Ноттингем, Англия, 26 мая 2008 года
Записал, частично перевёл и отредактировал Александр Берзин
[в квадратных скобках приведены пояснения]
Вступительное словоКогда мы говорим о религиях или о духовности в целом, важно развивать уважение к каждой из различных традиций. Для этого важно знать и отдавать должное сути этих религий, чтобы в полной мере понимать их значимость. Отчасти в этом ценность содействия религиозной гармонии.
В межрелигиозном диалоге всегда присутствуют три вопроса: «Кто я?» или «Что такое личность?», и «Откуда возникло это “я”, или личность?», и «Есть ли у личности начало и что произойдёт в конце, есть ли у неё конец?» Все основные религии пытаются ответить на эти три вопроса.
Что такое личность?Начнем с первого вопроса: «Что такое личность, “я”?» Последователи некоторых простых религий поклоняются местным духам, их не особенно заботят эти три вопроса. Если у них случается несчастье, они просто молятся местным божествам. Что касается основных религий, были такие, которые изучали эти три вопроса даже за три тысячи лет до буддизма. Недавно я встретил одного ученого из Египетского университета, и он рассказал мне, что у древнеeгипетской цивилизации, пять тысяч лет назад, тоже была религиозная философия и концепция будущей жизни. Так что эти вопросы уходят очень далеко в прошлое.
Теперь, чтобы ответить на вопрос «что такое личность?», и теистические, и нетеистические религии могут рассуждать с точки зрения независимой личности, существующей отдельно от тела и «владеющей» телом. Личность независима от совокупностей тела и ума. Они утверждают, что существует личность, которая не подвержена влиянию, неделима и независима. Возможно, концепция души, которую мы находим во многих религиях, обладает этими тремя качествами.
Комментарии к книге «Что такое личность, есть ли у личности начало, будет ли у неё конец?», Тензин Гьяцо (Далай-лама XIV)
Всего 0 комментариев