«Лёгкий танк Panzer II»

1154

Описание

Номер 4 (43) за 2002 год журнала «Бронеколлекция» — приложения к журналу «Моделист-конструктор». В номере рассказывается об истории создания и опыте боевого применения немецкого лёгкого танка Pz.II.



Настроики
A

Фон текста:

  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Аа

    Roboto

  • Аа

    Garamond

  • Аа

    Fira Sans

  • Аа

    Times

Лёгкий танк Panzer II
ВНИМАНИЮ НАШИХ ЧИТАТЕЛЕЙ!
Вы можете приобрести в редакции следующие выпуски «БРОНЕКОЛЛЕКЦИИ»:

За 1996 год:

№ 6 — монография «ТАНКИ КАЙЗЕРА. ГЕРМАНСКИЕ ТАНКИ 1-й МИРОВОЙ ВОЙНЫ» (22 чертежа и рисунка, цветные рисунки вариантов окраски).

За 1997 год:

№ 1 — монография «БРОНЕАВТОМОБИЛИ „ОСТИН“» (7 чертежей и рисунков, 53 фотографии, цветные рисунки вариантов окраски);

№ 4 — монография «ЛЁГКИЕ ТАНКИ Т-40 и Т-60» (13 чертежей и рисунков, 40 фотографий, цветные рисунки вариантов окраски);

№ 6 — монография «БОЕВЫЕ МАШИНЫ ПЕХОТЫ НАТО» (18 чертежей и рисунков, 45 фотографий, цветные рисунки вариантов окраски).

За 2000 год:

№ 4 — справочник «СОВЕТСКАЯ БРОНЕТАНКОВАЯ ТЕХНИКА 1945–1995 (ч. II)» (53 чертежа и схемы, цветные рисунки вариантов окраски);

№ 5 — монография «СУХОПУТНЫЕ КОРАБЛИ. АНГЛИЙСКИЕ ТЯЖЁЛЫЕ ТАНКИ 1-Й МИРОВОЙ ВОЙНЫ» (19 чертежей и рисунков, 36 фотографий, цветные компоновка и рисунки вариантов окраски);

№ 6 — монография «СРЕДНИЙ ТАНК PANZER III» (27 чертежей и рисунков, 32 фотографии, цветные рисунки вариантов окраски).

За 2001 год:

№ 1 — монография «СРЕДНИЙ ТАНК Т-28» (15 чертежей и рисунков, 34 чёрно-белых и цветных фотографии, цветные рисунки вариантов окраски);

№ 2 — монография «ТЯЖЁЛЫЙ ТАНК „КОРОЛЕВСКИЙ ТИГР“» (15 чертежей и рисунков, 40 фотографий, цветные рисунки вариантов окраски);

№ 3 — справочник «СРЕДНИЕ И ОСНОВНЫЕ ТАНКИ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН 1945–2000» (24 схемы и рисунка, 25 фотографий, цветные рисунки вариантов окраски);

№ 4 — монография «ПЕХОТНЫЙ ТАНК „МАТИЛЬДА“» (17 чертежей и рисунков, 37 фотографий, цветные рисунки вариантов окраски);

№ 5 — монография «БРОНЕТРАНСПОРТЁР БТР-152» (12 чертежей и рисунков, 49 чёрно-белых и цветных фотографий, цветные рисунки вариантов окраски);

№ 6 — монография «ШТУРМОВОЕ ОРУДИЕ „STUG III“» (22 чертежа и рисунка, 33 чёрно-белых и цветных фотографии, цветные рисунки вариантов окраски).

За 2002 год:

№ 1 — монография «СОВЕТСКИЕ СУПЕРТАНКИ» (12 чертежей, 40 фотографий, цветные рисунки вариантов окраски танков и формы одежды советских танкистов);

№ 2 — справочник «СРЕДНИЕ И ОСНОВНЫЕ ТАНКИ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН 1945–2000 (ч. II)» (23 схемы, 38 чёрно-белых и цветных фотографий, цветные рисунки вариантов окраски);

№ 3 — монография «АРТИЛЛЕРИЙСКИЕ ТЯГАЧИ КРАСНОЙ АРМИИ» (8 чертежей и рисунков, 45 цветных и чёрно-белых фотографий, цветные рисунки вариантов окраски тягачей и формы одежды советских артиллеристов).

Вместе с тем, настоятельно рекомендуем оформить подписку, поскольку только это гарантирует получение всех номеров «Бронеколлекции». Подписка принимается в любом отделении связи.

Наш индекс по каталогу ЦРПА «Роспечать» — 73160.

Чертежи, схемы и рисунки выполнены В. Мальгиновым, а также заимствованы из изданий, полные выходные данные которых приведены в списке литературы.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Лёгкие танки Pz.II Ausf.B и Pz.I Ausf.B из состава 1-го батальона 10-го танкового полка вермахта, расквартированного в Зинтене. Германия, 1937 год.

Как известно, первый танк, поступивший на вооружение гитлеровского вермахта — Pz.I, представлял собой в большей степени учебную машину, чем боевую. В 1933 году, когда началось его серийное производство, чисто пулемётный танк считался уже чем-то вроде анахронизма. Тем не менее, и сам Pz.I, и аналогичные машины в других странах благополучно просуществовали вплоть до начала Второй мировой войны и приняли в ней участие. Однако с точки зрения инициаторов моторизации германских сухопутных войск, и в первую очередь генерала Г. Гудериана, в ожидании поступления на вооружение немецкой армии полноценных боевых танков Pz.III и Pz.IV, разработка которых требовала больше времени, было бы неплохо получить машину, обладавшую более высокими ТТХ, чем Pz.I. То есть своего рода промежуточный танк, пригодный как для обучения личного состава и отмобилизации подразделений танковых войск, так и для боевого применения.

Во второй половине 1934 года 6-й департамент Управления вооружений разработал тактико-технические требования к подобной боевой машине — танку массой 10 т, вооружённому 20-мм пушкой. Как и в случае с Pz.I, новый танк получил дезинформационное обозначение LaS 100 (LaS — Landwirtschaftlicher Schlepper — сельскохозяйственный тягач). Его прототипы на конкурсной основе разрабатывались тремя фирмами: Friedrich Krupp AG, Henschel und Sohn AG и Maschinenfabrik Augsburg-Nürnberg (MAN). Результаты их деятельности были представлены комиссии Управления вооружений весной 1935 года.

Фирма Krupp представила танк LKA-2 — по сути увеличенную в размерах версию танка LKA (прототип Pz.I) с новой башней и 20-мм пушкой. Henschel и MAN разработали только шасси. При этом шасси Henschel имело шесть опорных катков, сблокированных в три тележки, а в шасси MAN использовалась конструкция английской фирмы Carden-Loyd — шесть опорных катков были сблокированы в три тележки, подвешенные на четвертьэллиптических рессорах; его-то и выбрали для серийного производства. Корпус изготовила фирма Daimler-Benz. Сборка танков LaS 100 должна была осуществляться на заводах фирм MAN, Daimler-Benz, FAMO, Wegmann и MIAG.

Pz.II Ausf.a1, a2, a3

В конце 1935 года построили первые десять машин, которые получили армейское обозначение 2 cm MG Panzerwagen (MG — Maschinengewehr — пулемёт).[1] Танки оснащались бензиновыми двигателями Maybach HL 57TR мощностью 130 л. с. и шестискоростной коробкой передач ZF Aphon SSG45. Максимальная скорость движения достигала 40 км/ч, запас хода по шоссе — 210 км. Бронирование — от 5 до 14,5 мм. Вооружение состояло из пушки KwK 30 калибра 20 мм, представлявшей собой укороченный на 300 мм и приспособленный для установки в танке вариант зенитной пушки Flak 30 (боекомплект 180 патронов в 10 магазинах) и пулемёта MG 34 (боекомплект 1425 патронов). По введённой в 1936 году единой системе обозначения транспортных средств вермахта машина получила индекс Sd.Kfz.121. Тогда же было введено и новое армейское обозначение, в соответствии с которым первые десять танков стали именоваться Pz.Kpfw.II Ausf.a1. Следующие 15 машин — Ausf.a2 — получили незначительные изменения в системе охлаждения генератора и вентиляции боевого отделения. На 50 танках версии Ausf.a3 появилась моторная перегородка, а в днище корпуса — люки доступа к топливному насосу и масляному фильтру. Кроме того, машины версий a2 и a3 отличались от первых десяти отсутствием резиновых бандажей на поддерживающих катках.

Pz.II Ausf.b

Танки модификации b (25 единиц) выпускались в 1936–1937 годах. Внедрённые на них усовершенствования затронули в основном ходовую часть. Опорные и поддерживающие катки стали шире, при этом последние немного уменьшились в диаметре. Несколько изменились по конструкции элементы подвески и ведущие колёса. Самым же крупным нововведением стала установка двигателя Maybach HL 62TR мощностью 140 л. с.

Pz.II Ausf.b

Pz.II Ausf.c

Испытания танков модификаций а и b выявили существенные недостатки в конструкции их ходовой части. Поэтому в 1937 году был разработан совершенно новый тип шасси для танка Pz.II.

Ходовая часть теперь включала применительно к одному борту пять обрезиненных опорных катков среднего диаметра, подвешенных на четвертьэллиптических листовых рессорах. Число поддерживающих катков увеличилось до четырёх. Подверглись модернизации ведущие и направляющие колёса. Повысились плавность хода на бездорожье и скорость движения по шоссе. Внесённые изменения повлекли за собой увеличение габаритов боевой машины: длина возросла до 4810 мм, ширина — до 2223 мм, высота — до 1990 мм. Соответственно увеличилась и боевая масса — с 7,9 до 8,9 т.

