблагоприятные условия или препятствия как объект для медитации — это практика относительной Бодхичитты и таким же образом мы поступаем с мыслями возникающими в нашем Уме ( мы принимаем их за объект для рассмотрения, анализа и сосредоточения), что будет практикой окончательной Бодхичитты. Таким образом, мы можем трансформировать все негативные обстоятельства в нечто позитивное.

Порождайте относительную Бодхичитту, когда Вы сталкиваетесь с трудностями. Во-первых, распознайте, что Ваши трудности не являются причиной порождённой ошибками других, что эти препятствия есть порождение Вашего эго. Если Вы лишены эгоистических привязанностей, то будет не так уж трудно принять на себя некий негатив. Когда же Вы сталкиваетесь с физическими трудностями, такими как болезнь или кто-то пытается навредить Вам, попытайтесь распознать это как результат Вашей собственной кармы. Созданные ранее причины, созрели в этой жизни, и Вам не нужно будет переживать их в последствии, где они могут принять вид гигантского кармического эффекта. Эти изменения зависят от прочности основания Бодхичитты и в будущем облегчат истощение всей негативной кармы через терпение(в данном случае это как вариант воздержания от принятия ответных мер) тех малых неприятностей этой жизни.

Для примера: Перед просветлением Архат часто испытывает страдание от головной боли или от боли в животе. На самом деле, сила медитации Архата полностью трансформирует этот негативный эффект его собственной кармы в малые проблемы. Подобным же образом, через медитацию происходит исчерпание всех остальных моментов кармы Архата. Постоянно практикуя Тонлен по отношению к Вашим случающимся трудностям — через то, что Вы думаете, как забирая страдания других, Вы позволяете им проявиться через Ваш собственный опыт. Затем, когда их опорой станет чистая мотивация, они будут действительно очищены. Подобная чистота мотивации создаёт более великую энергию, чем та, что у Архата.

Эта трансформация основана на использовании методов окончательной Бодхичитты, реализацию которой Вы получите в следствие практики и применения этих методов по отношению к Вашим трудностям. Каждую трудность пытайтесь распознать, как сущность не имеющей связи с мыслями порождаемыми ею. Старайтесь реализовать — что сущность самого страдания полностью независима от чувствования страдания.

Вот, специфический метод для трансформации всех негативных условий на пути достижения состояния Будды.

Это включает четыре стадии:

1. Постоянно Вы состоите в конфронтациях с трудностями. Поймите, что они продукт Вашей негативной кармы, той что Вы так старательно создавали перед этим. И если Вы сможете это понять, это послужит началом накопления позитивной кармы.

2. Чувствование страдания даёт Вам шанс распознать, что же именно необходимо для очищения Вашей негативной кармы. В противном случае в будущем это будут ещё более негативные эффекты.

3. Человеческая жизнь, представляет из себя большую драгоценность, чем иные формы жизни. Поэтому, если Вы до сих пор имеете трудности даже в этой хорошей жизни, то это значит, что Вы так же будете проблемы в будущем, если Ваша негативные действия не будут очищены сейчас же.

4. Горячо молитесь всем Буддам и Бодхисаттвам, стремясь получить их благословление, с тем намерением, что бы на Вас созрела вся негативная карма всех живых существ, все трудности, что могут предстать в будущем перед ними. Каждый день, в конце Вашей практики, молитесь на примере: «Пусть страдания всех живых существ придут ко мне». Не колеблясь и не медля принимайте на себя страдания других. Приучите себя к этим пожеланиям.

4. Краткая практика тренировки Ума по пяти пунктам

1. Всем своим существом обещайте выполнять обязательства Вашей Бодхичитты до достижения просветления.

2. Вовлекайте и проверяйте свою Бодхичитту при каждом удобном случае.

3. Так как великим препятствием вашей Бодхичитты является эго цепляние. Как можно скорее увидьте и распознайте это и боритесь с этим до полного уничтожения данного препятствия.

4. Молитесь с тем, что бы Вы удачно и правильно могли бы развивать Бодхичитту. Обдумывайте это снова и снова, переосмысливайте и анализируйте то, что страдания других развивают сочувствие, так что оно появляется уже автоматически.

