Коллектив авторов Бриллианты Романовых. Загадка придворного ювелира. Часть 2
* * *
На выставке в Лондоне археолог и владелец антикварной лавки Архонт Дюваль встречает Джулию – родственницу, с которой никогда раньше не виделся. Она рассказывает ему, что в ее семье хранится реликвия их общего предка – придворного ювелира русского императорского двора Луи-Давида Дюваля. Много лет назад он разделил невероятной красоты украшение на три части и отдал двум своим сыновьям и племяннице. Зачем он это сделал и на что намекает его послание? Поиски разгадки приводят друзей в Москву.
Вся компания бодрым шагом направлялась по белому хрустящему снегу к московскому Кремлю: Архонт Дюваль, археолог и владелец антикварной лавки, его племянники Андре и Эллен, кузина Джулия и, конечно же, незадачливый швейцарский кузен Нико. Всем не терпелось увидеть наконец драгоценности дома Романовых.
– Основная часть сокровищ из Бриллиантового кабинета Екатерины Второй, где было очень много работ нашего предка, выставлена в Алмазном фонде Кремля, – Архонт быстро просматривал информацию в интернете. – Туда-то мы и направимся. Так-так-так… Это в здании Оружейной палаты.
– Как же все это волшебно звучит: Алмазный фонд… – Джулия восхищенно смотрела на красные стены Кремля, виднеющиеся за ними башенки и золотые купола соборов. – Там, наверное, много-много алмазов со всего мира, да?
– Ну, не знаю, со всего ли мира, – задумался археолог, – но их и правда должно быть много. Алмазный фонд ведь был создан еще при Петре Первом и с тех пор пополнялся самыми редкими драгоценными камнями, золотыми самородками. Туда же вошли и царские регалии – скипетр, держава и корона Российской империи. Драгоценностей было так много, что Екатерина Вторая даже одну из спален Эрмитажа полностью переделала под Алмазную комнату.
– Да, мы ведь ее видели в Санкт-Петербурге, – вспомнил Андре.
– Часть драгоценностей выставлялась, чтобы гости императрицы могли любоваться ими. Лучшие ювелиры приносили туда свои работы сразу с ценниками – вдруг кому из гостей что приглянется.
– И никому не приходило в голову ничего стащить? – восхитился Нико. После передряги в Эрмитаже ему на каждом шагу мерещились кражи и преступники.
– Кто ж его знает! – засмеялся Архонт. – Но терялись драгоценности часто. Вот в нашей семье, например, хранится письмо Екатерины Второй нашему предку – ювелиру Луи-Давиду Дювалю. Она была расстроена, что куда-то пропала панагия его работы с большим изумрудом.
– Пана… что? – переспросила Эллен.
– Панагия – это образ Богоматери, вроде большого кулона, который носят священники, – пояснил дядя.
– И не нашлась? – ужаснулась Эллен.
– А вот и нет, как раз нашлась, – ухмыльнулся Архонт, – в каком-то захудалом ящике, в который никто два года не заглядывал.
В этот момент путешественники подошли ко входу на территорию Кремля и с удивлением обнаружили табличку «выходной день».
– Ничего не понимаю, – почесал затылок Архонт, – почему выходной? Сегодня же четверг…
– Выходной, действительно, четверг, – расстроилась Джулия, изучив табличку с графиком работы. – Неужели придется отложить все на завтра?
– Как это ни обидно, но да… – Архонт растерянно смотрел на покрытые снегом ели возле древних стен, на часовых-охранников на посту. – Ничего не приходит в голову. Как же мы не проверили, когда выходной?..
– Ну, со мной такое постоянно случается, – вздохнул Нико, – куда ни приеду, везде выходной!
Эллен и Андре с улыбкой переглянулись – уж очень им нравился их забавный нелепый дядя из Швейцарии.
