«Трехгрошовая опера»

2283

Описание

Пьеса Брехта представляет собой переделку «Оперы нищих» английского драматурга Джона Гэя (1685–1732), написанной и поставленной ровно за двести лет до Брехта, в 1728 г. «Опера нищих» была пародией на оперы Генделя и в то же время сатирой на современную Гэю Англию. Сюжет ее подсказан Гэю Джонатаном Свифтом. Пьесу Гэя перевела для Брехта его сотрудница по многим пьесам Элизабет Гауптман. Брехт почти не изменил внешнего сюжета «Оперы нищих». Все же переработка оказалась очень существенной. У Гэя Пичем ловкий предприниматель, а Макхит — благородный разбойник. У Брехта оба они буржуа и предприниматели, деятельность которых, по существу, одинакова, несмотря на формальные различия. Прототипами Макхита у Гэя послужили знаменитые воры XVIII в. Джонатан Уайльд и Джек Шеппард, нищие, бездомные бродяги, отличавшиеся ловкостью, жестокостью, но и своеобразным душевным величием. Макхит у Брехта — буржуа-работодатель, думающий только о коммерческих выгодах своих разбойничьих предприятий. Даже несчастья Макхита вызваны не темпераментом, увлеченностью, страстностью, а присущей ему, как и всякому...



1 страница из 70
читать на одной стр.
Настроики
A

Фон текста:

  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Аа

    Roboto

  • Аа

    Garamond

  • Аа

    Fira Sans

  • Аа

    Times

стр.
Бертольт Брехт В сотрудничестве с Э. Гауптман, К. Вейлем Трехгрошовая опера

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Maкхит, по кличке Мэкки-Нож.

Джонатан Джеремия Пичем, владелец фирмы «Друг нищего».

Селия Пичем, его жена.

Полли Пичем, его дочь.

Браун, шеф лондонской полиции.

Люси, его дочь.

Дженни-Малина.

Смит.

Кимбл, священник.

Филч.

Уличный певец.

Бандиты.

Нищие.

Проститутки.

Констебли.

Пролог

Баллада о Мэкки-Ноже.

Ярмарка в Сохо. Нищие нищенствуют, воры воруют, гулящие гуляют.

Уличный певец (поет).

У акулы — зубы-клинья,Все торчат, как напоказ,А у Мэкки — нож, и только,Да и тот укрыт от глаз.Если кровь прольет акула,Вся вода кругом красна!А у Мэкки — нож, и только,Не ищи на них пятна.Как над Темзою-рекоюКосит смерть людей подряд!Ни при чем чума и оспа:«Мэкки бродит», говорят.Если вдруг на Стрэнде людномТело мертвое найдешь,Знай, что ходит где-то рядомРуки в брюки Мэкки-Нож.Мейер Шмуль бесследно сгинул,Мейер Шмуль — богач-старик,Деньги Мейера у МэккиПротив Мэкки нет улик.

Слева направо через сцену проходят, прогуливаясь, Пичем с женой и дочерью.

Нож в груди у Дженни Тайлер.Содрогнулся стар и младМэкки-Нож с невинным видомСовершает променад.И на смерть Альфонса ГлайтаДо сих пор не пролит свет.Расспросить бы надо Мэкки,Но ведь он не скажет, нет.И пожар в районе СохоСемь детишек, старый дед,А в толпе все тот же Мэкки,Но его не спросят, нет.И растленье малолетней,Той, чье имя здесь вокругВсем известно! Как же, Мэкки,Вам такое сходит с рук?

Проститутки смеются, от них отделяется человек и, пересекая площадь, торопливо уходит.

Дженни-Малина. Вот он — Мэкки-Нож!

Действие первое I

Ввиду возрастающей человеческой черствости коммерсант Пичем открыл заведение, в котором несчастнейшие из несчастных могли бы приобрести внешность, способную тронуть все более и более ожесточающиеся сердца.

Заведение Джонатана Джеремии Пичема.

УТРЕННИЙ ХОРАЛ ПИЧЕМАВставай, человече, вставай,Бесчинствуй, не тешься досугом!Увидев, что ты негодяй,Воздаст тебе бог по заслугам.Жену продавай ни за грош!Не брезгай ничем и нигде!От бога, подлец, не уйдешь:Заплатишь на Страшном суде.

Комментарии к книге «Трехгрошовая опера», Бертольд Брехт

Всего 0 комментариев

Комментариев к этой книге пока нет, будьте первым!

РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОЧТЕНИЮ

Популярные и начинающие авторы, крупнейшие и нишевые издательства