«Упражнения для начинающих пианистов»

332

Описание

Методическое пособие «Упражнения для начинающих пианистов», разработанное петербургским педагогом-пианистом Валентиной Михайловной Золотницкой, освещает первый и важнейший этап работы с маленьким учеником — этап постановки рук. Авторская методика основана на принципе эмоционального и физического раскрепощения ребенка. Рекомендуется в качестве учебного пособия для учащихся младших классов ДМШ и ДШИ.



Настроики
A

Фон текста:

  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Аа

    Roboto

  • Аа

    Garamond

  • Аа

    Fira Sans

  • Аа

    Times

Упражнения для начинающих пианистов (fb2) - Упражнения для начинающих пианистов 9788K скачать: (fb2) - (epub) - (mobi) - Валентина Михайловна Золотницкая

Упражнения для начинающих пианистов

Постановка рук,

работа над штрихами и туше

на начальной стадии обучения игре на фортепиано

через эмоциональное раскрепощение ученика

Издательство "Союз художников"
Санкт-Петербург
2004

ББК 85.954.2

381

Методическое пособие «Упражнения для начинающих пианистов», разработанное петербургским педагогом-пианистом Валентиной Михайловной Золотницкой, освещает первый и важнейший этап работы с маленьким учеником — этап постановки рук. Авторская методика основана на принципе эмоционального и физического раскрепощения ребенка.

Рекомендуется в качестве учебного пособия для учащихся младших классов ДМШ и ДШИ.

© В. Золотницкая, 2004

© Издательство «Союз художников», 2004

© А. Веселов, оформление, 2004

На начальном этапе обучения игре на фортепиано многие педагоги сталкиваются с недостатком элементарных упражнений для развития технических навыков и постановки рук. Упражнения предполагают многократное повторение какого-либо оборота, однообразную аппликатуру. Это быстро утомляет детей, ослабляет внимание, а часто и интерес к занятиям. Поэтому большинство педагогов сводит к минимуму занятия упражнениями и предлагают учащимся пьесы, к которым те еще не подготовлены технически. Это затрудняет работу над постановкой рук — «покушение с негодными средствами» , то есть аппарат ребенка слаб, недостаточна пальцевая активность. Следующие упражнения помогают укрепить свод, активизировать работу пальцев. Надо найти, подобрать, написать упражнения для начинающих, небольшие и яркие. Это должны быть песенки, игры, зарисовки, увлекательные и образные, которые помогли бы незаметно и весело осваивать инструмент, определенные технические приемы.

Содержание, настроение, точность музыкальной интонации должны вызвать у ученика совершенно определенные и различные в каждом упражнении прикосновения к клавишам инструмента.

Первые упражнения разучиваем с рук. Ребенок впервые садится за инструмент, имея слуховой музыкальный опыт. Ему хочется сразу получить результат от прикосновения к инструменту и, если педагог ему в этом поможет, интерес к занятиям обеспечен. Только когда ребенок услышит, как замечательно звуки передают знакомый ему мир, только тогда в нем проснется настоящий интерес к музыке.

Работа по подбору и написанию упражнений интересная, бесконечная и благодарная. Приятно видеть, как руки малышей становятся более гибкими и послушными, а звучание более осмысленным и музыкальным. Одни упражнения появляются прямо на уроке в помощь ученику. Другие подсказаны трудами Г.Г. Нейгауза, В. Ландовской, знакомством с методическими разработками Мальцева, Баренбойма, Гринштейн, Артоболевской.

Но как бы хороши ни были те или иные методики, они имеют настоящую ценность прежде всего в руках своих создателей. Поэтому надо создавать и свою методику, изучая все лучшее, выбирая приемлемое для себя и своих учеников, учитывая особенность своего характера; искать и создавать новое, интересное — пропущенное через свой ум и сердце.

Итак, ваш новый маленький ученик неуверенно и робко входит в класс. Прежде всего надо, чтобы он почувствовал себя свободно и раскрепощенно в общении с вами. Здесь вся надежда на то, что вы любите свое дело, любите детей и у вас настоящий запас доброты, такта и юмора. Без полной эмоциональной свободы ученика нечего говорить о его физической свободе и о свободе рук в частности. Залог эмоциональной свободы — в доброжелательных, творческих взаимоотношениях.

