«Упражнения для начинающих пианистов»

456

Описание

Методическое пособие «Упражнения для начинающих пианистов», разработанное петербургским педагогом-пианистом Валентиной Михайловной Золотницкой, освещает первый и важнейший этап работы с маленьким учеником — этап постановки рук. Авторская методика основана на принципе эмоционального и физического раскрепощения ребенка. Рекомендуется в качестве учебного пособия для учащихся младших классов ДМШ и ДШИ.



5 страница из 7
читать на одной стр.
Настроики
A

Фон текста:

  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Аа

    Roboto

  • Аа

    Garamond

  • Аа

    Fira Sans

  • Аа

    Times

стр.

«Шопен ясно дает понять, что положение, которое занимает рука на указанных выше пяти клавишах ... самое непринужденное, самое удобное и самое правильное (целесообразное). ... Только при последнем расположении руки и пальцев ... он рекомендовал пианистам начинать пальцевые упражнения, причем для того, чтобы избежать всякого напряжения и зажатости, сперва играть их не legato, а легким, мягким staccato, сохраняя полную свободу и гибкость запястья и кисти. Затем ... переходить к легкому portato, далее к marcato (акцентированному legato) и, наконец, к настоящему полноценному legato». (См. Я. Мильштейн. Советы Шопена пианистам. М., Музыка. 1967, с. 79)

«Эти пять нот.... — содержание первого урока фортепианной игры Шопена.... С течением времени... я пришел к заключению, что с этих-то пяти нот и надо начинать всю методику и эвристику фортепианной игры,... что это и есть краеугольный камень, «колумбово яйцо», пшеничное зерно, дающее тысячный урожай. Одна эта маленькая формула поистине «томов премногих тяжелей». (См. Г. Нейгауз. Об искусстве фортепианной игры. М., Музыка, 1987, с.79).

Не надо спешить с исполнением legato. Главное — ощущение легкости и свободы.

1. легким staccato

2. portamento

3. non legato

4. legato

Следующие упражнения, особенно «Мост», Сакура», «Паровозик», «Муха», «Баба-Яга», «Ветерок», «Ручеёк» № 1, 2, 3 — рассчитаны не на разовое исполнение, а практически на все годы обучения. Они используются по мере необходимости, когда требуется подкорректировать постановку рук, укрепить свод, активизировать работу пальцев — особенно проблемного 1 пальца.

Эти упражнения подобны «мини-тренажерам» — просты и удобны.

В основе упражнения «Паровозик» — пять золотых нот, предложенных Шопеном для наиболее удобной постановки рук на фортепиано: ми, фа#, соль#, ля#, си.

Паровозик, паровозикНас увозит далеко.За окошком, за окошкомИнтересно, как в кино.Промелькнули за окошкомДомик, кошка и коза.Мы в окошко, мы в окошкоПроглядели все глаза.Ну, спасибо, паровозик,Хорошо нас покатал.Все на свете показалИ на обед не опоздал.

В упражнениях «Висячий мост» и «Сакура» звукоряд чуть сдвинут от фа^ к до#, что обеспечивает удобный поворот к 1 пальцу.

Следующее упражнение способствует укреплению свода, постановке 1 пальца и развитию его самостоятельности.

Опора в кончиках пальцев, руки раскачиваются, «пружинят».

6. Вот висячий гибкий мостДлинный, как кошачий хвост.По упругому мостуОсторожно перейду.

Комментарии к книге «Упражнения для начинающих пианистов», Валентина Михайловна Золотницкая

Всего 0 комментариев

Комментариев к этой книге пока нет, будьте первым!

РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОЧТЕНИЮ

Популярные и начинающие авторы, крупнейшие и нишевые издательства