Pz.II Ausf.A

В 1937 году приступили к производству «массовых» модификаций танка Pz.II. Выпуск первой из машин — Ausf.A — предположительно начался с марта 1937 года на заводе фирмы Henschel в Касселе, а затем продолжился на заводе Alkett в Берлине.

Машины Ausf.A получили синхронизированную коробку передач ZF Aphon SSG46 и двигатель Maybach HL 62TRM мощностью 140 л. с., а также новые смотровые щели с броневыми заслонками для механика-водителя и ультракоротковолновую радиостанцию (ранее применялась коротковолновая).

Лёгкий танк Pz.II Ausf.A

Pz.II Ausf.B

Танки варианта В незначительно отличались от машин версии А. Изменения носили в основном технологический характер, упрощавший серийное производство.

Pz.II Ausf.C

На боевых машинах модификации С улучшили систему охлаждения двигателя и установили в смотровых блоках бронестёкла толщиной 50 мм (у А и В — 12 мм). Темпы выпуска танков Ausf.C были крайне низкими. Достаточно сказать, что в июле 1939 года собрали 9 машин, в августе — 7, в сентябре — 5, в октябре — 8, а в ноябре — всего 2 танка! Завершилось его производство в марте — апреле 1940 года. Это можно объяснить, по-видимому, тем, что ещё до окончания производства началась модернизация боевых машин этой модификации и параллельно вариантов с, А и В. Дело в том, что к этому времени немцы завершили анализ испанского опыта. В гражданской войне в Испании приняли участие несколько десятков лёгких танков Pz.I. И хотя Pz.II в этой войне не участвовали, но и они, по сравнению с советскими лёгкими танками Т-26 и БТ-5, воевавшими на стороне республиканцев, и танками вероятных противников (французскими R35 и Н35, а также польскими 7ТР), имели слабое вооружение и бронирование.

Вооружение немцы почему-то модернизировать не стали — обычно это объясняется малыми размерами башен. Действительно, из пушек большего калибра в башню Pz.II «вписывалась» только 37-мм KwK L/45, устанавливаемая в Pz.III, но тогда в башне «двойки» становилось слишком тесно, да и размещать боекомплект было практически негде. Впоследствии эту пушку устанавливали в башни Pz.II, используемые в фортификационных сооружениях, где эти проблемы легко разрешались (пулемёт MG 34 при этом демонтировался). Однако совершенно непонятно, почему в штатную башню нельзя было установить 20-мм пушку с «зенитным» неукороченным стволом длиной 1300 мм. В этом случае начальная скорость бронебойного снаряда увеличивалась с 780 до 835 м/с и соответственно возрастала бронепробиваемость. Видимо, решающее значение тут имел выход ствола пушки за габариты танка, что в то время повсеместно считалось неприемлемым. Кстати, именно из-за этого ствол пушки KwK 30 был укорочен на 300 мм, по сравнению со стволом зенитного орудия Flak 30.

Словом, модернизация Pz.II свелась в основном к увеличению толщины брони. Лобовую броню башни усилили листами толщиной 14,5 и 20 мм, корпуса — 20 мм. Изменилась и конструкция лобовой части корпуса. Поверх штатного гнутого 14,5-мм бронелиста приваривались два, соединяемых под углом 70°. Верхний лист имел толщину 14,5 мм, нижний — 20 мм.

На машинах Ausf.C вместо двухстворчатого люка в крыше башни стала устанавливаться командирская башенка, позволявшая вести из танка круговое наблюдение. Такая же башенка появилась на части танков моделей с, А и В. Поскольку изменения вносились в ходе капремонта, то затронули не все машины.

После Польской кампании почти все «двойки» ранних выпусков были доведены до стандарта Ausf.C. Последовали и новые улучшения, в частности, погон башни спереди и сзади был защищён специальным броневым бортиком, предохранявшим башню от заклинивания при попадании пуль и осколков.

Следует упомянуть, что в ноябре 1938 года фирма MAN начала работы над установкой в танк Pz.II дизеля HWA 1038G мощностью 175–200 л. с. Однако испытания закончились неудачно, и в конце 1940 года эксперименты прекратили.

Танк Pz.II Ausf.B на тактических занятиях.

Pz.II Ausf.D/E

В 1938 году фирма Daimler-Benz разработала проект так называемого «быстрого танка» (Schnellkampfwagen), предназначенного для танковых батальонов лёгких дивизий. По внешнему виду эта машина резко отличалась от других модификаций «двойки». У Ausf.C позаимствовали только башню с вооружением, ходовую часть и корпус сконструировали заново.

В ходовой части типа Кристи использовались четыре опорных катка большого диаметра на борт, новые ведущие и направляющие колёса. Корпус был практически такой же, как у танка Pz.III. Боевая масса машины составляла 10 т. Двигатель Maybach HL 62TRM позволял танку развивать максимальную скорость по шоссе 55 км/ч. Коробка передач Maybach Variorex VG 102128Н имела семь скоростей вперёд и три — назад. Pz.II Ausf.E отличались от Ausf.D усиленной подвеской, новой гусеницей и изменённой конструкцией ленивца.

В 1938–1939 годах фирмы Daimler-Benz и MAN выпустили 143 танка обеих версий и около 150 шасси.

Внешний вид башни, подбашенной коробки и лобовой части корпуса танков Ausf.с, А, В до модернизации (вверху) и после (в середине и внизу).

Pz.II Ausf.F

27 ноября 1939 года было принято решение о производстве серии модернизированных танков Ausf.F — последней модификации «классического» Pz.II. Это объяснялось дефицитом танков в вермахте, не позволявшим укомплектовать вновь формируемые танковые соединения.

Танки этой серии получили корпус новой конструкции, имевший вертикальную лобовую плиту во всю его ширину. В правой её части устанавливался макет прибора наблюдения механика-водителя, в то время как настоящий находился слева. Новая форма крышек смотровых окон в маск-установке усилила её бронестойкость. На некоторых машинах устанавливалась 20-мм пушка KwK 38.

Производство Ausf.F развёртывалось очень медленно. В июне 1940 года собрали только три танка, в июле — два, в августе — декабре — четыре! Темп удалось набрать лишь в 1941 году, когда годовой выпуск составил 233 машины этой модификации. В следующем году заводские цеха покинул 291 Pz.II Ausf.F. Всего же было выпущено 532 танка модификации F. Основными его изготовителями стали заводы FAMO в Бреслау, Vereinigten Maschinenwerken в оккупированной Варшаве, MAN и Daimler-Benz.

Pz.II Ausf.C 2-й танковой дивизии в окрестностях Седана. Франция, 1940 год.

* * *

К сожалению, как и в случаях с большинством других немецких боевых машин, указать абсолютно точное число выпущенных Pz.II не представляется возможным. В отечественных публикациях наиболее полную таблицу производства «двоек» приводит И. П. Шмелёв.

Однако, судя по данным выпуска 1940, 1941 и 1942 годов, сюда включены и огнемётные танки, сведения о которых в западных источниках указываются отдельной строкой.

Если же говорить о числе танков той или иной модификации, то больше всего вопросов вызывают машины вариантов с, А, В и С. Как в отечественной, так и зарубежной литературе их выпуск характеризуется общим числом 1113 или 1114 единиц. Причём разбивки по отдельным модификациям, как правило, не даётся. Если принять эту цифру на веру, то общее количество изготовленных Pz.II (без учёта огнемётных танков) составит 1888 (1889) единиц.

Попробуем проверить это число, используя как данные И. П. Шмелёва, так и цифры, приводимые немецким исследователем Фрицем Ханом. Последний указывает следующее количество Pz.II, выпущенных после начала Второй мировой, то есть после 1 сентября 1939 года.

Если вычесть итоговое число из 1888, то получим 1348 танков, изготовленных до начала войны. Если пользоваться данными И. П. Шмелёва и вычесть из числа танков, выпущенных в 1934–1939 годах, 15 машин, изготовленных после 1 сентября 1939 года, то количество танков, выпущенных до начала войны, составит 1232 единицы.

Оба полученных нами числа вполне соотносятся с наличием «двоек» в войсках накануне вторжения в Польшу — 1223. При этом число 1348 представляется более предпочтительным, ведь какое-то количество боевых машин находилось в учебных подразделениях и не принимало участия в боевых действиях.

Заправка топливом во 2-й танковой бригаде. После боев в Польше лобовая броня танков была усилена накладными листами. Опознавательный знак — чёрный крест в белой окантовке — был введён с 26 октября 1939 года.

Хотелось бы отметить ещё одно любопытное обстоятельство. Дело в том, что указываемое количество танков модификаций с, А, В и С совершенно не совпадает с заводскими номерами этих машин, которые также приводятся в литературе.

Так, например, в английской «Энциклопедии германских танков» (да и не только в ней) сообщается, что с марта 1937 по апрель 1940 года выпущено 1113 машин Ausf.с, А, В и С с номерами шасси от 21101 до 27000. По немецкой системе подсчёта вторая цифра соответствует сотням, а значит, в этот диапазон укладывается ровно 600 танков! А куда же подевались остальные 513? Номера шасси следующей модификации — D — начинаются с числа 27001, нет провала в номерах и у предыдущих машин. Невыпущенными эти 513 танков тоже быть не могут, тогда накануне войны в войсках не насчитывалось бы 1223 Pz.II. Так что статистика у педантичных немцев — это отдельная статья!

Pz.II Ausf.D.

ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ

Компоновка танка представляла собой классическую немецкую схему с передним расположением трансмиссии. Особенностью компоновки Pz.II было размещение двигателя и трансмиссии со смещением к правому борту. Соответственно обитаемые отделения танка оказались смещены к левому борту.

