Тут надо предствить себя на месте простого македонского солдата. Об интеллектуальном развлечении он не знает, разговор философа с царём проходил вполголоса, так что его мало кто слышал.
А видит он, что умник, который только что возносил македонцам хвалу, теперь поливает их помоями. Да ещё при царе и всём честном народе.
В помещении отчётливо становится тихо, и в этой тишине Каллисфен разливается соловём, не замечая того, что народ помаленьку к нему подбирается.
Словом, в тот же день его судит войсковое собрание, потом долго возят в обозе, в кандалах, а в конце концов, говорят, казнят жуткой смертью: скармливают заживо блохам.
3. Гордиев узел в контексте эпохиК нынешнему времени картина той эпохи – а это действительно была хоть и краткая, но эпоха! – отстоялась в общественном сознании до абсолютной прозрачности. Молодой нестандартно мыслящий царь. Замысловатый узел – коллективным бессознательным представляемый почему-то в виде морского. Древнее пророчество, обещающее власть над Фригией (Азией, Миром) тому, кто с узлом разберётся.
История регулярно входит в школьный курс – показывая детям, как важно подняться над проблемой и посмотреть на неё под другим углом.
Имеются гипотезы. От той, что задание было утончённым издевательством (приводится якобы имевший место в Македонии обычай свекрови давать невестке развязать перед свадьбой клубок узлов). До той, что никакого узла не существовало в природе, а имелись в виду запутанные проблемы династического наследования, кои Александр Македонский разрешил – назначив царём себя.
И неизменное удивление глупостью туземцев – не додумавшихся до столь простого решения.
Но если рассматривать проблему гордиева узла не изолированно, а в контексте, ситуация несколько изменяется.
Дано: Узел. Завязанный на повозке основателя государства. Повозка – музейный экспонат. Практически – святыня. Хранящаяся в святая святых царского дворца. Под надзором охраны, жрецов и чёрт-те-ещё-кого. Да появись там какой-нибудь шустрый товарищ даже не с мечом…просто с намерением с узлом пошуровать – его даже на паштет шинковать не будут – в близжайшую дурку сдадут.
Дабы рубить историческую реликвию мечом – требуется иметь за собой силу. И усмирённый город. И усмирённую страну.
В современных реалиях пророчество могло звучать так: "Великая страна покорится тому, кто напишет русское слово из трёх букв на стене Овального кабинета".
Комментарии к книге «Исторические байки», Карен Эдуардович Налбандян
Всего 0 комментариев