«Как можно видеть Бога. Святитель Григорий Палама»

251

Описание

В книге излагается вкратце важное учение великого святого отца Православной Церкви святителя Григория Паламы (1296–1359) о различии сущности и энергии в Боге. Данное учение было присуще церковному богословию еще с первых времен и указывает на идеал православной духовности – спасение, обожение и боговидение, достижимое для человека отчасти даже еще на земле. В настоящем издании данное учение помещено в широкий контекст святоотеческого учения о богопознании и его видах – богооткровением и естественном. Автор-составитель при этом затрагивает и нравственные условия богопознания.



1 страница из 17
читать на одной стр.
Настроики
A

Фон текста:

  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Аа

    Roboto

  • Аа

    Garamond

  • Аа

    Fira Sans

  • Аа

    Times

стр.
Как можно видеть Бога. Святитель Григорий Палама (fb2) - Как можно видеть Бога. Святитель Григорий Палама 531K скачать: (fb2) - (epub) - (mobi) - Николай С. ПосадскийКак можно видеть Бога. Святитель Григорий Палама

© Издательство «Сибирская Благозвонница», состав, оформление, 2017

Введение

Святитель Григорий Палама изложил следующее учение о сущности и энергии Бога.

Бога нельзя отождествлять только с Его сущностью, ибо Моисею на Синае Бог не сказал: «Я есть сущность», – но: Я есмь Сущий (Исх. 3, 14). Сущность заключена в Сущем, а не наоборот. Итак, в Боге, кроме сущности, различаются еще Три Лица и природная энергия. Вечность (нетварность) Божественной энергии святитель Григорий обосновывает так: если бы Бог не имел ведения, предведения, творчества, Промысла, действия и т. д., то Он не был бы Богом. Или если бы силы эти приобрел со временем, то Он некогда был бы несовершенен, то есть не был и Богом. «Если же Он от вечности имеет в Себе эти силы, то безначально и вечно не одно существо Его, а вечна и каждая из этих сил». В подтверждение своей мысли он приводит слова святого Максима Исповедника: «Бытие, и жизнь, и святость, и могущество суть действия Бога, не со временем приобретенные». Если все тварные существа имеют свои природные действия, то тем более Бог, Творец всего, никогда не был без действия и жизни. Он всегда был благим, праведным и премудрым. Его вечная слава сияла еще прежде бытия мира (см. Ин. 17, 5). Таким образом, в Едином Боге есть сущность и ее энергия. Причастность к Богу – это приобщение к Его энергии. В этом смысле следует понимать слова апостола Петра, что верные должны стать причастниками Божеского естества (2 Пет. 1, 4). Ниже приводятся основные положения учения святителя Григория.

1. Между сущностью и сущностной энергией Бога имеется «богодостойное различие». Они «различаются без расхождения». Сущность существует сама по себе, а энергия нет. Сущность – причина энергии. Сущность не допускает причастности к себе, а энергия допускает причастность к себе. О сущности можно говорить только в единственном числе, а об энергии и в единственном, и во множественном числе. Сущность неименуема, а энергия именуется.

2. Энергия есть «нетварная и природная благодать и озарение, неисходно выходящие» от Божией сущности.

Комментарии к книге «Как можно видеть Бога. Святитель Григорий Палама», Николай С. Посадский

Всего 0 комментариев

Комментариев к этой книге пока нет, будьте первым!

РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОЧТЕНИЮ

Популярные и начинающие авторы, крупнейшие и нишевые издательства