Микроскоп, как объект, может быть использован в качестве предмета для украшения комнаты или наблюдения микромира. Все зависит от воспринимающего субъекта. Для человека объект существует в качестве объекта до тех пор, пока человек его для чего-нибудь не использовал или хотя бы для чего-нибудь не предназначил. Объект всегда загадочен, а человек не может чувствовать себя комфортно в окружении загадок, поэтому первое, что делает он приходя в мир, — творит предназначения, превращает объекты в предметы. Горы, океан, небо, звезды остаются загадочными, ибо им можно дать предназначения, но их нельзя использовать для чего-нибудь. Отсюда любознательность = стремление обойти это «нельзя», отсюда боги = существа, которые используют загадочные предметы.
(5) Предметная деятельность состоит в превращении объектов в предметы и в преобразовании предметов.
Итак, предметная деятельность — это первый тип деятельности, свойственный для повседневности. Проиллюстрируем это некоторыми известными цитатами:
«Лишь на Востоке начнут восходить Атлантиды-Плеяды,Жать поспешай; а начнут заходить — за посев принимайся.На сорок дней и ночей совершенно скрываются с небаЗвезды-Плеяды, потом же становятся видными глазуСнова в то время, как люди железо точить начинают.Всюду таков на равнинах закон, — и для тех, кто у моряБлизко живет, и для тех, кто в ущелистых горных долинах,От многошумного моря седого вдали, населяетТучные земли. Но сеешь ли ты, или жнешь, или пашешьГолым работай всегда! Только так приведешь к окончаньюВовремя всякое дело Деметры. И вовремя будетВсе у тебя возрастать.»[6,Гесиод «Труды и дни», 383–394]Повседневность, безусловно, включает в себя предметную деятельность, но есть в ней и нечто еще. Ведь для того, чтобы сделать вовремя «всякое дело Деметры», оказывается, нужно не только держать в порядке земледельческий инвентарь, и не только в срок осуществлять все работы (этого, с точки зрения нашего современника, вполне достаточно для достижения успеха), но и «голым работать всегда…». Это-то зачем? А для Гесиода это условие тоже включено в число совершенно необходимых. И не только для него одного. Вспомним Вергилия (Георгики, I, 299)
«Nudus ara, sere nudus, hiemes ignava colono!»
(«Паши обнаженным, обнаженным сей, зима для работника праздна!»).
[9, 112]Или в Евангелии от Матфея:
«И кто на поле, да не возвратится вспять взять одежды свои.»
[10, Мтф, XXIV, 18]
Комментарии к книге «Структура ментального мира классической Греции», А. Шохов
Всего 0 комментариев