Kunstgeschichte als Geistesgeschichte
Studien zur Abendländischen Kunstentwicklung
von
MAX DVOŘÁK
München 1924
Перевод с немецкого
p А. Сидорова, В. С. Сидоровой и А. К. Лепорка
под общей редакцией А. К. Лепорка
ISBN 5-7331-0136-9
© А. А. Сидоров, наследники, перевод гл. 1, 2, 3, 5, 6; 2001
© А. К. Лепорк,
перевод гл. 2, 4, 7; 2001
© Гуманитарное агентство
«Академический проект», 2001
I ЖИВОПИСЬ КАТАКОМБ.НАЧАЛА ХРИСТИАНСКОГО ИСКУССТВА.Кто из посетителей Рима пропускал возможность осмотреть ту или другую катакомбу? Впечатление оказывалось скорее странным, чем воодушевляющим. Настроению мешали «туристский» характер осмотра и реставрированное состояние давно лишенных своего содержания подземных коридоров; более подробному рассмотрению препятствовали плохое освещение и торопливость гида-чичероне. Поэтому и живопись, которою украшены стены этих подземных некрополей, как правило, едва ли вызывала к себе более живой интерес. Она оставалась для специалистов древнехристианской археологии кладезем антикварных фактов, но на ее художественное и историко-художественное значение обращалось мало внимания, ее недостаточно исследовали, так как оригиналы были трудно доступны, а число воспроизведений было совершенно недостаточным. Только большая публикация Вильперта[1] облегчила более подробное ознакомление с этими примечательными свидетельствами процесса становления новой религии, нового искусства и нового мировоззрения. Эта публикация научит нас, как я думаю, многому, что до сих пор ускользало от специалистов по христианским древностям и что придает живописи подземных Помпей римской Кампаньи не меньшую историческую важность, чем та, которая давно уже была признана за стенописью города мертвых, возникшего по воле стихийной катастрофы у подножия Везувия.
I
Комментарии к книге «История искусства как история духа», Макс Дворжак
Всего 0 комментариев