КОРПУС танка сваривался из катаных листов хромоникелевой стали. Посадочного люка в крыше корпуса у механика-водителя не было, и для этой цели он пользовался одностворчатым люком в верхнем лобовом листе корпуса. В отделении управления находились брезентовое сиденье механика-водителя, органы управления танком и контрольные приборы. В корпусе имелись четыре смотровых прибора со стеклоблоками триплекс, закрывавшиеся снаружи броневыми крышками со смотровыми щелями. Моторное отделение отделялось от боевого перегородкой. В последнем справа располагался двигатель, а слева — радиатор и вентилятор системы охлаждения. В правой части крыши моторного отделения имелся двухстворчатый люк для доступа к двигателю.

Учебная танковая атака. Хорошее взаимодействие между подразделениями в значительной мере обеспечивалось наличием на всех танках радиостанций.

БАШНЯ — сварная, шестигранная — была смещена относительно продольной оси танка влево на 85 мм. В её крыше находился двухстворчатый люк, заменённый в процессе модернизации командирской башенкой. В правой створке люка выполнялся маленький прямоугольный лючок для флажковой сигнализации. Вращение башни осуществлялось вручную с помощью механизма поворота, располагавшегося справа от маск-установки вооружения. В бортах башни имелись два смотровых прибора со стеклоблоками триплекс и два вентиляционных лючка, закрываемых броневыми крышками. Полик боевого отделения в башне отсутствовал.

ВООРУЖЕНИЕ. На танках Pz.II Ausf.а, b, с, А — F устанавливалась 20-мм автоматическая пушка KwK 30 с длиной ствола 50 калибров. Начальная скорость бронебойного снаряда составляла 780 м/с, скорострельность — 280 выстр./мин. Максимальная дальность стрельбы — 4400 м, дальность прямого выстрела — 1000 м. Масса орудия — 63 кг. Горизонтальное наведение осуществлялось за счёт поворота башни, вертикальное — с помощью винтового подъёмного механизма, размещённого слева от пушки. Угол вертикального наведения колебался в пределах от -9,5° до +20°.

На части танков Ausf.F устанавливалась 20-мм автоматическая пушка KwK 38, отличавшаяся от KwK 30 лучшим качеством изготовления, меньшей массой (56 кг) и большей скорострельностью (450 выстр / мин).

Pz.II Ausf.C

Боекомплект пушки состоял из 180 выстрелов (в ходе войны он возрос до 320) в магазинах по 10 штук в каждом. Бронебойно-трассирующий снаряд массой 148 г на дистанции 100 м при угле встречи 90° пробивал броневую плиту толщиной от 17,5 до 20 мм. В 1940 году в боекомплект Pz.II ввели выстрел Panzergranatpatrone 40, сердечник которого выполнялся из твёрдого сплава с использованием вольфрама. Бронепробиваемость новым снарядом на дистанции 100 м достигала 40 мм при угле встречи 60° и 20 мм на дистанции 500 м.

В одной маске с пушкой устанавливался 7,92-мм пулемёт MG 34. Его боекомплект состоял из 1425 патронов. С 1940 года боекомплект был увеличен до 2100 патронов в барабанных магазинах по 75 патронов в каждом.

Наведение пушки в цель осуществлялось с помощью телескопических прицелов Zeiss TZF 4 (Ausf.а, b, с, А, В), TZF 4/36 (Ausf.D и Е), TZF 4/38 (Ausf.С и F с пушкой KwK 30). На машинах Ausf.F с пушкой KwK 38 устанавливался прицел TZF 3a.

ДВИГАТЕЛЬ И ТРАНСМИССИЯ. Танки Pz.II Ausf.a — F оснащались двигателями Maybach HL 57TR, 62TR и 62TRM, шестицилиндровыми, карбюраторными, четырёхтактными, рядными, жидкостного охлаждения, мощностью 130 (57TR) и 140 (62TR и 62TRM) л. с. при 2600 об/мин. Диаметры цилиндров — 100 и 105 мм соответственно. Ход поршня — 120 мм. Степень сжатия — 6,3 (57TR) и 6,5 (62TR и 62TRM). Рабочий объём — 5698 см3 и 6234 см3. Конструктивно все двигатели были подобны.

Топливо — этилированный бензин с октановым числом не ниже 74. В топливную систему входили два бензобака ёмкостью 102 и 68 л. У танков модификаций D и Е — один бензобак ёмкостью 200 л. Топливный насос Pallas № 62601, карбюратор Solex 40 JFF II.

Трансмиссия состояла из карданной передачи, двухдискового главного фрикциона сухого трения, коробки передач, одноступенчатых планетарных механизмов поворота и бортовых передач.

Шестискоростная (6+1) коробка передач ZF Aphon SSG45 (Ausf.а — с) имела синхронизаторы только на 2-й и 6-й передачах. На танках Ausf.А — С и F устанавливалась шестискоростная коробка передач ZF Aphon SSG46 с дисковыми синхронизаторами на всех передачах.

Компоновка танка Pz.II.

Схема бронирования лёгкого танка Pz.II.

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ танков модификаций а и b применительно к одному борту состояла из шести опорных катков, сблокированных попарно на продольной внешней балке в три тележки и подвешенных на четвертьэллиптических листовых рессорах. Верхняя ветвь гусеницы опиралась на три поддерживающих катка. Модификации А — С и F имели пять обрезиненных опорных катков диаметром 550 мм, подвешенных на четвертьэллиптических рессорах индивидуально, и четыре поддерживающих катка. В ходовую часть вариантов D и Е входили только четыре опорных катка. Ведущие колёса — переднего расположения. Гусеница шириной 300 мм состояла из 108 траков (у модификаций D и Е — из 96 траков).

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение 12 В. Источники: генераторы Bosch BNF 2,5/12BRS112 AL/ZMA/R8 (Ausf.a), Bosch BNG 2,5/12BR183 12AL/ZMA/R3 (Ausf.b и с) и Bosch BNG 2,5/AL/ZMA (остальные модификации); аккумулятор Bosch ёмкостью 120 А*ч. Потребители: электростартёр, система зажигания, контрольные приборы, приборы звуковой и световой сигнализации, аппаратура внутреннего и внешнего освещения, звуковой сигнал.

СРЕДСТВА СВЯЗИ. Все танки Pz.II оснащались коротковолновой радиостанцией FuG 5. Дальность действия 6,4 км телефоном и 9,4 км телеграфом.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКОВ Pz.II

20-мм пушка Flak 30. Её укороченный на 300 мм вариант KwK 30 устанавливался в танках Pz.II.

БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ

Боевое крещение Pz.II приняли в марте 1938-го в ходе операции по присоединению Австрии к рейху, так называемом аншлюсе. Боевых столкновений в ходе этой операции не было, но во время марша до Вены до 30 % «двоек» вышло из строя по техническим причинам, главным образом из-за низкой надёжности ходовой части. По причине плохой организации ремонтно-эвакуационной службы большинство этих танков были оставлены на обочинах дорог. После аншлюса генерал Г. Гудериан, командовавший тогда 2-й танковой дивизией, остро поставил вопрос об улучшении системы эвакуации и ремонта боевых машин.

Бескровно прошло и присоединение к Германии Судетской области Чехословакии в октябре 1938 года — как результат Мюнхенского сговора. Потерь в материальной части было уже значительно меньше, поскольку к местам сосредоточения танки Pz.I и Pz.II доставлялись на грузовиках, что позволило сохранить мизерный ресурс ходовой части. Кстати, следует отметить, что для перевозки Pz.II использовались грузовые автомобили Faun L900D567 (6x4) и двухосные прицепы Sd.Anh.115.

За Судетской областью последовала оккупация Чехии и Моравии. 15 марта 1939 года первыми вступили в Прагу Pz.II из состава 2-й танковой дивизии вермахта.

Для перевозки Pz.II использовались автомобили Faun и двухосные прицепы.

Накануне Польской кампании Pz.II, наряду с Pz.I, составляли большинство боевых машин Панцерваффе. 1 сентября 1939 года немецкие войска располагали 1223 танками этого типа. В каждую роту лёгких танков входил один взвод (5 единиц) «двоек». Всего же в танковом полку имелось 69 танков, а в батальоне—33. Только в строю 1-й танковой дивизии, лучше других укомплектованной танками Pz.III и Pz.IV, находилось 39 Pz.II. В дивизиях двухполкового состава (2-й, 4-й и 5-й) насчитывалось до 140, а однополковых от 70 до 85 танков Pz.II. 3-я танковая дивизия, в состав которой был включён учебный батальон (PanzerLehrAbteilung), располагала 175 танками Pz.II. Меньше всего «двоек» имелось в составе лёгких дивизий. Машины модификаций D и Е состояли на вооружении 67-го танкового батальона 3-й лёгкой дивизии и 33-го танкового батальона 4-й лёгкой дивизии.

Колонна лёгких танков Pz.II и Pz-I на улице одного из польских городов. Сентябрь 1939 года.

Броня «двоек» без усилий пробивалась снарядами 37-мм противотанковых пушек wz.36 и 75-мм полевых пушек польской армии, что выяснилось уже 1–2 сентября при прорыве позиций Волынской кавалерийской бригады под Мокрой. 1-я танковая дивизия потеряла там восемь машин Pz.II. Ещё большие потери — 15 танков Pz.II — понесла 4-я танковая дивизия на подступах к Варшаве. Всего же за время Польской кампании до 10 октября вермахт потерял 259 танков этого типа. Однако безвозвратные потери составили только 83 машины.

Для участия в захвате Дании и Норвегии был сформирован 40-й батальон специального назначения (Panzer Abteilung z.b. V 40), состоявший из трёх рот, в каждую из которых, в отличие от штатной организации Панцерваффе, входило всего три взвода. На вооружении батальона находились лёгкие танки Pz.I и Pz.II, а также командирские машины Pz.Bef.Wg.