Однако вокруг было не совсем безлюдно, в какой-то момент к ним подошла пара – женщина и мужчина. Женщина стремительно прошла дальше, мимо охраны, показав пропуск. Мужчина же, о чем-то задумавшись, так и остался стоять рядом с Архонтом. Он был в меховой шапке, до самого носа замотанный теплым шарфом, с плотно набитым портфелем подмышкой и бумажным стаканчиком кофе в руке. Он держал кофе, думал и, кажется, чувствовал себя абсолютно своим в компании наших друзей.
Эллен тихонько тронула дядю за рукав.
– Арх, посмотри, какой смешной прохожий, он почему-то не уходит.
– Извините, я могу вам чем-нибудь помочь? – спросил антиквар.
Прохожий вздрогнул, как будто только что понял, что стоит посередине улицы, удивленно посмотрел на ребят, на Нико и Джулию и наконец перевел взгляд на Архонта.
– Да, ну да, как раз вы-то мне и нужны!
– Я?! – изумился Архонт.
– Ну конечно же, дорогой Архонт, ведь именно… я думал… дело в том…
– Постойте, постойте… – Архонт внимательно вгляделся в лицо незнакомца. – Надо же! Профессор, Сергей Иванович, это ведь вы?
– Естественно, это я! – непринужденно ответил странный профессор. – Но сейчас не об этом! Мне срочно нужен твой совет, Архонт. Это очень важно!
– Друзья, познакомьтесь: мой старый друг и коллега, профессор Никольский, какими-то судьбами оказался здесь…
– Идемте, я все расскажу внутри, – и не обращая внимания на протесты ребят, которые пытались сказать, что сегодня выходной день, прошел к охране.
Через пятнадцать минут они уже раздевались в кабинете профессора Никольского, в одном из служебных помещений Кремля. Как и следовало ожидать, в кабинете царил жуткий беспорядок. Один из шкафчиков с картотекой кто-то пытался разобрать давным-давно, но ящики так и остались стоять по всей комнате. Старые гравюры, альбомы и книги лежали повсюду. Профессор искал что-то на своем столе, теребил альбомы и перелистывал страницы.
– И куда же я ее засунул… А, вот! Архонт! Тебе это понравится, я нашел ее вчера! – Сергей Иванович торжественно протянул Архонту кусок какой-то рваной бумаги. Через минуту они оба с головой ушли в ее изучение.
– Все происходит очень быстро, я ничего не понимаю, – Эллен пыталась пристроиться на ручку кресла.
– Я понимаю только то, что откуда ни возьмись появился приятель Архонта, который, по невероятному везению, смог нас сюда провести, – пожал плечами Андре. – В общем-то, ничего необычного.
– Такого везения не бывает, – авторитетно заявил Нико, – сейчас что-то произойдет, наверняка! Либо нас выгонят, либо что-нибудь похуже.
– Ну, пока нам грозит только умереть от скуки, пока эти два историка решают загадку века, – Джулии к этому моменту удалось разгрести кусочек стула и сесть на него. – Они так застыли и молчат уже десять минут.
Тут молчание наконец было прервано вопросом Архонта:
– Где, ты говоришь, ее нашел?
– В альбоме гравюр XIX века, она лежала между страниц. Вначале я решил, что это старая рваная промокашка. Но потом заметил, что эти дырки неслучайны! И у меня в голове всплыл твой доклад о древнем приеме шифровки местности. Помнишь, ты читал его в Париже? И я шел сегодня утром по улице и думал об этом, как вдруг ты оказался прямо передо мной!
– Да-да, помню… И ты абсолютно прав. Что? – дядя рассеянно огляделся и, увидев вопросительные лица своих родственников, громко расхохотался. – Хорошо, давайте-ка все объясним.
– Для начала взгляните на этот изумительный листок, – и он протянул своим спутникам пожелтевший лист бумаги с прожженными дырками и неровным краем с какими-то сложно-разборчивыми заметками на полях. – Как вы думаете, что это такое?
– Рваный лист бумаги, – скептически ответил Андре.
– Логично, – кивнул головой Архонт, – в общем, на такое впечатление и рассчитывал создатель этой загадки.
