«Духовные ландшафты Земли Opus04»

1044


Настроики
A

Фон текста:

  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Аа

    Roboto

  • Аа

    Garamond

  • Аа

    Fira Sans

  • Аа

    Times

Ода сказочнику Проппу. (парафраз, opus 4) (Владимир Яковлевич Пропп. Морфология <волшебной> сказки. Исторические корни волшебной сказки. /Коммент. Е.М.Мелетинского, А.В.Рафаевой. М.: Лабиринт,1998. 512 с.) 1. Как это не забавно, но Пропп – мифолог. Он не занимался ни фольклором, ни исследованием обряда инициации. Поставленная им перед собой задача: понять генезис и эволюцию мифа. На основании его размышлений можно построить последовательность: 1). Наблюдение за миром, понимание действий животных как магических ( здесь мне вспоминается “кошачья магия”: в случившуюся как-то длительную голодовку моя кошка, привыкшая к кормлению после выгула, начала целеустремленно и настойчиво проситься на улицу и сразу же возвращаться домой – и делала это много раз подряд). 2). Инстинктивное воздействие на мир (как это делала кошка). 3). Закрепление, оформление этого воздействия как обряда. 4). Словесное осмысление: возникает обряд – миф (первобытный матриархальный коллектив охотников). 5). После неолитической революции (земледелие, скотоводство) обряд – миф теряет смысл, происходит профанирование и инверсирование мифа – это сказка; но надо помнить, что она прекрасно сохранила элементы прамифа – обряда в отличие от более поздних литературных произведений мифографов и жрецов. Цель этого первейшего обряда – мифа: посвятить человека в демиурги – научить его магически и осознанно воздействовать и изменять миф. Основной метод: введение посвящаемого в состояние смерти, в которой он уподобляется высшим силам. Здесь тайна: как человечество додумалось до посвящения – обряда – мифа? Отцы – марксисты учили нас: человек существо не животное, а социальное; происхождение структурообразующих социальную материю языка и общества загадочно. Как раз загадки происхождения социальной организации и языка нет. И организовывать свое стадо, и передавать сигналы, и еще многому – многому другому мы научились у животных, довели эти умения до совершенства и абсурда. Вот и Пропп пишет: методика посвящения - отождествление первобытного охотника с тотемным предком -–животным. Все наши социальные корни в мире природы, но инициации в ней нет. Как, каким образом она возникла? Итак, изначальный сакральный смысл сказки – путешествие в мир смерти (“Тридесятое царство”). Баба-Яга – охранительница этого мира. Чтобы пройти границу Ванька-дурак должен угоститься у нее: поесть пищу мертвых – уподобиться им. Здесь у Проппа интересное наблюдение: мертвые не видят и боятся живых так же, как живые не видят и боятся мертвых. Яга – мертвая, она только по запаху ощущает Ивана (“русским духом пахнет”). У двух миров нет пространственной разобщенности, они просто не воспринимают друг друга. Пройдя у Яги испытание (“умерев”) Иван получает волшебного помощника (силу демиурга), который и переносит его в Тридесятое царство. Бой со Змеем-Горыничем Пропп считает позднейшим образованием, связанным с возникновением государства. На самом деле Ваня – это и есть Змей в Тридесятом царстве со всей своей силой и могуществом. Унося с собой эту силу, Иван подвергается преследованию до границы двух миров – огненной реки. Вернувшись в мир живых герой остается не узнанным. Это понятно: побывав у мертвецов он полностью дезориентирован и десоциализирован. Но сила Змея (волшебные помощники – на самом деле личные качества и умения посвященного в демиурги) помогает ему активно включиться в социальную материю (трансфигурация: Ванька-дурак превращается в прекрасного царевича). Пусть это невнятный, но зато краткий пересказ пропповской расшифровки смысла сказки. Сам он слишком многословен, но в итоге все равно остается много вопросов. Зачем человек путешествует к мертвым? Как он получает их силу? Кто это придумал? 2. Но прежде всего Пропп – гениальный создатель структурного метода изучения мифического мышления. “Морфологию сказки” он издал в 1928 г. (когда Леви-Стросс, возможно, еще под стол пешком ходил). Отталкивается Пропп от четырех аксиом: 1). Постоянными, устойчивыми элементами сказки служат функции действующих лиц, независимо от того, кем и как они выполняются. 2). Число функций, известных волшебной сказке – ограничено. 3). Последовательность функций всегда одинакова. 4). Все волшебные сказки однотипны по своему строению. Под функцией наш сказочник понимает: поступок действующего лица, определенный с точки зрения его значимости для хода действия. При этом каждому персонажу свойственны только определенные функции (см. таблицу). Персонажей же в сказке всего семь: - антагонист (вредитель) – это злой волшебник, змей, кощей, разбойник и т.д.; - даритель – добрый волшебник, Яга, мертвец и т.д.; - помощник – волшебное животное (конек-горбунок и т.д.), предмет (скатерть-самобранкаи т.д.), какой-либо сверхумелец (скороход и т.