Вторжение в Данию началось 9 апреля 1940 года. Датские войска практически не оказали сопротивления, и боевые действия завершились ещё до полудня. Вскоре «единички» и «двойки» 1-й и 2-й рот 40-го батальона продефилировали по улицам Копенгагена.

Pz.II Ausf.b одного из подразделений 4-й танковой дивизии, подбитый на улицах Варшавы. Сентябрь 1939 года.

Тем временем 3-я рота направлялась в Норвегию. По пути не обошлось без потерь — вечером 10 апреля транспорт «Antaris Н» торпедировала британская подводная лодка, и он затонул с пятью танками на борту. Другой пароход — «Urundi» — сел на мель и прибыл в Осло только 17 апреля. В качестве компенсации за понесённые потери два дня спустя батальону был придан взвод из трёх тяжёлых трёхбашенных танков Nb.Fz. К 24 апреля на Скандинавский полуостров прибыли и две другие роты батальона. Теперь в его составе насчитывалось 54 танка: 3 Nb.Fz., 29 Pz.I, 18 Pz.II и 4 командирских. Эти боевые машины использовались для поддержки пехоты в боях с высадившимися в Норвегии вслед за немцами английскими и французскими войсками. В ходе этих боёв, в которых участие танков носило, впрочем, весьма ограниченный характер, батальон потерял 11 машин, из них — два Pz.II Ausf.C.

К началу наступления на Западе 10 мая 1940 года Панцерваффе располагали 1110 танками Pz.II, 955 из которых находились в боеготовом состоянии. При этом количество танков в разных соединениях существенно различалось. Так, в 3-й танковой дивизии, действовавшей на фланге, их имелось 110, а в 7-й танковой генерала Э. Роммеля, находившейся на направлении главного удара, — 40. Против хорошо бронированных французских лёгких и средних танков «двойки» были практически бессильны. Они могли поразить машины противника только с близкой дистанции в борт или корму. Впрочем, танковых боёв в ходе Французской кампании было мало. Основная тяжесть борьбы с французскими танками легла на плечи авиации и артиллерии. Тем не менее, урон немцы понесли весьма существенный, в частности, они потеряли 240 танков Pz.II.

Варианты ходовой части.

Летом 1940 года 52 «двойки» из состава 2-й танковой дивизии были переоборудованы в плавающие танки. Из них сформировали два батальона 18-го танкового полка 18-й танковой бригады (позже развёрнутой в дивизию). Предполагалось, что вместе с подготовленными для движения под водой Pz.III и Pz.IV «двойки» примут участие в операции «Морской лев» — высадке на побережье Англии. Обучение экипажей к движению на плаву осуществлялось на полигоне в Путлосе. Поскольку высадка на берега «Туманного Альбиона» не состоялась, Schwimmpanzer II перебросили на восток. В первые часы операции «Барбаросса» эти танки вплавь форсировали Западный Буг. В дальнейшем их использовали как обычные боевые машины.

Танки Pz.II 5-й и 11-й танковых дивизий принимали участие в боевых действиях в Югославии и Греции в апреле 1941 года. Два танка морем были доставлены на о. Крит, где они огнём и манёвром поддерживали высадившихся 20 мая на этот греческий остров немецких парашютистов.

Один из Pz.II 3-й роты 40-го батальона специального назначения. Норвегия, апрель 1940 года.

В марте 1941 года в 5-м танковом полку 5-й лёгкой дивизии Германского африканского корпуса, высадившейся в Триполи, имелось 45 Pz.II, главным образом модели С. К ноябрю 1941 года, после прибытия 15-й танковой дивизии, число «двоек» на Африканском континенте достигло 70 единиц. В начале 1942 года сюда доставили ещё одну партию Pz.II Ausf.F (Tp) — в тропическом исполнении. Переброску этих машин в Африку можно объяснить, пожалуй, только их малыми массой и габаритами, по сравнению со средними танками. Немцы не могли не отдавать себе отчёта в том, что против большинства танков 8-й английской армии «двойки» были бессильны, и лишь высокая скорость помогала им выходить из-под обстрела противника. Впрочем, несмотря ни на что Pz.II Ausf.F использовались здесь вплоть до 1943 года.

Pz.II Ausf.C во Франции. Май 1940 года.

По состоянию на 1 июня 1941 года в гитлеровской армии насчитывалось 1074 боеготовых танков Pz.II. Ещё 45 машин находилось в ремонте. В соединениях, предназначенных для участия в операции «Барбаросса» и сосредоточенных у границы Советского Союза, имелось 746 машин этого типа, что составляло почти 21 % от общего числа танков. По тогдашнему штату один взвод в роте должен был иметь на вооружении танки Pz.II. Но это положение соблюдалось не всегда: в одних дивизиях «двоек» было много, иногда сверх штата, в других — не было совсем. На 22 июня 1941 года Pz.II находились в составе 1-й (43 единицы), 3-й (58), 4-й (44), 6-й (47), 7-й (53), 8-й (49), 9-й (32), 10-й (45), 11-й (44), 12-й (33), 13-й (45), 14-й (45), 16-й (45), 17-й (44), 18-й (50), 19-й (35) и 20-й (31) танковых дивизий Вермахта. Кроме того, линейные «двойки» имелись и в составе 100-го и 101-го огнемётных танковых батальонов.

Pz.II без труда могли бороться с советскими лёгкими танками Т-37, Т-38 и Т-40, вооружёнными пулемётами, а также с бронеавтомобилями всех типов. Лёгкие же танки Т-26 и БТ, особенно последних выпусков, поражались «двойками» лишь со сравнительно близких дистанций. При этом немецким машинам неизбежно приходилось входить в зону эффективного огня советских 45-мм танковых пушек. Уверенно пробивали броню Pz.II и советские противотанковые пушки. К концу 1941 года на Восточном фронте немецкая армия потеряла 424 танка Pz.II.

Начало операции Sonnenblume («Подсолнечник») — погрузка на суда танков Африканского корпуса для доставки в Триполи. Неаполь, весна 1941 года.

Тем не менее, в 1942 году некоторое количество машин этого типа ещё сохранялось в составе боевых частей вермахта и войск СС. Правда, в отдельных соединениях их наличие было чисто символическим. Так, накануне немецкого летнего наступления на Восточном фронте Pz.II ещё состояли на вооружении 1-й (2 единицы), 2-й (22), 3-й (25), 4-й (13), 5-й (26), 8-й (1), 9-й (22), 11-й (15), 13-й (15), 14-й (14), 16-й (13), 17-й (17), 18-й (11), 19-й (6), 20-й (8), 22-й (28), 23-й (27) и 24-й (32) танковых дивизий Панцерваффе. Помимо этого, они находились в боевом составе 3-й (10), 16-й (10), 29-й (12) и 60-й (17) моторизованных дивизий, дивизии Groß Deutschland (12) и моторизованной дивизии СС Wiking (12). В течение 1942 года на всех театрах боевых действий германская армия потеряла 346 Pz.II.

Элементы корпуса и башни Pz.II Ausf.C:

1 — лючок для наблюдения со смотровой щелью; 2 — защитные бортики башенного погона; 3 — резиновый амортизатор; 4 — бронировка перископического прицела; 5 — лючок для флажковой сигнализации; 6 — створка люка; 7 — лючок горловины топливного бака; 8 — люк моторного отделения; 9 — жалюзи для выхода воздуха; 10 — лючок доступа к вентилятору; 11 — жалюзи для воздухопритока; 12 — вентиляционный лючок.

В 1943 году «двойки», постепенно вытисняемые из боевых подразделений, всё чаще привлекались для несения патрульной службы, охраны штабов, разведки и противопартизанских операций. Потери за год составили 84 единицы, что говорит о резком сокращении количества Pz.II в войсках. Тем не менее, на март 1945-го немцы ещё располагали 15 такими танками в действующей армии и 130 — в армии резерва.

Башни Pz.II в значительных количествах использовались при создании различных долговременных огневых точек. На разного рода фортификационных сооружениях как на Западе, так и на Востоке находилось 100 башен Pz.II с 37-мм пушкой и 536 со штатной 20-мм KwK 30.

Кроме немецкой армии, «двойки» состояли на вооружении в Словакии, Румынии и Болгарии. В конце 40-х годов несколько машин этого типа (по-видимому, бывших румынских) находилось в Ливане.

В настоящее время танки Panzer II, в основном машины модификации F, можно увидеть в нескольких музеях мира: на Абердинском полигоне (США), в Бовингтоне (Великобритания) и в подмосковной Кубинке. В военном музее в Белграде (Югославия) сохраняется машина модификации С.

Выгрузка танков в порту Триполи. 10 марта 1941 года.

Pz.II Ausf.F, подбитый в Ливийской пустыне. 1942 год.

ОЦЕНКА МАШИНЫ

Как уже упоминалось, Pz.II рассматривался Управлением вооружений и руководством Вермахта как некая промежуточная модель между учебным Pz.I и по-настоящему боевыми Pz.III и Pz.IV. Однако реальная ситуация опрокинула планы гитлеровских стратегов и заставила поставить в боевой строй не только Pz.II, но и Pz.I. Удивительно, насколько германская промышленность в 1930-е годы оказалась неспособной развернуть массовое производство танков. Об этом можно судить по данным, приведённым в таблице и свидетельствующим, насколько мизерным был выпуск танков даже в последние пять месяцев перед войной.

Но и после начала боевых действий, когда промышленность рейха перешла на режим военного времени, выпуск танков существенно не вырос. Тут уж было не до промежуточных моделей.