– Здесь есть загадка?! – ахнула Эллен. Загадки были ее слабостью, она могла целыми днями только и заниматься решением загадок и поиском тайн. – А какая?
– А вы посмотрите повнимательней, – археолог взял со стола лупу и протянул ее ребятам, – в некоторых местах этой промокашки есть прожженные отверстия. Как вам уже известно, я написал ряд статей об особом виде кодирования карт.
– На карту или какой-то план накладывается вот такой листок. И в месте, где, например, спрятан клад, прожигается дырка. Таким образом, листок и карта по отдельности ничего не смогут рассказать о расположении тайника. По листку непонятно, какую именно карту надо использовать, а без листка карта – просто какая-то карта местности. А вот при наложении листа на карту место уже ни с чем не перепутаешь!
– И их можно разделить, чтобы клад было сложнее обнаружить, и спрятать по отдельности? – спросил Андре.
– Ха, но так ведь гораздо проще потерять или карту, или листок, да или оба сразу, – основываясь на личном опыте, предположил Нико.
– Наверняка бывали и такие случаи, но ведь так и надежнее спрятано сокровище!
Все это время профессор, погруженный в свои мысли, стоял рядом, но при слове «сокровище» оживился и внимательно посмотрел на приятеля.
– Архонт, ты правда думаешь, что у нас в руках ключ к сокровищам?
– Я почти уверен, что так и есть, но для начала тебе нужно распознать все эти записи на полях. Возможно, это приведет тебя к нужной карте. И если после этого тебе понадобится мой совет, я всегда в твоем распоряжении. А сейчас нам очень нужна твоя помощь, – продолжил археолог. – Ты ведь можешь сейчас провести нас в Алмазный фонд?
– Ну да, по четвергам там обычно технические проверки, но, думаю, это можно устроить, – вдохновленному мечтой профессору сейчас все было нипочем.
В сокровищнице Гохрана. Алмазный фонд Кремля
Вслед за профессором Никольским друзья вошли в помещение с деревянными панелями на стенах и красным ковром. Коридор раздваивался, и было видно, что впереди есть еще залы. По обеим стенам коридоров в стеклянных витринах сверкали драгоценные камни и слитки.
– Здесь самые крупные камни, найденные на территории России. Изумруды, сапфиры, топазы, – показывал профессор. – Знакомьтесь: самый большой золотой самородок в мире – «Большой треугольник». Между прочим, весит около 36 килограммов! А этот самородок называется «Дьявол». Похож, правда? А что вы вообще ищете?
– Современные камни очень красивы, конечно, – ответила Джулия, – но нас интересуют украшения династии Романовых.
– Наш предок – ювелир императорского двора Луи-Давид Дюваль – оставил нам этот портбукет, разобранный на части. По его следам мы приехали в Санкт-Петербург, но история бриллиантов привела нас в итоге сюда. – Архонт достал из кармана и протянул другу собранный драгоценный конус.
– Сокровища Романовых в другом зале, пойдемте, – пригласил всех за собой Сергей Иванович, с интересом разглядывая портбукет.
В следующем зале царил приятный полумрак. Витрины стояли только вдоль правой стены. Профессор сразу же направился в самый конец коридора.
– А знаете, почему мы идем сюда? – хитро подмигнул он. – Луи-Давид Дюваль, вы говорите? Вот я сразу понял, знакомое ведь имя. В этом зале есть целый ряд вещиц, сделанных им и его сыновьями. Но самый знаменитый, конечно же, Фельдмаршальский жезл!
Компания подошла к витрине, на которой лежал длинный золотой цилиндр, украшенный российскими гербами и буквами Е II – символом Екатерины Второй.
– Этот жезл изготовил ваш предок по заказу царицы. Она вручила его генерал-фельдмаршалу Румянцеву-Задунайскому «за разумное полководство», как она выразилась, после заключения мира в русско-турецкой войне, – рассказал профессор. – Ну что? Как он вам?