Г. Г. Нейгауз писал, что владение своим телом для пианиста так же важно, как для балерины, и для этого нужно постоянно тренироваться. Очень важны эти тренировки для малышей. Именно физическая зарядка, а не только комплекс для освобождения рук (гимнастика Артоболевской). Почти все дети страдают сейчас сколиозом, а из поясницы выпирает «акулий плавник». Поэтому первые уроки мы начинам с зарядки от плечевого пояса до ног. Ребенок совершенно преображается. Он весел, бодр и готов к работе. Я прошу детей дома 2—3 раза в день делать эти упражнения, и вскоре их спины становятся крепкими и ровными, повышается работоспособность. Надо обращать внимание родителей на осанку детей. Советовать делать массаж, заниматься плаваньем. Физическая выносливость совершенно необходима для занятий фортепиано.

Остановлюсь на том нетрадиционном, что есть в наших занятиях. В работе с начинающими я использую как традиционный материал, так и собственные упражнения. К традиционным относятся упражнения для развития гибкой кисти и подвижности пальцев: «кошечка» , «птички» , «краб» , «колечки» , «лодочки» и т.д. и изучение нотной грамоты. Очень развивает учеников транспонированье с функциональным басом по методике С.М. Мальцева, которая является основой работы на хоровом отделе Охтинского Центра Эстетического Воспитания (Санкт-Петербург).

Поскольку первые упражнения для малышей построены на тесных интервалах (секунда, терция, кварта, квинта), уделяем им большое внимание. Обращаем особое внимание ребенка на различное звучание интервалов в зависимости от замысла композитора. Я категорически против закрепления за интервалами какого-то одного образа и характера (еж, ворона и т.д.). Сыгранный в другом характере интервал часто не узнается. Лучше потратить чуть больше времени и сил, но показать все возможности и краски интервалов:

1) Слушаем и играем один звук в разных характерах различным прикосновением — нежно, решительно, печально, бодро, светло, грозно и т.д., тренируем все оттенки чувств и эмоций.

2) Слушаем секунды:

а) «Слон и моська» — И. Арсеев (Н.Ветлугина «Музыкальный букварь») — звонкое, смешное тявканье секунд.

б) «Дождь и радуга» — С. Прокофьев — красочные, акварельные пятна секунд.

в) «Сказочка» — С. Прокофьев — мерцающие, таинственные огоньки секунд.

В а), б), в) ученик принимает непосредственное участие в исполнении этих пьес — играет секунды в определенном характере различным прикосновением.

3) Поем и играем песенки на секундовые попевки, например: «Гармошка» — Е.Тиличеева («Музыкальный букварь»).

Много секундовых попевок в сольфеджио Барабошкиной I класс.

Здесь намечен только принцип работы с интервалами.

Все авторские упражнения даны с текстами. Это дает ученику эмоциональный настрой, помогает найти более точные прикосновения к клавишам. Каждое упражнение разучивается с педагогом, как песенка или игра. Лишь затем ученику предлагается сыграть упражнение самостоятельно. Выученные упражнения транспонируем. Можно менять характер упражнения и отрабатывать различные штрихи и туше на одном материале. Например, упражнение «Лягушка-квакушка» можно исполнять как тяжелым non legato, так и легким staccato («Большая и маленькая лягушка»). Все упражнения играем от легкого staccato, portamento, затем non legato, marcato, и лишь затем legato.

Далее приводятся только авторские упражнения (текст и музыка).

Как пример приведу 4 интервальных упражнения - в них можно менять характер, настроение, то есть играть разным туше. (Упр. 1, 2, 3, 4).

Поется на слова «ква-ква-ква»

Терции — слушаем, поем, играем, транспонируем разнохарактерные попевки. Например:

1. «Два кота» — энергично, задорно;

2. «Спи, мой мишка» — нежно, ласково (Е. Тиличеева);

3. «Лягушка-квакушка» — мягко, свободно, с юмором.

Крепкое non legato и tenuto для «большой лягушки» и portamento и даже staccato для «маленькой лягушечки».

Лягушка-квакушка. Сытенькое брюшко. Прыгала-скакала. Мошек поедала. Выходи, подруженька, погулять. Выходи, красавица, погулять. Будем до утра хоровод водить. Песни петь и сказочки говорить.

Квинты

При изучении квинты обращают внимание на прозрачность звучания. Следующее упражнение дает возможность прочувствовать средневековый колорит, присущий квинтам. Сначала играем 3-3 пальцами двумя руками. Затем 1-5 в разных регистрах. Меняем характер от романтического pp до мужественного, сурового f.

Славных рыцарей Древний сигнал Зовет.