5. Нейтрализуйте влияние эго иразвивайте Бодхичитту.

5. Размах тренировки Ума

В вашей повседневной активности будьте внимательны к помехам со стороны эго цепляния. Поймите, что эта внимательность необходима для практики сочувствия по отношению ко всем живым существам. Когда Вы медитируете, то проверяйте, в каком эмоциональном направлении возникают и текут в Вашем Уме мыслительные образы(паттерны).

Смотрите в суть и пусть они растворяться в пустоте их истинной сущности. Используйте эти два метода попеременно; они являются искусным методом и мудростью. Вы будете знать сами от себя об объёме собственной практики. Во время проверки вы будете говорить «Да, есть немного гордости». Показателем того как Вы делаете это, будет ситуация, когда кто-нибудь скажет кому-нибудь некую неприятность о Вас и после этого Вы не почувствуете никакой негативной эмоции в том числе и агрессию. Если Вы совершаете молитву, у Вас не должно быть гордыни.

Таким образом, Е.С. Шамарпа, пытался рассказать своим слушателям о правилах хорошего тона и хорошей тренировке с пожеланием продолжать её в том же духе.

Какие преимущества и выгоды от правильной тренировки? Эмоции постоянно возникают, и Вы будете постоянно их преодолевать. Как результат этих преодолений в дальнейшем Вы не впадёте в столь глубокое переживание циклического существования и как следствие, Вы будете освобождены. Вы больше не станете жертвой несовершенства и изъянов самсары или негативных эмоций. Препятствия больше не смогут блокировать Ваше прогрессивное продвижение к просветлению. Когда змея сворачивается кольцом, то она может сама же и развязаться. В этом же смысле, так только появляются эмоции, Вы будете способны абсолютно спонтанно(Пояснение — Спонтанно — естественно и без натуги, как в жизни происходит распознавание цветов — это красный, а это синий, так же как Вы дышите — спокойно и спонтанно — вдох-выдох, Вы не занимаетесь планировкой и координацией дыхательных движений. ) освободиться этот момент от их влияния. В то же время Ум действительно счастлив, потому что и негативные беспокоящие эмоции и страдание их причины навсегда будет повреждено. Когда в конце практики наш Ум становиться естественно нетронутым и счастливым, то это будет являться знаком успешной тренировки нашего Ума. Такой Ум постоянно остаётся в состоянии мирного настроя, тишины, выдержанности, спокойствия и счастья. Это не является состоянием произведённым чем-то, это естественное и спонтанное счастье, которое не знает никаких форм страданий. И так, это есть непосредственное измерение успешной тренировки Ума.

6. Занятия тренировкой Ума

Занятие тренировкой означает постоянное приложение собственных сил в повседневной жизни до тех пор пока Ваш характер полностью не измениться, пропитавшись вдохновлением правильного отношения. В основном это значит преобразование Ваших страстных желаний и стремлений превосходства. В момент, когда Вы желаете совершить что-то по сути своей негативное, Вы должны убедительно предлагать и рекомендовать себе: «Я должен развиваться». Когда такая трансформация случается, то тогда Вы можете принимать страдания других. Однажды Ум решительно, непоколебимо и стойко трансформируется и тогда уже не надо будет, что либо, доказывать, утверждать и демонстрировать Вам в качестве примеров. Действия Вашего тела и речи неизбежно станут полезными для других, постепенно — шаг за шагом. Вы не акцентируете внимание на Вашем действии, Вы больше не стремитесь это показать, а так же не желаете, что бы это распознали и другие.

И вот, лишь некоторые примеры обязательств тренировки Ума:

— «Не критиковать ошибки других до тех пор, пока существует Ваша собственная неосознанность.»

— «Проверяйте свой собственный Ум и используйте сильные эмоции как материал для тренировки Ума.»

— «Не используйте в качестве практики тренировки Ума, которые применяли великие Бодхисаттвы, знаменитые сиддхи, или Будды, такая мотивация не будет являться чистой; и в этом случае Вы просто, не станете истинным Бодхисаттвой».

— «Когда Вы ранены, не обижайтесь».

