«Сатурналии»

6617

Описание

«Сатурна́лии» (лат. Convivia Saturnalia — «Пиры на празднике Сатурналий», «Сатурналийские пиры») — компилятивное сочинение в жанре сочинения о древностях латинского писателя конца IV и начала V века н. э. Макробия Феодосия. Ближайшие образцы — «Пир мудрецов» Афинея или «Аттические ночи» Авла Геллия. Содержанием «Сатурналий» является беседа учёных друзей на празднике Сатурналий, посвящённая вопросу о значении Вергилия в историко-литературном отношении. Наряду с развитием главной темы затрагиваются вопросы самого разнообразного характера, причём собеседники подтверждают свои доводы цитатами из древнегреческой и древнеримской литературы, извлечёнными в большинстве случаев из утраченных в настоящее время произведений античной литературы. Благодаря этому обстоятельству «Сатурналии», не имея соамостоятельного литературного значения, являются ценным памятником античной культуры как хрестоматия. взято с википедии



1 страница из 438
читать на одной стр.
Настроики
A

Фон текста:

  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Аа

    Roboto

  • Аа

    Garamond

  • Аа

    Fira Sans

  • Аа

    Times

стр.
Макробий Амвросий Феодосий Сатурналии

Ambrosius Theodosius Macrobius. Convivia Saturnalia

Памяти Михаила Яковлевича Сюзюмова

Neque solum [doctores] vivi atque praesentes studiosos discendi erudiunt atque docent, sed hoc idem etiam post mortem monumentis litterarum assequuntur.

Cicero

От переводчика

Краткое содержание "Сатурналий" Макробия, изложенное переводчиком

Книга первая

Книга вторая

Книга третья

Книга четвертая

Книга пятая

Книга шестая

Книга седьмая

Примечания

От переводчика

Макробий - позднеантичный автор (V в. н. э.). Среди прочего до нас дошло его довольно объемистое сочинение под названием "Сатурналии", написанное в жанре "философского пира".

Традиция такого рода философских сочинений начинается с "Пиров" Ксенофонта и Платона (V-IV вв. до н. э.). В сравнении с произведениями, написанными в форме философского ("сократического") диалога, создателями которого также были оба названных автора, использование сюжета пира давало больше возможностей привлечь внимание читателя: какое застолье без беседы на самые разнообразные темы и шуток?!

Краткий очерк истории этого рода философских или, скорее, общекультурных сочинений читатель найдет в комментарии А. Ф. Лосева к "Пиру" Платона. {1} Мы же обратим внимание только на то, что Макробий, не скрывая того, пользовался материалами своих предшественников, например Плутарха, и поэтому в "Сатурналиях" можно встретить соответствующие заимствования. В предисловии к своему труду, который он посвятил сыну Евстахию, Макробий писал: "И что бы ни было добыто мной в различных свитках либо на греческом, либо на латинском языке... пусть это все будет тебе запасом знания и как бы [запасом] из неких закромов учености... и если бы когда-нибудь возникла нужда в истории... или в припоминании замечательного высказывания или деяния, [все] это было бы тебе легко найти и позаимствовать" (1. Предисловие, 2).

{1 См.: Платон. Соч. : в 3 т. М. 1970. Т. 2. С. 513-514.}

Данный перевод возник из обычных занятий латинским языком. Но автор надеется, что его труд будет полезен читателю, пока не появится перевод, выполненный филологом, и напоминает об interpretis elogium: DOVERIAI-NO-PROVERIAI.

Комментарии к книге «Сатурналии», Амвросий Феодосий Макробий

Всего 0 комментариев

Комментариев к этой книге пока нет, будьте первым!