Посвящается памяти моего отца
I. ГРОЗДЬ «Кто выйдет поутру? Кто спелый плод подметит?..» Кто выйдет поутру? Кто спелый плод подметит? Как тесно яблоки висят!Как бы сквозь них, блаженно солнце светит, стекая в сад.И, сонный, сладостный, в аллеях лепет слышен: то словно каплет на песоктяжелых груш, пурпурных поздних вишен пахучий сок.На выгнутых стволах цветные тени тают, на листьях солнечный отлив…Деревья спят, и осы не слетают с лиловых слив.Кто выйдет ввечеру? Кто плод поднимет спелый? Кто вертограда господин?В тени аллей, один, лилейно-белый, живет павлин.1922 «Придавлен душною дремотой…» Придавлен душною дремотой,я задыхался в черном сне.Как птица, вздрагивало что-тонепостижимое во мне.И возжелал я в буйном блескесвободно взмыть, — и в сердце былтяжелый шорох, угол резкийкаких-то исполинских крыл.И жизнь мучительно и чудновся напряглась и не моглаосвободить их трепет трудный —крутые распахнуть крыла.Как будто каменная сила —неизмеримая ладонь —с холодным хрустом придавилаих тяжкий шелковый огонь.Ах, если б звучно их раскинуть,исконный камень превозмочь,громаду черную содвинуть,прорвать глухонемую ночь, —с каким бы громом я воспрянул,огромен, светел и могуч!Какой бы гром в ответ мне грянулиз глубины багряных туч! «Есть в одиночестве свобода…» Есть в одиночестве свобода,и сладость — в вымыслах благих.Звезду, снежинку, каплю медая заключаю в стих.И, еженочно умирая,я рад воскреснуть в должный час,и новый день — росинка рая,а прошлый день — алмаз. «Из блеска в тень и в блеск из тени…» Из блеска в тень и в блеск из тенис лазурных скал ручьи текли,в бреду извилистых растенийовраги вешние цвели.И в утро мира это было:дикарь, еще полунемой,с душой прозревшей, но бескрылой, —косматый, легкий и прямой, —заметил, взмахивая луком,при взлете горного орла,с каким густым и сладким звукомосвобождается стрела.Забыв и шелесты оленьи,и тигра бархат огневой, —он шел, в блаженном удивленьеиграя звучной тетивой.Ее притягивал он резкои с восклицаньем отпускал.Из тени в блеск и в тень из блескаручьи текли с лазурных скал.Янтарной жилы звон упругийнапоминал его душепризывный смех чужой подругив чужом далеком шалаше. «Я на море гляжу из мраморного храма…» Я на море гляжу из мраморного храма:в просветах меж колонн, так сочно, так упрямоВладимир Владимирович Набоков
Гроздь
Жанр:
«Гроздь»
Описание
Первые сборники стихов Владимира Набокова (В. Сирина) критика оценила очень низко. Основной удар пришелся по сборнику «Гроздь». Рецензенты — Александр Бахрах, Константин Мочульский — наперебой обвиняли молодого поэта в творческой незрелости и подражательности (прежде всего А. Фету и А. Блоку), выделяя в качестве главного недостатка его лирики «чисто внешний подход к миру, бедность внутренней символики, отсутствие подлинного творческого огня» (Глеб Струве). «У стихов Сирина большое прошлое и никакого будущего» (Константин Мочульский) — таков был жестокий приговор критиков. Лишь один рецензент (Владимир Амфитеатров-Кадашев, товарищ Сирина по литературному объединению «Братство круглого стола») дал безусловно положительный отзыв на уже изрядно пощипанную и побитую «Гроздь». Н. Мельников. «Классик без ретуши».
РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОЧТЕНИЮ
Популярные и начинающие авторы, крупнейшие и нишевые издательства
Комментарии к книге «Гроздь», Владимир Владимирович Набоков
Всего 1 комментариев
Галина Никитинв
06 май
Такие дни сейчас.. Вроде бы, и не до стихов . Спасибо за целомудренную чистую и очень красивую лирику. Чудо какое -- о встрече Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета и Александра Блока. НЕ задохнувшиеся в пыли...