В оружейном деле иногда встречаются довольно интересные ситуации. Бывает, что огнестрельное оружие морально или технически устаревших систем в какой-то момент снова выходит на рынок. Причём это не связано, скажем, с модой на стрельбу из дульнозарядного оружия или чёрным порохом. Речь идёт о выпуске серийных изделий, имеющих своего потребителя на рынке и изготовленных пусть и по устаревшей, но зато неоднократно проверенной технологии.
В коллекции Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи (ВИМАИВиВС) в Петербурге хранится винтовка с очень интересной историей. Выход в свет этого гражданского образца напрямую связан с гражданской войной в Советской России. Как же так получилось? Причины чисто экономические.
После гражданской войны в стране царит разруха, необходимо восстанавливать экономику огромной страны. Ситуация в оружейной промышленности никак не выделялась на общем фоне: денег нет, сырья остро не хватает. Ижевский оружейный завод также пытается восстановить производство. В 1922 г. на нём, помимо боевого, снова начали изготавливать охотничье оружие. Это позволяло заработать дополнительные средства, а также сохранить традиции и наработки в области гражданского оружия. В основном в охотничьи образцы переделывались винтовки системы Бердана – это дёшево, да и сырья почти не нужно. Кроме того, завод выпускал охотничьи гладкоствольные ружья центрального боя и дульнозарядные ружья, среди которых был образец, о котором идёт речь.
В дореволюционное время на Ижевском заводе существовала «мастерская частных заказов», занимавшаяся выпуском охотничьего оружия. В конце ХIХ в. в этой мастерской малыми партиями выпускалось и дульнозарядное оружие, в частности дульнозарядная ударно-капсюльная винтовка «Сибирка». И вот в 1925 г. на Ижевском оружейном заводе производство «Сибирки» возобновляется.
Казалось бы, почти век прошёл с момента изобретения ударно-капсюльного огнестрельного оружия, а в послереволюционной России начинают выпускать капсюльные винтовки и ружья – курьёз, обусловленный исключительно экономической целесообразностью.
Комментарии к книге «Артмузей 2011», Иван Мордачёв
Всего 0 комментариев