Садовое кольцо вырубкой деревьев расширяют вдвое, как раз до 70 метров. В городе «сорока сороков» церквей храмы сносят из богоборческого атеизма, гражданская историческая застройка чаще ликвидируется как помеха транспорту. Самая большая потеря — разрушение на Садовом Сухаревой башни, колоссального памятника раннепетровской эпохи. Признанные советской властью светила искусств обратились с коллективным письмом протеста к Сталину. Предложено организовать на Сухаревской площади круговое движение или даже пробить в основании башни арки.
А что касается радиального движения, то в Первую Мещанскую упирается нерасширяемая Сретенка, заторы все равно неизбежны. На удивление, вождь отзывается: «Лично считаю решение правильным». Доживший до этого знаток старой Москвы Владимир Гиляровский горестно отметит, что впору ждать сноса собора Василия Блаженного — он же стесняет колонны демонстрантов, выходящие с Красной площади.
Другой сталинский стандарт: чтобы город не расползался в большую деревню, строить новые жилые дома 6-7-этажными, «а для некоторых общественных учреждений допускать 15 и даже 20 этажей». Каганович приводит подсчет: из 51 тысячи жилых зданий Москвы 44 тысячи — одно- и двухэтажные. Специально организованный трест «Моснадстрой» добавляет домам покрепче навершия попроще, не соображаясь со стилем, огрубляя фасады и сбивая декор. Но по-настоящему идеал московской высотности воплотят уже после войны.
Столицу радикально обводняют — а то и водопровод работает на пределе, и Москву-реку у Кремля уже можно вброд перейти. Ударная стройка ГУЛага наряду с Беломором, канал Москва-Волга имени Сталина будет ежегодно приносить поток свыше 1,8 км3. После постройки Волго-Дона Москву назовут «портом пяти морей» (имеется в виду, что по воде можно попасть в Балтийское, Белое, Каспийское, Азовское и Черное). Примерно на месте старых главных мостов почти разом наводят новые: Большой Каменный, Большой Москворецкий, Большой Устьинский, Большой Краснохолмский, Крымский — он окажется эмблемным, «самым новомосковским».
Идеи генплана проживут еще 20 лет — до борьбы с «архитектурными излишествами». Но поскольку в следующие 30 будут больше вести массовую застройку новых районов, доминанты советской Москвы останутся, прежде всего, сталинскими.
Катастрофа самолета «Максим Горький»
18 мая разбился самый большой самолет в мире, флагман советской авиации «Максим Горький». Лайнер попробуют восстановить, но его преемник не прославится
Комментарии к книге «Намедни. Наша эра - 1935», Леонид Геннадьевич Парфёнов
Всего 0 комментариев