«Капитал как власть: к новой космологии капитализма»

603

Описание

Общепринятые теории капитализма находятся в глубоком кризисе: после столетий споров они все ещё не могут сказать нам, что такое капитал. Либералы и марксисты считают капитал экономической сущностью, которую они считают в универсальных единицах «единицах полезности» (utils) и абстрактного труда, соответственно. Но эти единицы абсолютно воображаемые: их нельзя ни наблюдать, ни измерить. А поскольку либерализм и марксизм зависят от этих несуществующих единиц, то подвергаются сомнению. Они не могут объяснить самого главного — процесс накопления капитала.Этот кризис теорий не является случайным. Мы утверждаем, что капитализм это не способ производства (mode of production), а режим власти (mode of power), а каждый режим власти (mode of power) развивается вместе со своими доминирующими теориями, догмами и идеологиями. При капитализме, эти теории и идеологии изначально принадлежали к изучению политической экономии — первой механистической науке об обществе. Но поскольку капиталистический режим власти продолжал меняться, а количественная революция делала его все более и более прозрачным, власть...



7 страница из 32
читать на одной стр.
Настроики
A

Фон текста:

  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Аа

    Roboto

  • Аа

    Garamond

  • Аа

    Fira Sans

  • Аа

    Times

стр.

Новый капиталистический порядок возник вместе с политико-научной революцией — революцией, которая была отмечена механистическим мировоззрением Макиавелли, Кеплера, Галилея, Декарта, Гоббса, Локка, Юма, Лейбница, а самое главное, Ньютона[6].

Часто говорят, что политэкономисты заимствовали свои метафоры и методы из естественных наук. Но мы должны отметить, что в равной степени справедливо и обратное, если даже не больше: другими словами, мировоззрение учёных отражало состояние их общества.

Рассмотрим следующие примеры:

   • Галилей и Ньютон были вдохновлены «Принцем» Макиавелли (1532). Принц неустанно преследует светскую власть ради светской власти. Его заботит не общее благо, а порядок и стабильность. И он достигает своих целей не с божественной помощью, а с помощью систематического применения сознательной рациональности.

   • «Механистическое человеческое существо» Гоббса было смоделировано по примеру маятника Галилея, колеблющегося между стремлением к власти, с одной стороны, и страхом смерти с другой, — но тогда механистический космос Галилея сам был отражением общества, в которое все больше проникают машины.

   • Ньютон мог создать мир независимых тел, потому что сам жил в обществе, которое начало критиковать иерархическую власть, восхвалять и прославлять индивидуализм. Он представлял себе либеральный мир, в котором каждое тело было бы одинокой душой в космосе, которое взаимодействует, но никогда не диктует свою волю другим телам. У Ньютона нет основной причины, только _взаимо_зависимость.

   • Декарт мог подчеркнуть непосредственность причины и следствия — листья двигаются только в том случае, если их касается ветер, — потому что он жил в мире, который все больше оспаривал религиозные тайны и вызванные церковью чудеса, которые действовали на расстоянии.

   • Лавуазье изобрёл свою формулу учёта (accounting identity), закон сохранения материи, при строительстве стены вокруг Парижа, пытаясь превратить город в запечатанный контейнер, чтобы собрать подоходный налог.

   • Дарвинистский «естественный отбор» основывался на теории популяции Мальтуса. И так далее.

Комментарии к книге «Капитал как власть: к новой космологии капитализма», Шимшон Бихлер

Всего 0 комментариев

Комментариев к этой книге пока нет, будьте первым!

РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОЧТЕНИЮ

Популярные и начинающие авторы, крупнейшие и нишевые издательства