Следующее упражнение способствует более эффективной и быстрой постановке рук и основано на предложенной Ф. Шопеном методике пяти «золотых нот».

«Шопен ясно дает понять, что положение, которое занимает рука на указанных выше пяти клавишах ... самое непринужденное, самое удобное и самое правильное (целесообразное). ... Только при последнем расположении руки и пальцев ... он рекомендовал пианистам начинать пальцевые упражнения, причем для того, чтобы избежать всякого напряжения и зажатости, сперва играть их не legato, а легким, мягким staccato, сохраняя полную свободу и гибкость запястья и кисти. Затем ... переходить к легкому portato, далее к marcato (акцентированному legato) и, наконец, к настоящему полноценному legato». (См. Я. Мильштейн. Советы Шопена пианистам. М., Музыка. 1967, с. 79)

«Эти пять нот.... — содержание первого урока фортепианной игры Шопена.... С течением времени... я пришел к заключению, что с этих-то пяти нот и надо начинать всю методику и эвристику фортепианной игры,... что это и есть краеугольный камень, «колумбово яйцо», пшеничное зерно, дающее тысячный урожай. Одна эта маленькая формула поистине «томов премногих тяжелей». (См. Г. Нейгауз. Об искусстве фортепианной игры. М., Музыка, 1987, с.79).

Не надо спешить с исполнением legato. Главное — ощущение легкости и свободы.

1. легким staccato

2. portamento

3. non legato

4. legato

Следующие упражнения, особенно «Мост», Сакура», «Паровозик», «Муха», «Баба-Яга», «Ветерок», «Ручеёк» № 1, 2, 3 — рассчитаны не на разовое исполнение, а практически на все годы обучения. Они используются по мере необходимости, когда требуется подкорректировать постановку рук, укрепить свод, активизировать работу пальцев — особенно проблемного 1 пальца.

Эти упражнения подобны «мини-тренажерам» — просты и удобны.

В основе упражнения «Паровозик» — пять золотых нот, предложенных Шопеном для наиболее удобной постановки рук на фортепиано: ми, фа#, соль#, ля#, си.

Паровозик, паровозик Нас увозит далеко. За окошком, за окошком Интересно, как в кино. Промелькнули за окошком Домик, кошка и коза. Мы в окошко, мы в окошко Проглядели все глаза. Ну, спасибо, паровозик, Хорошо нас покатал. Все на свете показал И на обед не опоздал.

В упражнениях «Висячий мост» и «Сакура» звукоряд чуть сдвинут от фа^ к до#, что обеспечивает удобный поворот к 1 пальцу.

Следующее упражнение способствует укреплению свода, постановке 1 пальца и развитию его самостоятельности.

Опора в кончиках пальцев, руки раскачиваются, «пружинят».

6. Вот висячий гибкий мост Длинный, как кошачий хвост. По упругому мосту Осторожно перейду. 6а. Я иду, иду, иду. По висячему мосту. По висячему мосту Аккуратно перейду.

* На каждую ноту пропевается 2 слога.

В следующем упражнении тот же звукоряд, но мягкое прикосновение. Кисть дышит. Восточный колорит. Нежно и поэтично.

Ветви душистые Розовой сакуры, Нет вас прекраснее Ранней весной.

Перед игрой этих упражнений очень полезно делать упражнения «колечки».

Упражнения «Баба-Яга» и «Муха-Цокотуха» — подготавливают ученика к исполнению хроматических последовательностей.

Перед началом упражнения рекомендуется поиграть полутоны гармонически 1 и 3 пальцами.

Баба-Яга костяная нога. Ступа липовая. Сама хитрая. Ах ты, Баба-Яга... и т.д. Муха, Муха-Цокотуха Позолоченное брюхо Муха по полю пошла Муха денежку нашла.

(К. Чуковский)

В разных регистрах упражнение звучит то «мухой», то «шмелем», то «комаром».

Упражнения «Муха» и «Сова» — интересны своим графическим рисунком. Мало того, что «Муха» жужжит, а «Сова» летает, они еще зрительно на клавиатуре похожи сами на себя, например «Муха».

Гром прогремел, и вот Теплый дождь уже идет.

Глубокое non legato и легкое portamento.

Ходит Дрема, Ходит Дрема, Ходит Дрема, Ходит Дрема. А за нею сонные Соннички. А за нею сонные Соннички.

Свободное раскрытие кисти и легкое portamento. Полное, мягкое раскрытие кисти (взмахи крыльев) на септимах.