д.); - с остальными персонажами, думаю, все понятно. В сказке любой персонаж обязан выполнить свою функцию, без всяких мотивировок, объяснений смысла и других психологических выкрутасов. Это очень важное замечание. Многое становится понятным в мифологии. Так, например, шумерский миф об Инанне и Думузи не дает объяснения: зачем богиня любви и ненависти Инанна отправляется в поход на богиню смерти Эрешкигаль и умирает? Это всего лишь функция (обязательный поступок) посвящение смертью богини, а через нее и всех других девушек. Сказка умалчивает о своем сверхмотиве – обязательного приобщения к смерти. Все персонажи жестко этим мотивированы (даритель обязан наградить героя, если последний прошел испытание и т.д.). Реализация функций может быть очень разнообразна, Пропп дробит каждую функцию на множество видов. В созданной мною таблице я называю их таксонами. Жесткой связи между ними нет. В сказке таксоны могут выстраиваться в совершенно разнообразных последовательностях. Пропп указывает, что ряд таксонов не могут иметь логических связей друг с другом. Таких алогичных связей около 20-30%. Но я думаю, что и они имеют смысл. В итоге создается впечатление поля, содержащего все созданные и не созданные волшебные сказки. Пропп выявил еще один феномен, который объяснить не может: если рассмотреть классическую сказку, содержащую все 32 функции, то она имеет как минимум 2 хода. Правда, существуют и одноходовые сказки, но они не будут включать все функции. На самом деле ходов в сказке может быть бесконечное количество (см. “Тысяча и одну ночь”), они могут прерываться и переплетаться. Но сказка всегда жестко придерживается последовательности ходов: они следуют один за другим, но никогда одновременно. Структура волшебной сказки гениальна и проста. Не буду давать примеры анализов ( Пропп закодировал в виде таксонов все волшебные сказки из сборника Афанасьева), а попробую сделать – собрать свою сказку, каждый эпизод в которой – таксон семантического поля метасказки. 3. Итак, i а3 Д2 Г2 Z R5 д7 Г7 Z9 Б3 П3neg\contr Л8 К3 Пр4 Сn7\1 Пр6pos X ЛI У С* : i В некотором царстве, провинциальном городишке жил-поживал студент Паша. Все у него было: отец с матерью, комната с аквариумом. а3 Но он скучал и томился. _ Однажды взял и ушел. Едет на автобусе, приехал в лес. Идет по тропинке, видит по среди леса стоит дом. Д2 Обходит вокруг: дверей много, да входа нет. Тогда начал Паша во всю глотку орать: “А ну где здесь передний (парадный) вход!” Окошко открывается, за ним бабка сидит: “Кого это черти принесли? Не пущу!” Г2 “Свой я, вот и студенческий билет есть.” Z (здесь: награждение волшебным даром вообще) “А куда ты пойдешь-то? По лестницам нельзя, там старый голодный Таракан ползает – он тебя съест. Но раз ты студент – помогу. Видишь: дверь и кнопочку. Скажи: по-бабкину веленью, по-моему хотенью, лифт, откройся. И кнопочку нажми. Дверь откроется и отвезет тебя на любой этаж.” R5 Сел Паша в лифт и поехал. Ехал – ехал, приехал. Выходит. Темно вокруг, ничего не видно. Споткнулся и упал. Рядом кто-то лежит. д7 Это пьяный в жопу бородатый усатый Тараканище в валенках. Г7 Взвалил его Паша на себя и отволок в 463 комнату, положил на койку. Z9 Очухался старый Таракан: “Ты кто?” “Паша”. “Спасибо за помощь, я тебе тоже как-нибудь пригожусь”, - и захрапел. Б3 Паша обернулся и оказался в 364 комнате. Там Заяц и Соболь в дурака играют: “А ну садись играть”. “На что играть будем?” - Паша спрашивает. “Есть здесь волшебная комната без номера. Кто туда входит – никогда не выходит. Проигравший туда и отправится”. П3neg\contr Вот Паша и проиграл. Взяли его Заяц и Соболь под ручки и отвели к страшным дверям, да еще под зад пнули. Л8 Комната так себе: мебели мало, к потолку кровать подвешена и лежит на ней ослепительная студентка – мертвая. поцеловал ее Паша, она и ожила. К3 Да как царапнет его по щеке. Хочет Паша еще целоваться и прочее, но она говорит: “Не сейчас, Пашуня, убегать надо!” Пр4 Вылезли они в окошко, там длинный коридор. Бегут по нему и упираются в открытую комнату. В ней кровать двухспальная укрытая белоснежным бельем, на столе явства и выпивка стоят, магнитофон играет. Загорелся Паша, тянет девушку к кровати. Сп7\1 “Что ты, Паша, нельзя, это же Заяц и Соболь засаду устроили. побежали обратно”. Снова бегут, к лифту подбегают. Жмет студентка на кнопку, жмет – никакого результата. Паша говорит: “По-бабкину веленью, по-моему хотенью, лифт, откройся!” Вот и приехали на первый этаж. Пр6pos На выходе, на диванчике посиживают Заяц с Соболем, Пашу дожидаются. Тюкнули его по голове и студентку увели. X Шел через вахту протрезвевший Таракан. Взял Пашу к себе, напоил мертвой и живой водой, в чувство привел, расспросил, все узнал. ЛI Тогда Таракан взял и построил Зайца и Соболя. Студентку себе забрал: “Будешь со мной жить”. Обернулись они в комнату Таракана, там Паша сидит. У Узнала она его по царапине, обрадовалась. С* Здесь и свадьбу сыграли. __ Поехал Паша домой с тараканиным благословением и подарочком для отца с матерью. Приложение. МЕТАСКАЗКА: пропповский опыт семантического поля (функциональная структура волшебной сказки).

