«Духовные ландшафты Земли Opus04»

1077


1 страница из 7
читать на одной стр.
Настроики
A

Фон текста:

  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Аа

    Roboto

  • Аа

    Garamond

  • Аа

    Fira Sans

  • Аа

    Times

стр.
Ода сказочнику Проппу.(парафраз, opus 4)(Владимир Яковлевич Пропп. Морфология <волшебной> сказки. Исторические корни волшебной сказки. /Коммент. Е.М.Мелетинского, А.В.Рафаевой. М.: Лабиринт,1998. 512 с.)1. Как это не забавно, но Пропп – мифолог. Он не занимался ни фольклором, ни исследованием обряда инициации. Поставленная им перед собой задача: понять генезис и эволюцию мифа. На основании его размышлений можно построить последовательность:1). Наблюдение за миром, понимание действий животных как магических ( здесь мне вспоминается “кошачья магия”: в случившуюся как-то длительную голодовку моя кошка, привыкшая к кормлению после выгула, начала целеустремленно и настойчиво проситься на улицу и сразу же возвращаться домой – и делала это много раз подряд).2). Инстинктивное воздействие на мир (как это делала кошка).3). Закрепление, оформление этого воздействия как обряда.4). Словесное осмысление: возникает обряд – миф (первобытный матриархальный коллектив охотников).5). После неолитической революции (земледелие, скотоводство) обряд – миф теряет смысл, происходит профанирование и инверсирование мифа – это сказка; но надо помнить, что она прекрасно сохранила элементы прамифа – обряда в отличие от более поздних литературных произведений мифографов и жрецов.Цель этого первейшего обряда – мифа: посвятить человека в демиурги – научить его магически и осознанно воздействовать и изменять миф. Основной метод: введение посвящаемого в состояние смерти, в которой он уподобляется высшим силам. Здесь тайна: как человечество додумалось до посвящения – обряда – мифа? Отцы – марксисты учили нас: человек существо не животное, а социальное; происхождение структурообразующих социальную материю языка и общества загадочно. Как раз загадки происхождения социальной организации и языка нет. И организовывать свое стадо, и передавать сигналы, и еще многому – многому другому мы научились у животных, довели эти умения до совершенства и абсурда. Вот и Пропп пишет: методика посвящения - отождествление первобытного охотника с тотемным предком -–животным. Все наши социальные корни в мире природы, но инициации в ней нет. Как, каким образом она возникла?

Комментарии к книге «Духовные ландшафты Земли Opus04», Андрей Сысоин

Всего 0 комментариев

Комментариев к этой книге пока нет, будьте первым!

РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОЧТЕНИЮ

Популярные и начинающие авторы, крупнейшие и нишевые издательства