Мягкие крылья совы... Мягкие крылья совы... Мягкие крылья совы? В норку, мышонок, беги!

В дополнение к двум этюдам Гнесиной на короткую лигу (мяу-мяу-мяу-мяу... где бы рыбки раздобыть?).

Эта полька для мышонка. Для лисенка и зайчонка. Для ребят и для зверят — Веселиться все хотят.

На начальном периоде обучения партию левой руки исполняет педагог.

Белое облако, ты невесомое. Легкое, легкое, словно пуховое. В небе высоком спокойно плывешь. Может, меня покататься возьмешь?

После этого хорошо сыграть украинскую песню «Ой ты, девица» и «Легкую пьесу» Гуммеля.

Учимся переносить руку через 1 палец. Подготовка к игре гамм.

Над калиткою моею Виноградная лоза. А над нею, а над нею Пролетает стрекоза.

Мелодию хорошо поиграть в Си мажоре.

Добиваемся легкого, воздушного подъема от долгого звука.

Легкий и нежный ветерок Чуть приклонил к земле цветок.

Хорошо поучить в Ми мажоре.

Работаем всеми пальцами (четкая артикуляция)

Тихо ручеек журчит. Он по камушкам бежит. Нежно, чисто говорит Со мной.

Трехзвучное арпеджио - поочередно задерживается на 1, 3 (2), 5 пальцах.

Утром в саду расцветают цветы. Ночью они отдыхают, как ты. — Скажи мне, волшебник, в чем сила твоя, Хочу чудеса совершать тоже я. — Волшебная сила живет в доброте Будь добрым, и чудо найдешь ты везде. Оно в синем небе, в глазах матерей, В сердцах благородных и честных людей. Высоко над рекой загорелась звезда. Нежный отсвет ее отразила вода.

Контраст образов и штрихов.

Цепкое острое staccato и мягкое глубокое legato

На окне воробей. За окном Котофей... Воробью невдомек — Рядом острый коготок!

Осваиваем пунктирный ритм. Особо следим за 1 и 5 пальцем.

— Я тебя, букашка, съем! — Отпусти меня совсем... — Чем обедать мне тогда? — Принесу тебе медка...

Осваиваем черные клавиши.

Чудный пион расцвел в саду. Я любоваться им пойду. Над белой пеной лепестков Танец прозрачных мотыльков.

Перелеты и репетиции.

Золотистый ты мой мотылек, Ты порхаешь с цветка на цветок. Ах, если бы крылья имел бы, Я вместе с тобой полетел бы Летел бы, летел бы, летел бы...

Практический результат от игры упражнений

Так как у учеников вырабатывается стереотип штриха и туше в каждом упражнении, их можно направить одним лишь упоминанием о каком-либо упражнении при работе над другими произведениями:

«Сова» — когда требуется раскрытие кисти;

«Ветерок» — плавность, целеустремленность движения;

«Облако» — легкие, воздушные руки;

«Мышонок» — различные portamento;

«Соннички» —

«Дрема» — глубокое non legato;

«Мотылек» — плавные воздушные перелеты и т.д.

Заметно укрепляется свод руки.

Аккуратней, активней работает 1 палец.

Исключается эмоциональная пассивность ребенка; он активен, заинтересован, а это самое главное в работе с детьми вообще.

В. ЗОЛОТНИЦКАЯ

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ ПИАНИСТОВ
ПОСТАНОВКА РУК,
РАБОТА НАД ШТРИХАМИ И ТУШЕ
на начальной стадии обучения игре на фортепиано
через эмоциональное раскрепощение ученика

Музыкальный редактор Е. Фоменко

Редактор И. Ласточкина

Сдано в набор 11.01.2004 г. Подписано в печать 26.04.2004 г.

Формат 60x90 1/8. Тираж 280 экз.

Издательство «Союз художников»

Санкт-Петербург

2004

Оглавление

  • Упражнения для начинающих пианистов
  • Практический результат от игры упражнений
  • В. ЗОЛОТНИЦКАЯ Fueled by Johannes Gensfleisch zur Laden zum Gutenberg

    Комментарии к книге «Упражнения для начинающих пианистов», Валентина Михайловна Золотницкая

    Всего 0 комментариев

    Комментариев к этой книге пока нет, будьте первым!

    РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОЧТЕНИЮ

    Популярные и начинающие авторы, крупнейшие и нишевые издательства