Служащим и рабочим представляется, что богатство предпринимателя создается только их трудом. Эта ложная идея копошится в мозгу рабочих и служащих и отравляет их душу беспокойным озлоблением. Лженаучная теория марксизма об эксплуатации труда разжигает это озлобление. С другой стороны, успех предпринимателя, коммерсант ли он, финансист или промышленник, связан не с добровольным приношением, по свободному выбору, а с ценой, размер которой не зависит от воли отдельных клиентов. Ясно, что выгодность или невыгодность предпринятого дела определяется в момент его завершения, чаще всего в зависимости от способа и удачи сбыта, т. е. уже после того, как труд рабочих давно закончен и оплачен, и что ни в какой зависимости от труда рабочих не находится. Правда, под влиянием самообмана или незнания законов рынка масса людей, пользующихся плодами деятельности предпринимателя, склонна думать, что цена зависит в полной мере от предпринимателя и что он «грабит» своего клиента, перелагая на него все свои личные расходы и вымещая на нем все свои неудачи. Так создается то предубеждение, которое распространяется обычно на предпринимателей всякого рода и возрастает пропорционально размеру предприятия и масштабу его работы. Поэтому мелкие предприниматели вовсе не вызывают нареканий, к средним относятся большей частью терпимо, а дальше, чем предприниматели крупнее, тем обычно более недоверия, зависти и злобы они испытывают.
К несчастью, предубеждения создаются нередко учеными, которые своими односторонними идеями заражают целые поколения.
Многие социальные учения порочны в самой своей основе только потому, что их авторы исходили из неправильного представления о психологии людей. Одни считают людей порочными от природы, другие, наоборот, переоценивают их светлые свойства; одни полагают, что каждый человек может быть приспособлен и подготовлен к любой профессии, достаточно лишь его надлежащим образом обучить; другие, наоборот, приписывают способности руководителей только особой породе избранных людей (элите) или какой-либо одной расе, отрицая у других людей или рас наличие подобных способностей и свойств.
Комментарии к книге «Предприниматель», Георгий Константинович Гинс
Всего 0 комментариев