— «Не применяйте с выгодой для себя злонамеренные методы против других.

Для примера возьмём— если некая группа людей имеет что-то хорошее и Вы тоже хотели бы иметь это. В этом случае, Вам не стоит использовать различные методы и пути, непосредственно обеспечивающие или же ускоряющие переход желаемого в Ваше собственное владение».

Рассматривая эти обязательства, не стоит думать, что это тоже самое, как изучение законов. Правильнее будет сказать, что совершая действия противоположные состоянию обучения, что идут в разрез с этой практикой тренировки Ума — будет равнозначно тому, что свести на нет ранее проделанную практику. Суть каждого обучения или обязательства, помочь развитию тренировки Ума так, что бы они не нарушала своей сути и не выходила за собственные рамки. Это легко для Вас реализовать самих себя. На пример: Вам сказали — не практикуйте этот вид тренировки Ума для Вашего же собственного роста или же с целью получения признания других. Если бы Вы следуете за этими обязательствам, то почему бы Вам в этом не найти истинный смысл практики тренировки Ума? Да, конечно. Это логично следует из обязательства об избегании.

7. Основные принципы тренировки Ума

Вы должны думать о важности приносимой пользы для других и развивать мотивацию, которая позже даст ростки спонтанности поведения в соответствие с практикуемым учением. Все живые существа во всех сферах сами себе создают те проблемы, которые они имеют. Эти проблемы являются результатом их негативных эмоциях, а так же фиксации на своём «Я». Развивайте сочувствие ко всем этим живым существам. Будьте всегда в осознавании, что всё чувственные наслаждения и материальный комфорт это всё не более чем иллюзия и по сути не более чем Ваш сон. Они полностью лишены смысла и постоянства. Осознайте что эта привязанность лишь небольшая часть этого безрассудства. Начинайте осознавание с идеи, что негативные эмоции появляются в Вашем уме сразу же как только появляется причина возрождающая их. В итоге Вы будете способны бросить эту эмоциональную привычку и в конце Вы будете действительно способны нейтрализовывать их в тот самый момент, когда они появятся вновь.

Заключение.

Получение удовольствия от тренировки непременно приведёт к появлению Добродетели. Будьте счастливы, практикуя Добродетельные действия. Будьте так же счастливы в необходимости создавать условия, которые поддерживают достижение Добродетельных действий. Сейчас Вы знаете как использовать существование драгоценного человеческого тела, поэтому пожалуйста не думайте, что эта жизнь лишена смысла.

Если кратко, суть практики тренировки Ума, это постоянно быть ликующим и торжественно радостным, что принесёт определённую пользу для других существ, и чувствуйте грусть, когда кто-нибудь отказывается от пользы предназначенной для него(но не более, не надо насильно удерживать и предлагать).

Эти объяснения представляют собой сжатую версию практики тренировки Ума. Существуют и более тщательно проработанные комментарии. Так или иначе Вы получите плод в зависимости не от детальности объяснений, а от того на сколько тщательно Вы будете это практиковать.

Я посвящаю этот перевод чувствующему существу, которое в этой жизни носит имя Анна Городецкая, в Дхарме его называют Лотос Света Истины. Пусть так же польза от перевода этого текста распространиться на все три мира Самсары и принесёт их обитателям несомненную пользу и желаемый плод в виде освобождения от страданий.

Оглавление

  • Шамар Ринпоче Тренировка ума по семи пунктам в соответствии с учением Атиши
  •   1. Подготовка
  •   2. Бодхичитта
  •   3. Трансформация негативных условий окружающих нас в путь Будды
  •   4. Краткая практика тренировки Ума по пяти пунктам
  •   5. Размах тренировки Ума
  •   6. Занятия тренировкой Ума
  •   7. Основные принципы тренировки Ума Fueled by Johannes Gensfleisch zur Laden zum Gutenberg

    Комментарии к книге «Тренировка ума по семи пунктам в соответствии с учением Атиши», Шамар Ринпоче

    Всего 0 комментариев

    Комментариев к этой книге пока нет, будьте первым!

    РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОЧТЕНИЮ

    Популярные и начинающие авторы, крупнейшие и нишевые издательства