– Он великолепен, – согласился Архонт. – Но пока я не улавливаю связи…
– Тогда идемте сюда, здесь святая-святых Романовых, да и всей Российской империи, – Сергей Иванович перешел к центральной витрине: – императорские регалии. Большая императорская корона создана для Екатерины Второй. После нее ею короновались все российские императоры. Почти 5000 бриллиантов, два ряда жемчуга!
– Ох, какой камушек, – восхищенно вздохнула Джулия. – Вот это я понимаю – бриллиант! Сколько же здесь карат?
– Да, это всемирно-известный бриллиант «Орлов», почти 190 карат, – гордо ответил профессор. – Этот подарок украшает императорский скипетр.
– Хороший подарок, – согласилась Джулия. – От возлюбленного, наверное?
– Да, говорят, граф Орлов подарил его царице Екатерине на день рождения.
– Ого! А вот что ты мне подарил на день рождения? – подколола Эллен Андре. – Торт? И сам же его потом и съел!
Архонт улыбнулся, вспомнив, как неравнодушен его племянник к тортам.
– Однако, профессор, не будем отвлекаться, – Архонт вернулся к цели визита.
– Да, конечно. Держава с бриллиантовым крестом и Орден Андрея Первозванного сделаны сыном Луи-Давида – Яковом Дювалем…
– А что это за камень с восточной надписью? – обратил внимание на соседнюю витрину Андре. – Тоже огромный бриллиант?
– Да, алмаз «Шах». Его подарил императору Николаю Первому иранский шах. Дар, чтобы загладить вину за убийство на территории Ирана русского посла. Этим послом был талантливейший писатель Александр Грибоедов, – вздохнул профессор Никольский.
– Алмаз за человеческую жизнь!.. – ужаснулась впечатлительная Эллен.
– Да, это очень трагично, – согласился Архонт. – Но я пока никак не могу понять, что же мы ищем? И там ли вообще?
– А давайте разделимся и будем смотреть все подряд? Вдруг, кому-то повезет? – предложил Андре, – мне так частенько удавалось решить загадку.
– Вряд ли это буду я, – буркнул Нико.
Они разбрелись по залу, каждый внимательно изучал витрины, боясь пропустить что-то важное. Булавки, диадемы, ордена, драгоценные портбукеты и шпильки. Все сверкало множеством драгоценных камней.
Андре, как и все остальные, переходил от витрины к витрине, пытаясь найти хоть какую-то зацепку. И вдруг на самой крайней витрине он увидел маленькую шляпку с полосками из рубинов и бриллиантов и зеленым бантом из изумрудов. И почему-то она показалась ему очень знакомой, эта маленькая шляпка.
– Архонт, Эллен, кажется, эту шляпку я где-то видел!
– Хм, и я тоже, – Эллен быстро подбежала к витрине и в задумчивости почесала нос. – Вот только где?
– А ведь вы правы! – теперь и Архонт призадумался. – Что-то в ней есть такое, напоминающее детство, что ли… Профессор, что это за шляпка?
– Кстати, это одна из первых работ вашего предка, Луи-Давида Дюваля. Она прославила его при дворе Екатерины Второй. Скорее всего, это шляпка для куклы-Пандоры. Ты ведь знаешь о таких разорительных куколках? Они были в моде в то время.
– Императрица играла в куклы? – удивилась Эллен.
– Не то чтобы играла, но… почти, – пояснил Архонт. – Такие куклы изготавливались специально, чтобы показывать на них новейшие модные тенденции. Их наряжали в платья, делали для них крошечные ювелирные украшения, шляпки и сумочки, крошечную обувь.
– Вот им деньги некуда было тратить, – скептически заметил Андре. – Бриллиантовая шляпка для модной куклы! А детям хоть давали с ними играть?
– Маловероятно, ведь они были очень дорогие, – ответил профессор Никольский. – Итак, друзья, мы тут все посмотрели. А не пора ли нам вернуться в мой кабинет и выпить чаю с баранками и вареньем? У меня есть прекрасное малиновое с дачи!
