Исследуя и анализируя природу самсары, мы приходим к осознанию того, что самсара является состоянием запутанности, у которого нет и никогда не было никакой реальности. Из-за этой запутанности (и всего из неё вытекающего) возникает представление о реальности. Запутанный ум считает существ и вещи реальными, то есть приписывает реальность чему-то, что не является реальным, подобно тому, как принимается за реальность то, что видится во сне. Но эту "реальность" невозможно обнаружить ни во внешних объектах восприятия, ни во внутреннем воспринимающем уме. Ум и вещи не обладают вещественностью, они как отражения в зеркале.
Светоч познания рассеивает тьму неведения.
Это — высшая драгоценность, которую никто не может отнять.
Это — мощное оружие, уничтожающее врага незнания.
Это — самый лучший друг, который даёт отличные советы, приносящие победу.
Вещи состоят из частей. Эти части сами могут быть разделены на всё более и более мелкие части, вплоть до атомов. И даже атомы можно разделить на ещё более мелкие части, и так — до бесконечности. Таким образом, невозможно найти никакого единого объекта, никакой "вещи".
Если взять много частей вместе, составляющих что-то, то они — тоже не "вещь". Так как ни в одной из этих частей невозможно обнаружить реальность, то сумма нереальных частей не может составлять реальность.
Ум проявляется мгновение за мгновением. Эти мгновения можно разделить на прошлое, настоящее и будущее. Каждое из них, опять-таки, можно разделить на прошлое, настоящее и будущее, и так — до бесконечности. Следовательно, невозможно найти никакой единой целостности и назвать её "умом".
Множество мгновений, которые составляют ум, взятые вместе, — тоже не ум. Так как ни в одном из этих мгновений невозможно обнаружить реальности, то совокупность нереальных составляющих не может образовать реальность.
Таким образом можно увидеть, что объекты и ум свободны от действительного существования.
Этот пустой ум, тем не менее, не просто ничто, но он обладает качеством ясности, которое живо воспринимает все различные аспекты существования. С точки зрения прямого йогического восприятия, ясность и пустота существуют нераздельно, как солнце и его лучи.
Комментарии к книге «Краткий анализ различных подходов к реальности», Кхенпо Чёдрак Тенпел Ринпоче
Всего 0 комментариев