МЕТАСКАЗКА: пропповский опыт семантического поля (функциональная структура волшебной сказки) ПРОЛОГ: i начальная ситуация е1 отлучка старших б 1 запрет b1 нарушенный запрет в 1 выведывание вредителя о герое w1вредителю даются сведения о герое г 1 обманные уговоры вредителя g1 герой реагирует на предложение вредителя x предваритель- ная беда при обман- ном договоре е2 смерть старших б 2 приказание b2 исполненное приказание в 2 выведывание героя о вредителе w2 герою даются сведения о вредителе г2 применение им волшебных средств g2 герой механически поддается волшебному воздействию догово- ре е3 отлучка младших в3 выведывание через других лиц и прочие случаи w3 другие случаю г3 другие формы обмана g3 герой поддается или механически реагирует на обман вредителя ПЕРВЫЙ ХОД: А \ а вредительств о \ недостача В посредничество, соединитель-ный момент С| Д первая функция дарителя Г реакция героя Z овладение волшебным средством R перемещение к месту назначения Б борьба с вредителем П победа над вредителем К клеймение, отметка героя Л – ликвидация беды или недостачи – возвращение героя| Пр преследование героя Сп спасение героя А1 похищение человека В 1 клич Д 1 испытание Г 1 выдержанное испытание Z1 средство передается R1 полет Б 1 бой на открытом поле П 1 победа в бою К 1 нанесение отметки на тело Л 1 непосредственная добыча с применением силы или хитрости Пр 1 полет по воздуху Сп 1 быстрое бегство А2 похищение волшебного средства или помощника В 2 отсылка Д 2 приветствие, выспрашивание Г 2 приветливый ответ z1 подарок материального свойства R2 езда, переноска Б 2 состязание *П1 победа в негативной форме (ложный герой не принимает боя, герой за него одерживает победу) К 2 передача кольца или полотенца Л I то же: один персонаж заставляет другого совершить добычу Пр 2 требование виноватого Сп 2 бросание гребешка и пр. АII насильственное отнятие помощника В 3 отпуск Д 3 просьба о загробной услуге Г 3 услуга мертвецу Z2 средство указывается, изготовляется R3 героя ведут Б 3 игра в карты П 2 победа или превосходство в состязании К 3 клеймение в иных формах Л 2 добыча совершается несколькими помощниками сразу Пр 3 преследование с рядом превращений в животных Сп 3 бегство с превращением в церковь и пр. А3 порча посева В 4 сообщение о беде в разных формах Д 4 просьба пленника об освобождении Г 4 отпущенный пленник Z3 продается, покупается R4 герою указывают путь Б 4 взвешивание П 3 выигрыш в карты Л 3 добыча объектов при помощи приманки Пр 4 преследование, с превращением в заманчивые предметы Сп 4 бегство с укрыванием бегущего А4 похищение дневного света В 5 увоз *Д4 то же с предварительным пленением Г 5 пощада просящего Z4 изготовляется R5 герой пользуется неподвижными средствами сообщения П 4 превосходство при взвешивании Л 4 ликвидация беды - непосредственный результат предшествующих действий Пр 5 попытка поглотить героя Сп 5 укрывательство у кузнецов А5 хищения в иных формах В 6 отпуск и пощада Д 5 просьба о пощаде Г 6 раздел спорщиков Z3\4 изготовляется на заказ R6 кровавый след указывает путь П 5 убиение врага без боя Л 5 беда ликвидируется мгновенно применением волшебного средства Пр 6 попытка извести героя Сп 6 ряд превра- щений в живот- ных, расте- ния и камни А6 членовредительство, ослепление В 7 жалобная песнь Д 6 просьба о разделе Г VI обман спорщиков Z5 найдено П 6 изгнание врага Л 6 бедность ликвидируется применением волшебного средства Пр 7 попытка перегрызть дерево Сп 7 предо- твращение соблазна