– Да, дорогой друг, – согласился Архонт, – от такого предложения невозможно отказаться.
Всю обратную дорогу к кабинету профессора Архонт, Андре и Эллен не могли избавиться от мысли, что они забыли какую-то очень простую, но исключительно важную деталь. Эта шляпка так и вертелась у них в головах, но припомнить, с чем она была связана, они никак не могли.
В кабинете профессор уверенным жестом смахнул кучу бумажек со стола прямо на пол и гордо поставил в центр банку домашнего варенья. Вместо крышки на банке была белая бумага, ажурно обрезанная по краям. На ней чья-то заботливая рука мелко написала: «Малина, август этого года».
Андре мысленно усмехнулся, потому что в любом году август будет именно этого года, а не прошлого, и представил себя на кухне в антикварной лавке, как будто он варит варенье. Если честно, ему всегда хотелось попробовать это сделать. Кухня наполнена ароматом свежих ягод, в кастрюле что-то аппетитно булькает. Он сам раскладывает сладкую массу по баночкам и сам же подписывает банки. Так-так. Он бы подписал их вот как: «Малина. Для завтрака». Или лучше «Для размышлений»? А может, «Только друзьям. Вручить лично»? «Для дождливого ноябрьского вечера» тоже неплохо. Или нет, «Для того вечера, когда нет приключений!» Вот!
Тут его приятные размышления прервал Сергей Иванович, который уже накрыл на стол и рассадил гостей вокруг. Пока все завтракали (а варенье действительно оказалось удивительно вкусным), профессор и археолог продолжили изучать странную мятую бумажку.
– Тут четко написаны два имени: Мари и то ли Леон, то ли… – вооружившись лупой, прочитал Архонт.
– Может, Луи? Людовик? – предположил профессор.
– А еще тут есть красивый рисуночек, – Эллен обратила внимание на крошечный карандашный набросок. – Подкова и голубок с цветком в клюве – это как будто печать? Или символ?
– А тут есть цифры – 1812. Это может быть годом? – Андре изучал свой кусочек листка.
– Кем могли быть эти Мари и Луи? – задумался Нико. – Наверняка они что-то припрятали и боялись, что их поймают с поличным! Потому и разделили карту на две части.
– А ведь вы, возможно, очень близки к истине, Нико, – согласился профессор Никольский. – Если предположить, что цифры 1812 – это действительно год, то этот год очень важен.
– Чем? Чем он важен? – хором спросили Андре, Эллен и Нико.
Профессор кашлянул, глотнул чаю и начал рассказ:
– 1812 год. Это год, когда войска французского императора Наполеона вошли в Москву. Москва горела, жители специально подожгли свой родной город, чтобы он не достался врагам. Изумленный этим геройским поступком Наполеон временно занял Кремль, но огонь подступал и к его стенам. Французские солдаты грабили кремлевские дворцы, храмы – все, что жители не успели вывезти заранее. В самых крупных храмах устроили склады, а в прекраснейшем Успенском соборе – конюшню. Там же плавили золото и серебро, которое снимали с храма. На иконостасе даже висели огромные весы и были начертаны слова: «325 пудов серебра и 18 пудов золота» – столько металла было переплавлено.
Больше месяца французский император сидел в Москве, надеясь, что русский царь Александр Первый запросит у него мир. Наковальни для переплавки золота стояли и в других местах Кремля. Оклады икон, кресты – все плавили и превращали в простые куски золота, чтобы было легче увезти с собой.
– Значит, что-то они могли припрятать и не увезти с собой? То есть как раз этот самый клад? – спросил Андре.
– Конечно, ведь уходить им пришлось в спешке. Надвигалась зима, а они не были готовы воевать в холод. Зима, кстати, их в итоге и погубила, Наполеон был разбит при отступлении. Но, уходя, он взорвал часть построек Кремля, так что не все здания сохранились.
