Ежемесячный научно-популярный и научно-художественный журнал
Издается с 1926 года
«ЗНАНИЕ — СИЛА»
ЖУРНАЛ, КОТОРЫЙ УМНЫЕ ЛЮДИ ЧИТАЮТ УЖЕ 80 ЛЕТ!
ЗАМЕТКИ ОБОЗРЕВАТЕЛЯАлександр Волков
В ожидании средних веков?В городе мыслящих роботов, где за вашими движениями следят электронные схемы, а желания считывают умные машины, стараясь их воплотить, в городе победившего Прогресса (действие происходит в веке — внезапный разлад и смятение. Сам город повис в воздухе, как мираж, ибо его устои рухнули, оказавшись шаткими, как никогда. «Вы думали, — сказал футуролог, — что скоро будете жить в технологической нирване, а приближаются новые средние века».
... Летом прошлого года американский физик Джонатан Хюбнер объявил о «закате Технического мира». Время открытий и изобретений прошло. «Золотым веком» научного творчества стал период с 1873 по 1915 годы, когда появились электростанции, радио, кинематограф, самолет, телефон, автомобиль. Теперь прогресс явно замедлился. Нынешний темп инноваций — 7 важных технологических изобретений на миллиард человек в год — соответствует уровню 1600 года. Становится все сложнее создавать новые технологии. Лет через двадцать уровень инноваций будет таким же, как в средние века.
Если сравнить Homo techricus с садоводом, то выращенное им «деревце техники» давно превратилось в кряжистое дерево со множеством сучьев, ветвей, веток — их можно называть «связью», «транспортом», «энергетикой» и т.д. «Мне кажется, — пишет Хюбнер, — мы открыли почти все главные ветви технологий».
В принципе, большинство футурологов говорит обратное. В любом случае слова Хюбнера заставляют присмотреться к современной науке. Допустим, поток инноваций, и верно, скудеет. Называют разные тому причины, но их можно свести к двум основным: экономической и гносеологической.
• Отдельные области науки и техники (например, космонавтика) не развиваются из-за того, что нерентабельны, или из-за нехватки денег на исследования и разработки.
• Говорят и о том, что возможности человеческого мозга ограничены и нам все труднее делать открытия. Вот почему важно развивать в детях нестандартное мышление, пробуждать в них любопытство, приучать анализировать вопросы с разных точек зрения.
Комментарии к книге «Знание-сила, 2006 № 03 (945)», Журнал «Знание-сила»
Всего 0 комментариев