Впрочем, на момент своего создания Pz.II оказался полноценным лёгким танком. Его броневая защита не уступала таковой у большинства лёгких танков тех лет. После модернизации «двойка» по этому параметру выдвинулась на лидирующее место, уступая только французским R35 и Н35. На достаточно высоком уровне находились манёвренные характеристики танка, оптика и средства связи. «Ахиллесовой пятой» оставалось только вооружение, поскольку даже в середине 1930-х годов 20-мм пушка в качестве основного вооружения для лёгкого танка уже считалась бесперспективной. Для сравнения: орудия близкого калибра — 25 мм — были установлены лишь на нескольких десятках французских лёгких разведывательных танков. Правда, уже накануне Второй мировой войны 20-мм пушкой вооружались лёгкие итальянские машины L6/40, но невысокий уровень итальянского танкостроения общеизвестен.

Однако было бы интересно сравнить «двойку» с другим «собратом» по вооружению, появившимся ещё позже — осенью 1941 года. Речь идёт о советском лёгком танке Т-60.

СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛЁГКИХ ТАНКОВ Pz.IIF и Т-60

Машины с усиленной бронезащитой; выпускались с октября 1941 года.

Танки Pz.II Ausf.С выдвигаются к греческой границе. Болгария, апрель 1941 года.

Анализируя данные этих машин, можно сказать, что советским танкостроителям удалось добиться практически одинакового с немецким танком уровня защищённости, что при меньших массе и габаритах существенно повышало неуязвимость Т-60. Почти аналогичными были и динамические характеристики обеих машин. Несмотря на большую удельную мощность, Pz.II не был быстроходнее «шестидесятки». Формально одинаковыми были и параметры вооружения: оба танка оснащались 20-мм пушками с близкими баллистическими характеристиками. Начальная скорость бронебойного снаряда пушки Pz.II составляла 780 м/с, у Т-60 — 815 м/с, что теоретически позволяло им поражать одни и те же цели. На самом же деле всё обстояло не так просто: советская пушка ТНШ-20 не могла вести огонь одиночными выстрелами, а немецкая KwK 30, равно как и KwK 38, — могла, что существенно повышало точность стрельбы. «Двойка» оказалась эффективнее на поле боя и за счёт численности экипажа, состоявшего из трёх человек и имевшего к тому же гораздо лучший обзор из танка, чем экипаж Т-60. Важным преимуществом являлось и наличие радиостанции. В итоге Pz.II в качестве машины переднего края существенно превосходил «шестидесятку». Ещё больше это преимущество ощущалось при использовании танков для разведки, где малозаметный, но «слепой» и «немой» Т-60 был практически бесполезен.

Знакомство с трофеем. Pz.II Ausf.F, захваченный на хуторе Сухановский. Донской фронт, декабрь 1942 года.

Pz.II Ausf.F во время испытаний на НИБТполигоне в Кубинке. 1944 год.

МАШИНЫ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ НА БАЗЕ Pz.II

ОГНЕМЁТНЫЙ ТАНК Pz.II (F)

После того, как 21 января 1939 года было принято решение о формировании танковых подразделений специального назначения, фирмы MAN и Wegmann получили задание спроектировать огнемётный танк — Flammpanzer.

Фирма MAN при создании такой машины использовала шасси танков Pz.II Ausf.D/E. На них установили башни оригинальной конструкции, вооружённые одним пулемётом MG 34. Два огнемёта Flamm 40 размещались в дистанционно управляемых вращающихся башенках, расположенных в передней части надгусеничных полок. Бронированные баки с огнесмесью устанавливались на надгусеничных полках позади башенок с огнемётами. Давление для огнеметания создавалось с помощью сжатого азота. Баллоны с азотом находились внутри корпуса танка. Огнесмесь при выстреле поджигалась ацетиленовой горелкой. Позади баков с огнесмесью на специальных кронштейнах были установлены мортирки для пуска дымовых гранат.

К 22 июня 1941 года огнемётными танками Flammpanzer II были укомплектованы 100-й и 101-й огнемётные танковые батальоны.

Танки Pz.II (F), или Flammpanzer II, получили индекс Sd.Kfz.122 и название Flamingo (насколько оно официально, автору выяснить не удалось). Серийное производство огнемётных танков началось в январе и закончилось в октябре 1940 года после выпуска 90 машин. В августе 1941 года был выдан заказ ещё на 150 танков этого типа, но после переоборудования 65 единиц Pz.II Ausf.D/E заказ аннулировали.

Flammpanzer II.

Схема размещения аппаратуры огнеметания на танке Flammpanzer II:

1 — башенка с огнемётом; 2 — баллон с ацетиленом; 3 — бак с огнесмесью; 4 — баллоны с жидким азотом; 5 — дымовые гранатометы; 6 — прибор дымопуска; 7 — система электрозапала дымовых гранатомётов и прибора дымопуска.

Из танков Flamingo сформировали три огнемётных батальона, которые воевали под Смоленском и на Украине и везде несли тяжёлые потери из-за неудачного расположения на танках баков с огнесмесью. Здесь небезынтересно будет привести выдержки из памятки «Как бороться с зажигательными средствами врага», предназначенной для бойцов Красной Армии.

«На вооружении бронетанковых частей немецко-фашистской армии имеются огнемётные танки Sd-122.

Танк имеет две огнемётные установки с вращающимся до 180° устройством для брандспойтов ёмкостью 160 л каждая. Это позволяет танку производить до 80 двух-трёхсекундных выстрелов на расстоянии 60–70 м.

Огнемётный танк Flammpanzer II в бою. Восточный фронт, 1941 год.

Применяемые огнемётами смеси состоят из каменноугольного масла, тяжёлого бензола и керосина или смеси моторного масла с керосином и бензином. Смесь хорошо горит в воздухе, развивая температуру до 600–700°. Горение происходит быстро и сопровождается выделением густого чёрного дыма.

Огнемётный танк можно отличить по коротким тупым брандспойтам в правой и левой башнях, которые отличаются от пушки тем, что не имеют широких отверстий канала ствола. На некоторых огнемётных танках в задней части находятся мортирки для метания дымовых шашек, хорошо заметные издали.

Встретив огнемётный танк противника, атакуй его с фланга, не давай ему возможности использовать огнемёты. Старайся попасть снарядом в правую или левую башню (у основания). Это сразу приведёт к взрыву резервуаров огнемётов или испортит установку. В случае удачного попадания в брандспойт можно даже пулей испортить зажигательное приспособление в нём и обезвредить танк.

Бойцы и командиры Красной Армии осматривают захваченный огнемётный танк противника. Хорошо видна установка дымовых гранатомётов на надгусеничной полке. Западный фронт, лето 1941 года.

Надо помнить, что враг применяет зажигательные средства в большинстве случаев с ближних дистанций. Необходимо поэтому быть максимально внимательным и насторожённым, чтобы раскрыть его замысел и уничтожить в первую очередь огнемётные танки, а затем остальные цели.

Немецко-фашистские захватчики, стремясь сломить железную стойкость Красной Армии, вводят в действие различные новые средства борьбы. Необходимо проявлять исключительную настойчивость и военную хитрость, чтобы раскрыть коварные замыслы врага и выработать наиболее эффективные меры борьбы с ними. Тогда ставка фашистов на внезапность будет бита».

ПЛАВАЮЩИЙ ТАНК Schwimmpanzer II

В 1940 году 52 танка Pz.II переоборудовали в плавающие. Этими работами занималась фирма Gebr. Sachsenberg в Рослау. По бортам машины крепились два поплавка, при этом танк погружался в воду по верхние ветви гусениц. Корпус подвергался герметизации. Движение на плаву осуществлялось за счёт перемотки гусениц, а повороты — за счёт их торможения. Скорость на плаву — 10 км/ч. После выхода танка на берег поплавки сбрасывались.

Существовал ещё один вариант плавающего танка Schwimmpanzer II, разработанный той же фирмой. Поплавок в данном случае выполнялся цельным, в виде плоского понтона с прямоугольным вырезом посередине, соответствующим длине и ширине танка, и как бы надевался на танк. Носовая его часть имела обтекаемую, «лодочную» форму. В кормовой части устанавливались два гребных винта, приводимых во вращение с помощью зубчатых колёс, находившихся в зацеплении с гусеницами танка. Управление — за счёт торможения или остановки той или иной гусеницы и, соответственно, винта. Танк был оборудован оригинальной системой сброса поплавка, позволявшей избавляться от него после выхода машины на берег за 0,5–1,5 с. Скорость движения Schwimmpanzer II на плаву с поплавком такой конструкции достигала 12,5 км/ч.

* * *

Помимо огнемётных и плавающих танков на базе Pz.II выпускалось ещё несколько типов специальных машин, правда, в весьма ограниченных количествах. В числе первых следует упомянуть Ladungsleger II — бронированную гусеничную подрывную машину для инженерно-штурмовых частей. Подрывной заряд массой 75 кг укладывался в ящик, закреплённый на конце рамы почти двухметровой длины, которая монтировалась на крыше моторного отделения танка. С помощью тросового привода днище ящика открывалось — и заряд сбрасывался на крышу дота, бункера или иного сооружения, требовавшего подрыва. Заряд имел взрыватель замедленного действия, обеспечивавший отход танка на безопасное расстояние.

БРЭМ на базе танка Pz.II ранних выпусков.

Несколько танков Ladungsleger II, построенных на базе Pz.II ранних версий (Ausf.a — с), поступили на вооружение 58-го сапёрного батальона 7-й танковой дивизии.

В одном — двух экземплярах были изготовлены мостоукладчик и танк-тральщик. Снимаемые с вооружения Pz.II переоборудовались также в БРЭМ, перевозчики специального сапёрного снаряжения и машины передовых артиллерийских наблюдателей.

Сто башен, демонтированных с переоборудуемых в САУ танков Pz.II, вооружили 37-мм пушками и установили на фортификационных сооружениях.