Эллен, которая все это время сидела неподвижно, вслушиваясь в каждое слово профессора, ясно представила события того холодного вечера. Ночь, мгла, поздняя осень, уже кое-где лежит снег. Солдат крадется, оставляя на свежем снегу следы, оглядывается… Вроде никого… Прячет свой клад в фундамент, убегает. Но вдруг взрыв – и все сокровища разлетаются на мелкие кусочки.
Она крепко сжала губы и запустила пальцы в волосы, которые и так уже снова все перепутались ее стараниями что-то из них заплести.
– То есть эта карта может быть бесполезной, потому что сокровища взорвались? – прошептала она.
– Не расстраивайся раньше времени, – похлопал ее по плечу дядя, – мы же не знаем, где был тайник. Он мог и уцелеть. Вот есть у меня одна зацепка, – продолжил он, и все в комнате навострили уши. Ведь когда у Архонта «была зацепка», тут-то всегда и начиналось все самое интересное.
– Я точно видел такой же рисуночек на одном из документов в парижском архиве, – археолог показал на голубка с цветком и подкову, рисунок в самом углу смятой бумажки. – Я тогда писал об армии Наполеона Бонапарта и читал сохранившиеся письма, документы, акты. В том числе и дневники его солдат. Давайте-ка свяжемся с архивом и попросим прислать нам ту страницу.
Через полчаса из Парижа пришел ответ. В длинном письме историки из архива подтвердили, что такой рисуночек часто повторяется в дневнике одного из французских солдат. Все страницы с таким изображением они прикрепили к письму. Профессор торопливо включил принтер.
Архонт и Сергей Иванович с головой ушли в изучение присланных копий. То и дело раздавались восторженные обрывки фраз:
– Этот солдат, его звали Луи Морель, и правда был в Кремле…
– Ага, тут он пишет про возлюбленную Мари, кухарку французской армии…
– Они хотели пожениться в Париже после войны… Так-так-так… И везде эти голубки и подковы…
– Наверное, это их символ?…
– Он был сыном кузнеца…
– Ему поручили работу на кузнице около колокольни «Иван Великий», он переплавлял золотые оклады икон и кресты… Наверняка что-то и для себя припрятал.
– А вот и то, что мы искали! – Архонт торжественно поднял над головой один из листков.
На странице дневника был схематичный рисунок стены с оконными проемами. Профессор Никольский положил поверх него найденный недавно лист. Прожженное пятно оказалось четко под одним из окон.
– Где же это место? – изумилась Джулия. – Неужели придется сверять все сохранившиеся постройки с этим рисунком?
– Ну, не спеши. Есть тут зацепка, – хитро подмигнул антиквар. – Помните, на одной из страниц дневника солдат пишет, что работал в кузнице около колокольни «Иван Великий»? Где, как не там, ему было проще всего спрятать золото? Отошел на минутку, поднялся, спрятал, никто и не заметил ничего.
– И ведь именно колокольня чудом уцелела после взрыва при отступлении французской армии! – встрепенулся профессор. – Срочно бежим туда!
Архонт покачал головой и похлопал коллегу по плечу.
– Обязательно! Непременно побежим, но не сразу. Тебе нужно подготовиться, взять оборудование для просвечивания сквозь многовековую штукатурку, разрешения на такую работу – пачку разрешений! На это потребуется время. Никто ведь не позволит тебе крушить стены колокольни, это мировое достояние. Вот если бы клад был у тебя дома… – тут вдруг Архонт замолчал и удивленно и очень пристально оглядел своих друзей. – Я вспомнил! Нет, правда, этого просто не может быть…
– Что?
– Что ты вспомнил?
– Арх, что ты вспомнил?
Со всех сторон посыпались вопросы.
– Шляпка! Та шляпка из сокровищ Романовых! И куколка, кукла-Пандора! Именно такая куколка, в такой шляпке висит в моей, МОЕЙ гостиной, в МОЕЙ лавке!!!
– Как это куколка висит в гости… – тут и Нико наконец понял: – Семейный портрет?!
