лем, которую в нашей молодости играл алкоголь.
Жизнь старшего поколения (собственно, всех тех, кому сейчас за тридцать пять и личность которых формировалась в советский период) отличалась пятью главными особенностями:
• Во-первых, она была в целом безответственной. Большинству из нас в ней приходилось много и монотонно работать, причем работать очень часто бессмысленно, ни за что, кроме физического своего присутствия на рабочем месте, не отвечая. Смысл нашего труда, с нашей точки зрения, должно было понимать' только страшно далекое от нас начальство. Труд и поступки большинства из нас были абсолютно безответственными. Ответствен-;
ность наступала лишь в том случае, если мы нарушали приказы начальства и выбивались из общего фона поведения некоего абстрактного коллектива.
Кстати говоря, мы в советские времена были во многом лишены ответственности и за собственных детей. Где-то в глубине души мы знали, что отвечать за их развитие будет школа и государство, а наше дело — одеть, обуть, накормить, дать денег, а вырастет и станет человеком он как-нибудь сам.
• Во-вторых, она была удивительно статичной.. У большинства из нас не было никаких сомнений в том, что завтра будет то же самое, что и вчера. Большинство из нас было уверено в завтрашнем дне. В той жизни была постоянная уверенность, что человек сначала будет ходить
КАК СПАСТИ ДЕТЕЙ ОТ НАРКОТИКОВ
в детский сад, потом в школу, потом либо в институт, либо на работу и т. д. Не возникало даже малейших сомнений в том, что человека распределят на работу и что он будет жить, по крайней мере, не хуже других.
• В-третьих, мы жили в обществе, в котором отдельная личность не значила практически ничего. Мерилом правильности поведения отдельного человека служило мнение коллектива. Мифический коллектив, а не личность, был единицей социального измерения.
Комментарии к книге «Как спасти детей от наркотиков», Александр Геннадьевич Данилин
Всего 0 комментариев