Так что же, Куликовская битва -- выдумка древнерусских пропагандистов? Со всей твердостью отметем это предположение. Средневековым летописцам вообще не была свойственна пропагандная фантазия в нашем стиле. Нельзя и не заметить, что сознание русских радикально изменилось именно после 1380 года, избавившись от комплексов татарского погрома. В нем даже появилось презрение к некогда грозному врагу, запечатленное во множестве частушек и поговорок. "Ох, ох, не дай Бог, с татарином знаться, некрещеная душа лезет целоваться." Заметьте, все еще лезет, но уже не страшен даже русской женщине.
Чтобы разрешить загадку, обратим внимание на главную закулисную фигуру Куликовской битвы -- святого Сергия Радонежского, игумена Троице-Сергиева монастыря. Подвижник Сергий не только многие годы провел в пустыни, но и был осаждаем там бесами, которых научился побеждать в духовной битве. В более современной трактовке -- Сергий добился совершенства в контроле над телом и психикой, достиг принципиальной непоколебимости самобытия внешними и внутренними обстоятельствами.
Свою духовную силу святой передавал ученикам. Таким как Пересвет и Ослябя.
Летопись называет их чернецами, монахами, но не сообщает их христианских имен. Да и вряд ли простой монах способен выйти на важнейший поединок, предваряющий битву. Но именно так поступил Пересвет, сразившись с Челубеем.
Так, может быть, Пересвет и Ослябя влили духовную силу учителя в конкретные боевые искусства? В таком случае чернецы Троице-Сергиевого монастыря изрядно напоминают мастеров кунфу монастыря Шаолиньского, чья боевая практика базировалась на учении дзенских патриархов о невозмутимости духа.
Мастер радонежского кунфу Пересвет сражается с лучшим татарским богатырем Челубеем и оба они погибают. В каком-то смысле поединок завершается вничью. Но Челубей вооружен до зубов, сидит на коне, который тоже является воином, только четвероногим. Батыр владеет монгольским кэмпо, техникой концентрации и высвобождения энергии, которая когда-то позволила раскосым нукерам, поклонявшимся равнодушному Тенгри-Небу, играючи завоевать полмира. А Пересвет пришел на единоборство пешим, с голыми руками. Как же еще иначе, если он чернец? Где в лесной глуши выучился бы он искуссной езде на лошади и изощренным правилам конного боя в полном вооружении? Разве могли белочки и мишки быть его наставниками? Так что на самом деле смерть обоих поединщиков ознаменовала победу Пересвета.
Комментарии к книге «О тождестве были и небыли в мировой истории», Александр Тюрин
Всего 0 комментариев