Оператор, снявший эту сценку, хорошо знал, что такое композиционный центр картинной плоскости, и грамотно выстроил кадр. Ему помог опыт живописи и фотографии. Но почему он не догадался развернуть камеру и панорамировать за сюжетно важным объектом, ради которого вел съемку? Ответ прост: кинематограф еще не был искусством, а оператор еще не был творческой личностью, формирующей выразительное изображение. Он всего лишь крутил ручку камеры и добросовестно фиксировал действие, происходящее в поле зрения объектива. Сто лет назад этого было вполне достаточно и для первых кинематографистов, и для первых зрителей. Всех впечатляло само чудо "ожившей" фотографии, персонажи которой двигались на белом полотне экрана.
Но время шло, совершенствовалась съемочная техника, пытливо велись творческие поиски, родилось новое искусство – кинематограф, появилось телевидение. И сегодня уже не найти экранное произведение без свободного движения съемочной камеры. Стремясь достоверно показать зрителям окружающий мир, операторы применяют широкий диапазон динамических приемов, один из которых – ПАНОРАМИРОВАНИЕ.
Статика или панорама?В чем преимущество панорамного плана по сравнению с изображением, снятым с неподвижной точки?
Статичный кадр, пока он не вступил в монтажную связь с другими кадрами, исчерпывает свое значение тем, что предлагает зрителю сумму ситуаций, происходящих на одном и том же участке пространства. При съемке такого плана камера неподвижна, она пассивный свидетель, наблюдающий за развертывающимся действием.
При панорамировании камера меняет свое отношение к окружающей действительности, и к динамике внутрикадрового действия добавляется динамика съемочной камеры. ДЕЙСТВИЕ + ДЕЙСТВИЕ = 2 ДЕЙСТВИЯ, а значит, при панорамировании в каждую единицу времени зритель получает качественно иную изобразительную информацию, нежели дает материал, снятый с неподвижной точки. Экранное действие развивается не только во времени, но и в пространстве, которое "оглядывает" камера.
Такой съемочный план – это уже не "живая фотография", ограниченная рамками кадра, это стремление оператора приблизить изображение к реальной действительности.
В сущности, панорамирование – это имитация нашего взгляда, когда, поворачивая голову, мы стремимся расширить сектор обзора.
Эффект участия
Комментарии к книге «Панорамирование как творческий прием оператора-документалиста», Сергей Евгеньевич Медынский
Всего 0 комментариев