САМОХОДНО-АРТИЛЛЕРИЙСКИЕ УСТАНОВКИ НА БАЗЕ Pz.II

15 cm sIG 33 auf Pz.Kpfw.II (Sturmpanzer II)

Начиная с 1940 года немцы предпринимали неоднократные попытки установки 150-мм тяжёлого пехотного орудия, столь необходимого для непосредственной поддержки пехоты, на танковое шасси. При этом создавались разнообразные конструкции с использованием шасси как лёгких, так и средних танков, начиная с Pz.I и заканчивая Pz.IV.

В феврале 1941 года завод FAMO изготовил прототип самоходно-артиллерийской установки на базе танка Pz.II Ausf.B, вооружённой тяжёлым пехотным орудием sIG 33/L12 (sIG — schwere Infanterie Geschutz) калибра 150 мм. При этом шасси танка было заимствовано без каких-либо изменений, поэтому открытое сверху боевое отделение САУ оказалось слишком тесным.

У серийных машин, сохранив в целом компоновку прототипа, корпус расширили на 330 и удлинили на 600 мм. В ходовую часть добавили один опорный каток на борт. В таком виде машину приняли на вооружение под обозначением 15 cm sIG 33 auf Pz.Kpfw.II или Sturmpanzer II.

150-мм тяжёлое пехотное орудие (качающаяся часть с верхним станком) sIG 33, разработанное фирмой Krupp в 1927 году, устанавливалось в передней части открытой низкопрофильной рубки.

Вертикальный угол наведения орудия колебался в пределах от 0° до +73°. Боекомплект — 30 выстрелов раздельного заряжания. Начальная скорость снаряда — 240 м/с. Дальность стрельбы — до 4700 м. В качестве дополнительного вооружения в машине размещался пулемёт MG 34.

Механик-водитель находился в небольшой броневой рубке перед боевым отделением. В отличие от базового танка, в его распоряжении имелся люк для посадки и высадки.

Этот Sturmpanzer II, захваченный англичанами, был передан после войны Египту, а оттуда попал в Палестину. Подбит израильскими войсками в 1949 году.

Силовая установка, трансмиссия и элементы ходовой части были заимствованы у серийного танка Pz.II Ausf.C без принципиальных изменений.

Серийное производство началось в конце 1941 года на фирме Alkett. Впрочем, изготовили только 12 единиц (семь — в 1941-м и пять — в 1942-м), из которых сформировали 707-ю и 708-ю роты тяжёлых пехотных орудий. Обе роты отправили в Северную Африку, где они участвовали в боевых действиях, включая сражение у Эль-Аламейна. Последние Sturmpanzer II были захвачены западными союзниками во время капитуляции немецких войск весной 1943 года в Тунисе.

Sturmpanzer II.

10,5 cm IeFH 18/2 auf Gw II Wespe

Ещё одной самоходно-артиллерийской установкой, созданной на базе танка Pz.II, стала гаубица Wespe («Оса»). Она разрабатывалась в рамках концепции мобильной артсистемы, способной поддерживать и сопровождать огнём танковые и моторизованные части на поле боя.

Её проектированием занималось конструкторское бюро завода Alkett в Берлине. В качестве базы было использовано шасси танка Pz.II Ausf.F, подвергшееся значительной перекомпоновке и получившее обозначение Geschutzwagen II (Gw II). Двигатель сместили вперёд и расположили сразу за трансмиссией. Вперёд перенесли и агрегаты системы охлаждения двигателя. В результате в кормовой части корпуса освободилось место для боевого отделения с открытой сверху сварной боевой рубкой. Кормовой лист рубки мог откидываться в горизонтальное положение, в котором фиксировался упором. Это облегчало погрузку боеприпасов в САУ, подачу их с грунта при стрельбе, а также монтаж и демонтаж орудия. Машины поздних выпусков изготавливали на удлинённом на 220 мм шасси, что было внешне заметно по увеличенному, по сравнению с танком, расстоянию между последним опорным катком и ленивцем.

Лёгкая самоходная гаубица Wespe.

В амбразуре переднего, полукруглого в плане, листа рубки устанавливалась 105-мм лёгкая полевая гаубица IeFH 18/2 (качающаяся часть и верхний станок) с длиной ствола 28 калибров производства фирмы Rheinmetall-Borsig. Масса орудия составляла 726 кг. Затвор — горизонтальный клиновой. Горизонтальный угол наведения составлял 17° на сторону, вертикальный колебался от -5° до +42°. Боекомплект — 32 выстрела раздельного заряжания с осколочно-фугасными, кумулятивными и бронебойными снарядами. Начальная скорость снаряда 470 м/с. Максимальная дальность стрельбы достигала 10650 м. Для ведения огня использовался прицел Rblf 36. В качестве вспомогательного вооружения в корпусе САУ размещались пулемёт MG 34 и пистолет-пулемёт МР38 (или МР40) или два пистолета-пулемёта МР38.

Вверху: рубка механика-водителя с открытыми смотровым и посадочным люками.

Внизу: интерьер боевого отделения САУ.

На левом борту рубки устанавливалась радиостанция FuG Spr f. В четырёх металлических ящиках по бортам боевого отделения (по два с каждой стороны) размещался боекомплект.

Экипаж САУ состоял из пяти человек — командира, механика-водителя и трёх канониров. Механик-водитель находился в специальной рубке слева от трансмиссии, изолированно от остальных членов экипажа, размещавшихся в боевом отделении. В переднем листе рубки был смонтирован прибор наблюдения со стеклоблоком триплекс. На марше передний лист мог откидываться вверх, открывая смотровой люк. В бортах рубки имелись смотровые щели, а в крыше — двухстворчатый посадочный люк.

Захваченная самоходная гаубица Wespe на полигоне в Кубинке. 1945 год.

На САУ устанавливались двигатель Maybach HL 62TR мощностью 140 л. с. и синхронизированная коробка передач SSG46 Aphon. Запас топлива — 170 л — размещался в двух бензобаках. Ходовую часть практически полностью заимствовали у танка Pz.II Ausf.F, за исключением того, что верхняя ветвь гусеницы поддерживалась тремя катками, а не четырьмя.

Боевая машина массой 11,48 т развивала максимальную скорость 40 км/ч, запас хода по шоссе составлял 220 км.

Параллельно с самоходным орудием был разработан перевозчик боеприпасов к нему Munitions Sf auf Fgst.Pz.Kpfw.II.

Эта машина отличалась от САУ отсутствием орудия, передний лист рубки выполнялся глухим. Она могла перевозить 90 105-мм выстрелов и обслуживалась экипажем из трёх человек.

Качающаяся часть 105-мм легкой полевой гаубицы IeFH 18/2:

1 — люлька; 2 — накатник; 3 — ствол; 4 — дульный тормоз; 5 — уравновешивающий механизм; 6 — цапфа; 7 — маховик подъёмного механизма; 8 — тормоз отката; 9 — прицел Zieleinrichtung 34; 10 — маховик поворотного механизма; 11 — станок.

Серийное производство САУ началось в феврале 1943 года на заводах FAMO в Бреслау и Варшаве. Первоначальный заказ Управления вооружений составлял 1000 единиц, однако поздней осенью 1943 года его уменьшили до 835, включая перевозчики боеприпасов. До августа 1944 года заводские цеха покинуло 676 самоходных гаубиц Wespe (это название машина получила только в 1944 году) и 159 перевозчиков.

Wespe поступали на вооружение первых дивизионов в артиллерийских полках танковых дивизий. В каждом дивизионе две батареи имели на вооружении по шесть самоходных гаубиц и два перевозчика боеприпасов в каждой. Одной из первых новые боевые машины получила дивизия СС «Лейбштандарт Адольф Гитлер».

Wespe.

Боевое крещение Wespe прошли в ходе операции «Цитадель» — сражении на Курской дуге. В ней приняли участие 68 самоходных гаубиц этого типа, 14 из которых были потеряны. До конца 1943 года на Восточном фронте было подбито 98 САУ Wespe. Позже такие самоходки использовали в танковых соединениях вермахта и войск СС на всех фронтах вплоть до конца войны. К 1 марта 1945 года безвозвратные потери этих машин составили 355 единиц. Таким образом, в войсках в этот период ещё оставалась 321 самоходная гаубица.

Демонтаж качающейся части 105-мм гаубицы из САУ Wespe. Хорошо виден откидной кормовой лист рубки.

Wespe, как и противотанковая САУ Marder,[2] оказалась наиболее удачной самоходно-артиллерийской установкой, созданной на базе танка Pz.II. Продуманная компоновка и размещение качающейся части гаубицы почти по оси центра тяжести машины позволили равномерно распределить массу на опорные катки, что обусловило высокую живучесть ходовой части. САУ получилась лёгкой и манёвренной, полностью соответствовала своему назначению и пользовалась популярностью в частях Панцерваффе.

В настоящее время самоходные артиллерийские установки Wespe сохраняются в танковом музее в Самюре и мемориальном музее в Байо (Франция), военно-техническом музее в Кобленце (Германия) и в подмосковной Кубинке.

Брошенная экипажем САУ Wespe. На правой надгусеничной полке, рядом с домкратом — коробка противогаза и два «фаустпатрона». Германия, март 1945 года.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САУ Wespe

ТАНКИ Pz.II НОВОГО ТИПА

На начальном этапе Второй мировой войны с задачами разведки в интересах танковых и моторизованных частей гитлеровского вермахта неплохо справлялись бронеавтомобили. Их использованию в этой роли способствовали как разветвлённая дорожная сеть Западной Европы, так и отсутствие у противника массовой и хорошо организованной противотанковой обороны.