заман- чивых предме- тов А7 вызывание исчезновения д 6 спор без произнесенной просьбы о разделе Г 7 различные др. Оказанные услуги или выполненные просьбы, благочестивые поступки Z6 появляется самостоятельно Л 7 ловля Сп 8 спасение от попытки поглотить АVII забвение невесты Д 7 другие просьбы Г 8 попытка уничтожения предотвращается и пр. ZVI появляется из земли Л 8 расколдование Сп 9 спасение от попытки извести А8 требование выдачи или выманивание, увод *Д7 то же с предварительным приведением просителя в беспомощное состояние Г 9 победа в схватке Z7 средство выпивается, съедается Л 9 оживление Сп 10 скачок на другое дерево А9 изгнание д 7 беспомощное состояние дарителя без произнесенной просьбы, возможность оказать услугу Г 10 обман при мене Z8 похищается Л IX то же, с предварительной добычей живой воды А10 спуск на воду Д 8 попытка уничтожить Z9 предложение своих услуг, предоставление себя в распоряжение Л 10 освобождение А11 околдование, превращение Д 9 схватка с враждебным дарителем z9 то же без формулы вызова (“в некое время я тебе пригожусь”) Л Z ликвидация в форме Z, т.е. ЛZ1 - объект поисков передается; ЛZ2 - указывается, etc А12 подмена Д 10 предложение волшебного средства в обмен Z6\9 встреча с помощником, предлагающим услуги Л Z 1 объект поисков передается А13 приказание убить Л Z 2 указывается А14 убиение Л Z 3 покупается А15 заточение Л Z 5 найден А16 угроза насильствен- ного супружества Л Z 6 появляется самостоятельно АXVI то же между родственниками Л ZVI появляется из земли А17 каннибализм или его угроза Л Z 8 похищается АXVII то же между родствен- никами А18 вампиризм (болезнь) А19 объявление войны а1 недостача невесты, человека а2 помощника, волшебного средства а3 диковинок а4 яйца-смерти (-любви) а5 денег, пропитания а6 в других формах ВТОРОЙ ХОД: X не узнанное прибытие Ф необоснованные притязания ложного героя З трудная задача Р решение задачи У узнавание героя О обличение ложного героя Т трансфигурация Н наказание ложного героя или вредителя С свадьба и воцарение *Р решение до срока Т 1 новый телесный облик C* свадьба Т 2 постройка дворца C * воцарение Т 3 новая одежда c1 обещанный брак Т 4 юмористические и рационализованные формы c2 возобнов- ленный брак c3 денежное вознаграждение (вместо руки царевны) и проч. формы обогащения при развязке

Другие знаки и значения функций:  Распределение функций по действующим лицам: С______начинающееся противодействие отправка   1) Круг действий антагониста (вредителя) охватывает: А, Б, Пр _______ отправка героя из дома  2) Круг действий дарителя (снабдителя) охватывает: Д, Z N______неясные или заносные формы 3) Круг действий помощника: R,Л, Сп, Р, Т <______расставание у подорожного столба 4) Круг действий царевны (искомого персонажа) и ее отца:З, К, О, У, Н, С* s______ передача сигнализатора  Царевна и ее отец не могут быть разграничены по функциям вполне точно Моm.__ мотивировки  5) Круг действий отправителя: В $______ связки 6) Круг действий героя: С, , Г, С* pos____ положительный успех функций 7) Круг действий ложного героя: C, , Гneg, Ф neg____ отрицательный успех функций contr___достижение результата, противоположного значению функции

  • Реклама на сайте

    Комментарии к книге «Духовные ландшафты Земли Opus04», Андрей Сысоин

    Всего 0 комментариев

    Комментариев к этой книге пока нет, будьте первым!

    РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОЧТЕНИЮ

    Популярные и начинающие авторы, крупнейшие и нишевые издательства