Сейчас мы хотим возвратиться в то время, с которого началось наше исследование классической науки и магии, чтобы проследить развитие христианской мысли по этим вопросам. Далеко ли отошло христианство от древней науки и суеверий? Много ли оно у них позаимствовало?
Магия и религияМного раз отмечалось, что в ту пору, когда начинает господствовать новая религия, старые верования дискредитируются и объявляются магией. Вера и ритуалы большинства, которые исполняются публично, называют религией. Культ, от которого общество отказалось, отправляется теперь меньшинством — тайно, внутри семьи; его клеймят как магический и противоречащий общественному благу. Христианские авторы называют языческих оракулов и прорицателей колдунами, а древних богов — демонами того же рода, которых вызывают во время магических ритуалов.
И наоборот, когда новая религия только появляется, ее называют чужой верой, личным культом меньшинства, а основная часть народа считает ее иноземной магией. Это подтверждается обвинениями в колдовстве и магии, которое предъявляли Иисусу евреи, а языческий мир, привыкший к языческим ритуалам — самим евреям и первым христианам. Такими же взаимными обвинениями в магии обменивались пророк Мухаммед и жители Мекки.
Связь между ранним христианством и средневековой литературойСчитается, что люди Средневековья хорошо знали писания отцов церкви и находились под сильным влиянием их идей. Что же касается предмета нашего исследования, то о его воздействии писали мало и без особых подробностей. Дело в том, что пристрастие гуманистов 15 и 16 веков ко всему, что было написано на греческом языке, и их неприязнь к средневековой латыни долгое время сильно мешали изучению средневековой литературы в целом. А ученые, которые редактировали или исследовали греческие, сирийские и другие древние тексты, связанные с ранним христианством, вероятно, слишком часто игнорировали их латинские версии, сохранившиеся в средневековых манускриптах.
Комментарии к книге «Ранняя христианская мысль», Линн Торндайк
Всего 0 комментариев