После нападения Германии на СССР ситуация изменилась. В России, как известно, дорог нет, есть только направления. С началом осенних дождей немецкая бронеавтомобильная разведка безнадёжно застряла в русской грязи и перестала справляться с возложенными на неё задачами. Кроме того, положение усугубилось тем, что примерно в это же время в стрелковые части Красной Армии во всё возрастающих количествах стали поступать противотанковые ружья (ПТР), позволившие придать противотанковой обороне массированный характер. Во всяком случае, немецкий генерал фон Меллентин отметил в своих воспоминаниях: «Русская пехота имеет хорошее вооружение, особенно много противотанковых средств: иногда думаешь, что каждый пехотинец имеет противотанковое ружьё или противотанковую пушку». Выпущенная из ПТР бронебойная пуля калибра 14,5 мм легко пробивала броню любых немецких бронеавтомобилей, как лёгких, так и тяжёлых.

Семь танков Pz.II пА (VK 1601), предназначенных для непосредственной поддержки пехоты, проходили испытания в 12-й танковой дивизии. Восточный фронт, 1943 год.

Чтобы как-то поправить положение, в разведывательные батальоны стали передавать полугусеничные бронетранспортёры Sd.Kfz.250 и Sd.Kfz.251, а также использовать для этой цели лёгкие танки Pz.II и Pz.38 (t). Однако потребность в специальном разведывательном танке стала очевидной. Впрочем, специалисты Управления вооружений вермахта предвидели подобное развитие событий и инициировали такие работы ещё накануне Второй мировой войны.

Летом 1938 года фирмы MAN и Daimler-Benz начали проектирование разведывательного танка, получившего обозначение VK 901. Формально он считался развитием Pz.II, но по сути представлял собой совершенно новую конструкцию. Такими же, как у «двойки», остались только толщина броневых листов и вооружение — 20-мм пушка KwK 38. Ходовая часть с так называемым «шахматным» расположением опорных катков, разработанная инженером Вильгельмом Книпкампфом, состояла из пяти опорных катков на борт. В силовом отделении располагался двигатель Maybach HL 45 мощностью 150 л. с. (109 кВт), разгонявший боевую машину массой 10,5 т до максимальной скорости по шоссе 50 км/ч.

Pz.II Ausf.J

Прототип изготовили в 1939 году. После окончания полигонных и войсковых испытаний планировалось начать производство «нулевой» серии в 75 машин, которым присвоили обозначение Pz.II Ausf.G. Однако с апреля 1941 по февраль 1942 года изготовили всего 12 танков этого типа.

Параллельно с работами по созданию специализированного танка-разведчика после Польской кампании развернулось проектирование и хорошо бронированного танка поддержки пехоты. Тактико-техническое задание на боевую машину, получившую обозначение Pz.II nA VK 1601 (nA — neuer Art — новый тип), выдали 22 декабря 1939 года. Первый прототип был готов к испытаниям 19 июня 1940 года. Танк имел очень мощную броню толщиной от 50 до 80 мм и развивал максимальную скорость 31 км/ч. Башню с вооружением заимствовали у танка Pz.II Ausf.G. После завершения испытаний, длившихся почти два года, был выдан заказ на 30 таких танков под армейским обозначением Pz.II Ausf.J. С апреля по декабрь 1942 года фирмы MAN и Daimler-Benz изготовили только 22 машины. Об их участии в боевых действиях данных нет. Достоверно известно лишь то, что семь танков проходили войсковые испытания в 12-й танковой дивизии на Восточном фронте.

Прототип лёгкого разведывательного танка Pz.II Ausf.L Luchs. 1942 год.

В 1940 году начались работы над модернизированной версией Pz.II Ausf.G — VK 903. Машина оснащалась двигателем Maybach HL 66р мощностью 200 л. с. и коробкой передач ZF Aphon SSG48. Максимальная скорость достигла 60 км/ч, что для разведывательной машины было более чем достаточным. В 1942 году появился вариант танка с башней, не имевшей крыши, что облегчало наблюдение в разведке. Эта модификация получила обозначение VK 1301 (VK 903b).

Программа развития танковых войск «Panzerprogramm 1941», утверждённая 30 апреля 1941 года, предусматривала поистине фантастические объёмы выпуска разведывательного танка VK 903. В разведывательном варианте предполагалось изготовить 10950 машин, в качестве САУ с 50-мм пушкой — 2738, а со 150-мм гаубицей sIG 33 — 481. Танки VK 903 и VK 1301 получили армейские обозначения Pz.II Ausf.H и М соответственно, но, несмотря на это, производство их не было развёрнуто и в войска они не попали.

Управление вооружений вермахта пришло к выводу о необходимости разработки нового разведывательного танка, в конструкции которого был бы учтён опыт первых лет войны. А опыт этот требовал увеличения числа членов экипажа, большего запаса мощности двигателя, установки радиостанции с большим радиусом действия и т. п.

Интерьер боевого отделения танка Luchs, вид на переднюю часть башни. Справа — поворотный механизм башни, в центре — казенная часть 20-мм пушки, слева — кронштейн крепления пулемета.

В апреле 1942 года фирма MAN изготовила первый прототип танка VK 1303 массой 12,9 т. В июне он проходил испытания на Куммерсдорфском полигоне совместно с разработанными по аналогичному техзаданию танками Pz.38 (t) фирмы ВММ и Т-15 фирмы Škoda. В ходе испытаний VK 1303 прошёл 2484 км. При этом двигатель и главный фрикцион работали безотказно.

Танк VK 1303 приняли на вооружение Панцерваффе под обозначением Pz.II Ausf.L Luchs (Sd.Kfz.123). Производственный заказ фирме MAN составил 800 боевых машин.

Luchs («Лухс»[3] — рысь) был бронирован несколько лучше своего предшественника VK 901, но максимальная толщина брони также не превышала 30 мм, что оказалось явно недостаточным. Сварной корпус коробчатой формы имел три отделения: управления (оно же — трансмиссионное), боевое и моторное. В передней части корпуса слева размещался механик-водитель, справа — радист. В распоряжении обоих в лобовом листе корпуса имелись приборы наблюдения, закрываемые сдвижными броневыми заслонками, и смотровые щели в бортах. В башне танка располагались командир (он же наводчик) и заряжающий.

Легкий танк Pz.II Ausf.L из состава 4-го разведывательного батальона 4-й танковой дивизии. Восточный фронт, осень 1943 года.

Сварная башня отличалась размерами большими, чем у всех предыдущих моделей разведывательных танков, но, в отличие от VK 901 и VK 903, командирская башенка на «Лухсе» отсутствовала. На крыше башни устанавливали два перископических прибора наблюдения: один — в крышке командирского люка, другой — в крышке люка заряжающего; у последнего был также смотровой прибор в правом борту башни. В противоположность всем модификациям линейных танков Pz.II, башня на «Лухсе» располагалась симметрично относительно продольной оси танка. Вращение её осуществлялось вручную, с помощью механизма поворота.

Вооружение танка состояло из 20-мм пушки Rheinmetall-Borsig KwK 38 и спаренного 7,92-мм пулемёта MG 34 (MG 42). Для стрельбы из пушки наводчик пользовался телескопическим однообъективным прицелом Zeiss TZF 6/38 с 2,5-кратным увеличением. Этот же прицел мог служить и для стрельбы из пулемёта. Последний, кроме того, оснащался своим штатным прицелом Kgz F 2. Боекомплект состоял из 330 выстрелов и 2250 патронов. Вертикальное наведение спаренной установки было возможно в диапазоне от -9° до +18°. На бортах башни устанавливались по три мортирки NbK 39 для запуска дымовых гранат калибра 90 мм.

Pz.II Ausf.L

Ещё в ходе проектирования «Лухса» стало понятно, что слишком слабая для 1942 года 20-мм пушка может существенно ограничить тактические возможности танка. Поэтому с апреля 1943 года предполагалось начать выпуск боевых машин, вооружённых 50-мм пушкой KwK 39 с длиной ствола 60 калибров. Такая же пушка устанавливалась на средних танках Pz.III модификаций J, L и М. Однако разместить это орудие в штатной башне «Лухса» не удалось — она была слишком мала. К тому же это бы привело к резкому сокращению боекомплекта. В итоге на танк установили открытую сверху башню большего размера, в которую 50-мм пушка отлично вписалась. Прототип с такой башней получил обозначение VK 1303b.

На танке устанавливался шестицилиндровый карбюраторный четырёхтактный рядный двигатель жидкостного охлаждения Maybach HL 66р мощностью 180 л. с. (132 кВт) при 3200 об/мин и рабочим объёмом 6754 см3. Диаметр цилиндра 105 мм. Ход поршня 130 мм. Степень сжатия 6,5.

Запуск двигателя осуществлялся с помощью электростартера Bosch GTLN 600/12-12000 А-4. Возможен был и ручной запуск. Топливо — этилированный бензин с октановым числом 76 — хранилось в двух бензобаках ёмкостью 235 л. Подача топлива принудительная, с помощью насоса Pallas Nr 62601. Карбюраторов — два, марки Solex 40 JFF II. (Один серийный танк Pz.II Ausf.L в опытном порядке был оснащён 12-цилиндровым V-образным дизелем Tatra 103 мощностью 220 л. с.).

Трансмиссия состояла из двухдискового главного фрикциона сухого трения типа Fichtel & Sachs «Mecano», механической синхронизированной коробки передач ZF Aphon SSG48 (6+1), карданного вала и колодочных тормозов типа MAN.

В ходовую часть танка «Лухс», применительно к одному борту, входили пять обрезиненных опорных катков диаметром 735 мм каждый, расположенных в два ряда; ведущее колесо переднего расположения с двумя съёмными зубчатыми (23 зуба) венцами, направляющее колесо с механизмом натяжения гусениц. Гусеница — мелкозвенчатая, двухгребневая, шириной 360 мм.

