Быть может, эта неопределенность была даже умышленной, чтобы, с одной стороны, не возмущать евреев излишней, им непривычной строгостью разводов, а с другой — чтобы дать возможность беспрепятственно влиять культуре на смягчение бракоразводного произвола. Надо думать, однако, что широта разводов, согласно этому закону Моисея, была достаточно велика, потому что среди лучших представителей иудейского народа мы видим стремление дать возможно больше крепости брачному союзу. Так, после возвращения евреев из плена вавилонского, благодаря старанию еврейских книжников, введено было постановление, по которому муж, отпустивший жену, обязан был выдать ей определенную сумму денег, и это требование жены обеспечивалось общей ипотекой на имуществе мужа9. Так последний еврейский пророк Малахия в следующих энергических выражениях протестует против легкомысленных разводов: «...вы заставляете обливать слезами жертвенник Господа с рыданиями и воплем, так что Он уже не призирает более на приношение и не принимает умилостивительной жертвы из рук ваших. Вы скажете: “За что?” — За то, что Господь был свидетелем между тобою и женою юности твоей, против которой ты поступил вероломно, между тем как она — подруга твоя и законная жена твоя. <...> Итак, берегите дух ваш, и никто не поступай вероломно против жены юности своей. Если ты ненавидишь ее, отпусти, говорит Господь Бог Израилев; обида покроет одежду его, говорит Господь Саваоф; посему наблюдайте за духом вашим и не поступайте вероломно» (Мал. 2: 13 — 16).
Вопросу о разводе суждено было еще надолго занимать еврейских книжников. Он был перенесен на чисто практическую почву — толкования текста Моисеева закона. Упомянутые выше слова Моисея во Второзаконии поделили толкователей на две школы. Представителем одной был Шаммаи (жил немного раньше Рождества Христова), отстаивавший возможную крепость брачного союза, допуская отвержение жены лишь в случае совершения ею чего-либо действительно постыдного. Представителем второй был Гиллел, ратовавший за возможную легкость развода и толковавший закон Моисея в смысле допустимости отвержения жены за самые легкие недостатки или провинности ее, например, за дурное приготовление пищи10.
Комментарии к книге «Пушкарева - «А се грехи злые, смертные…». Русская семейная и сексуальная культура. Книга 3», Наталья Львовна Пушкарёва
Всего 0 комментариев