– Да, мой дорогой друг, – засмеялся Архонт, – мы проехали полмира, побывали и в Санкт-Петербурге, и в Москве, чтобы догадаться, что разгадка истории нарисована на семейном портрете, который висит в моей антикварной лавке всю мою жизнь!
Утро следующего дня, антикварная лавка Архонта Дюваля
– Вот он, этот портрет, – Андре первым вбежал по лестнице в гостиную.
– Да, смотрите-ка, точно такая же шляпка на кукле, которую девочка держит в руках! – воскликнул Нико.
– Нам нужно внимательно оглядеть картину, – решительно сказала Джулия.
Но как они ни старались, ничего намекающего на решение загадки на картине не было.
– Надо и раму тоже изучить, – предложил Нико, – она тоже красивая.
– И разрешения ни у кого не надо спрашивать, – добавила Джулия, – потому что картина Архонта, ему и решать.
Антиквар достал металлодетектор и стал медленно водить им по всей картине. И вдруг, когда он вел прибором вдоль верхнего края, раздался громкий писк, еще и еще.
– Там что-то есть? Я угадал? – искренне изумился Нико. – Этого не может быть, наверное, там гвоздь!
Археолог осторожно снял картину со стены, перевернул ее и перочинным ножом очень аккуратно отодвинул подрамник от части рамы, украшенной завитками. Там, в небольшом тайнике в углу между сторонами рамы лежал сверток из очень старой потемневшей ткани. Архонт развернул его. Все, затаив дыхание, следили за каждым его движением, боясь пропустить что-то важное.
В свертке лежали два старинных мужских кольца и небольшой изящный дамский браслет. Драгоценные камни переливались всеми гранями, ловили солнце и пускали солнечных зайчиков. Друзья от волнения и радости боялись пошевелиться.
– А ведь на самой ткани тоже что-то написано? – заметила Джулия. – Прочитай, Арх, здесь по-французски.
Антиквар расправил ткань на столе и стал читать:
«Дорогие сыновья! Если вы читаете это письмо, вы, конечно же, встретились с вашей кузиной Анной из Лондона и догадались собрать все детали портбукета. Я знал, что вы найдете этот подарок. Так вот, эти два кольца – для вас, а браслет – Анне. Мы с кузеном, ее отцом, сильно поругались много лет назад. Я уехал из Лондона в Санкт-Петербург, так и не найдя в себе сил помириться с ним.
И только спустя 30 лет я понял свою ошибку. Но было уже поздно. Я оставил вам эти две детали, а одну отправил Анне в Лондон, чтобы загладить свою вину. А еще для того, чтобы вы втроем встретились и поняли, что только когда вы все вместе, все можно собрать, любую головоломку решить. Храните мир в семье – это самое величайшее сокровище!
Ваш отец – Луи-Давид Дюваль».
– Удивительно, – прошептала Джулия. – Ведь, получается, эти украшения теперь принадлежат нам? Ведь Анна была моей прапрапрапрабабушкой. И браслет теперь должна хранить я?
– А эти кольца для нас, – кивнул Архонт Нико.
– Здорово, вот так приключение! – согласился Нико. – Плохо только одно… что оно подошло к концу.
И, немного подумав, добавил:
– А я, в принципе, не очень занят! Давайте еще что-нибудь разыщем!?
Послесловие
Через два месяца после вышеописанных событий в антикварную лавку Архонта Дюваля почтальон принес довольно пухлый нарядный конверт с кремлевскими башенками и золотым тиснением. В нем лежали пять приглашений с таким текстом:
«Приглашаем вас посетить торжественное открытие выставки “Клад колокольни Иван Великий”, форма одежды – парадная».
Лежала в конверте и коротенькая записка, в которой московский профессор Никольский написал только четыре слова: «Мы нашли его! Ура!»
Конец
Комментарии к книге «Бриллианты Романовых. Загадка придворного ювелира. Часть 2», Коллектив авторов
Всего 0 комментариев