4-й разведывательный батальон на марше. Восточный фронт, осень 1943 года. На лобовой броне корпуса смонтирован броневой экран специфической формы. Такое дополнительное бронирование было характерным только для этого подразделения.

«Лухсы» оснащались радиостанцией FuG 12 и коротковолновой радиостанцией FSpr «f».

Серийное производство разведывательных танков этого типа было начато во второй половине августа 1942 года. До января 1944 года фирма MAN выпустила 118 единиц, фирма Henschel — 18. Все они вооружались 20-мм пушкой KwK 38. Что же касается боевых машин с 50-мм пушкой, то указать точное их количество не представляется возможным. По разным данным, заводские цеха покинуло от четырёх до шести танков.

Первые серийные «лухсы» начали поступать в войска осенью 1942 года. Ими предполагалось вооружать одну роту в разведывательных батальонах танковых дивизий. Однако из-за незначительного количества выпущенных машин новые танки получили очень немногие соединения Панцерваффе. На Восточном фронте это были 3-я и 4-я танковые дивизии, на Западе — 2-я, 116-я и Учебная танковые дивизии. Кроме того, несколько машин состояло на вооружении танковой дивизии СС «Мёртвая голова». В этих соединениях «лухсы» использовались вплоть до конца 1944 года. В ходе боевого применения выявилась слабость вооружения и броневой защиты танка. В ряде случаев его лобовую броню усиливали дополнительными бронелистами толщиной 20 мм. Достоверно известно, что подобное мероприятие осуществили в 4-м разведывательном батальоне 4-й танковой дивизии.

Лёгкий танк Pz.II Ausf.L, вероятно, из состава 116-й танковой дивизии, подбитый во Франции в августе 1944 года.

До наших дней сохранились два экземпляра лёгкого танка Pz.II Ausf.L «Лухс». Один находится в Великобритании в Музее Королевского танкового корпуса в Бовингтоне, другой — во Франции, в танковом музее в Самюре.

Ещё в ходе проектирования массового разведывательного танка фирмам MIAG и Daimler-Benz выдали заказ на разработку новой боевой машины, получившей индекс VK 1602 и название «Леопард» и предназначавшейся для так называемой разведки боем.

VK 1602 представлял собой развитие опытного танка VK 1601, изготовленного в 1940 году. Последний задумывался в качестве машины поддержки пехоты и имел очень мощное для лёгкого танка бронирование — от 50 до 80 мм. Конструктивно он был подобен другим опытным машинам того периода — VK 901 и VK 903 (вооружение — аналогичное). VK 1601 получил армейский индекс Pz.II Ausf.J. Семь таких машин проходили войсковые испытания в 12-й танковой дивизии на Восточном фронте.

Восстановленный Luchs находится в экспозиции танкового музея в Самюре.

Впрочем, от своего предшественника «Леопард» позаимствовал разве что толщину броневых листов, во всём остальном это была совершенно новая боевая машина, которую иногда называют «Маленькая „Пантера“».

Бронирование башни «Леопарда» составляло 50–80 мм, корпуса — 20–60 мм. Боевая масса возросла до 26 т. Габаритные размеры достигли 6450 мм по длине, 3270 мм по ширине и 2800 мм по высоте. Карбюраторный двигатель HL 157 мощностью 550 л. с. (404 кВт) разгонял «Леопард» до максимальной скорости 50 км/ч (по другим данным — 60 км/ч). Особенностью танка было кормовое расположение трансмиссии, не типичное для немецкого танкостроения. В сварной башне обтекаемой формы устанавливались 50-мм пушка KwK 39 с длиной ствола 60 калибров и спаренный пулемёт MG 42 калибра 7,92 мм. Пушка снабжалась двухкамерным дульным тормозом. Характерными внешними чертами танка были командирская башенка и литая маска пушки типа Saukopf — «свиное рыло». Ходовая часть «Леопарда» состояла из шести опорных катков на борт, расположенных в шахматном порядке. Ширина гусениц — 350 мм. Экипаж — 4 человека.

К изготовлению прототипа приступили 30 апреля, а закончилось оно 1 сентября 1942 года. «Panzerprogramm 41» предусматривала выпуск 339 «тяжёлых разведчиков». Серийное производство должно было начаться в июне 1943 года, однако уже в феврале заказ аннулировали. Такое решение вполне объяснимо — для разведки боем «тяжёлый разведчик» оказался слишком тяжёлым. При массе большей, чем у среднего танка Pz.III, «Леопард» был вооружён точно так же и отличался в лучшую сторону только более мощным бронированием и лучшими манёвренными характеристиками. Но и то и другое не оставляло ему шансов при встрече с советским Т-34 или американским «Шерманом». Так что, кроме прототипа, ни один «Леопард» построен не был. Башня же, сконструированная для этого танка, использовалась на тяжёлых четырёхосных бронеавтомобилях Sd.Kfz.234/2 «Пума», правда, в несколько облегчённом варианте — без командирской башенки.

VK 1602 Leopard.

ЛИТЕРАТУРА

1. Барятинский М. Танки вермахта. М., «Аскольдъ», 1993.

2. Барятинский М. Бронетанковая техника Германии 1939–1945. — М., «Моделист-конструктор», 1996.

3. Свирин М. Самоходная артиллерия вермахта. М., ЭксПринт НВ, 1996.

4. Шмелёв И. П. Бронетанковая техника Третьего рейха. М., «Арсенал-Пресс», 1996.

5. J. Ledwoch. Panzer II. Warszawa, Militaria, 1992.

6. J. Ledwoch. Pz.Kpfw.II Luchs. Warszawa, Militaria, 2000.

7. G. Parada, M. Suliga, W. Hryniewicki. Lublin, Kagero, 2001.

8. F. Hahn. Waffen und Geheimwaffen des deutschen Heeres 1933–1945. Bonn, 1992.

9. P. Chamberlain. H. Doyle. Encyclopedia of German Tanks of World War Two. London, Arms and Armour Press, 1996.

10. W. Fleischer. Die deutschen Kampfwagenkanonen 1935–1945. — Podzun-Pallas-Verlag, 1996.

11. T. L. Jents. Panzertruppen, — Schiffer Military History, 1996.

Журналы: «Моделист-конструктор», «Бронеколлекция», «Танкист», «Техника и вооружение», НРМ, Military Modelling. Model Fan.

Информация общедоступной сети Internet.

ИЛЛЮСТРАЦИИ

Pz.II Ausf.b. 7-й танковый полк 10-й танковой дивизии (Pz.Rgt.7, 10.Panzer Division). Франция, июнь 1940 г.

Pz.II Ausf.D. 3-я рота 67-го танкового батальона 3-й лёгкой дивизии (3/Pz.Abt.67, 3.Leichte Division). Польша, сентябрь 1939 г.

Pz.II Ausf.C. 5-я лёгкая дивизия Германского африканского корпуса (5.Leichte Division, Deutsche Afrika Korps). Ливия, февраль 1941 г.

Pz.II Ausf.F. Моторизованная дивизия CC «Лейбштандарт CC Адольф Гитлер» (SS Pz.Gren-Division «Leibstandarte SS Adolf Hitler»). Восточный фронт, район Харькова, январь — февраль 1943 г.

Pz.II Ausf.C. 2-й танковый батальон 1-й танковой дивизии (Pz.Abt.2, 1.Panzer Division). Восточный фронт, декабрь 1941 г.

Pz.II Ausf.F. 90-я моторизованная дивизия (90. Pz.Gren-Division). Италия, май 1944 г.

Wespe. 102-й артиллерийский полк 9-й танковой дивизии (Pz.Art.Rgt.102, 9.Panzer Division). Франция, 1944 г.

Sturmpanzer II. 707-я рота тяжёлых пехотных орудий (707.s.l.G.Kp.). Северная Африка, июль 1942 г.

Pz.II Ausf.L Luchs. 4-й разведывательный батальон 4-й танковой дивизии (Aufkl.Abt.4, 4.Panzer Division). Восточный фронт, зима 1944 г.

Примечания

1

По тогдашней классификации в Германии всё автоматическое оружие калибра до 20 мм включительно относилось к пулемётам и обозначалось аббревиатурой MG.

(обратно)

2

Противотанковая САУ — истребитель танков Marder, также созданная на базе танка Pz.II, в данном выпуске не рассматривается, так как этой машине будет посвящён отдельный выпуск «Бронеколлекции».

(обратно)

3

Вообще-то по-немецки это слово произносится как «лукс» (авт. fb2 док-та).

(обратно)

Оглавление

  • ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
  • ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ
  • БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ
  • ОЦЕНКА МАШИНЫ
  • МАШИНЫ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ НА БАЗЕ Pz.II
  •   ОГНЕМЁТНЫЙ ТАНК Pz.II (F)
  •   ПЛАВАЮЩИЙ ТАНК Schwimmpanzer II
  • САМОХОДНО-АРТИЛЛЕРИЙСКИЕ УСТАНОВКИ НА БАЗЕ Pz.II
  •   15 cm sIG 33 auf Pz.Kpfw.II (Sturmpanzer II)
  •   10,5 cm IeFH 18/2 auf Gw II Wespe
  • ТАНКИ Pz.II НОВОГО ТИПА
  • ЛИТЕРАТУРА
  • ИЛЛЮСТРАЦИИ Fueled by Johannes Gensfleisch zur Laden zum Gutenberg

    Комментарии к книге «Лёгкий танк Panzer II», Михаил Борисович Барятинский

    Всего 0 комментариев

    Комментариев к этой книге пока нет, будьте первым!

    РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОЧТЕНИЮ

    Популярные и начинающие авторы, крупнейшие и нишевые издательства