В отличие от Запада, иногда переоценивавшего авиацию, в практике построения российских ВВС не раз допускались крупные ошибки, связанные с недооценкой авиации. К началу Великой Отечественной войны не было развернуто массовое производство современных бомбардировщиков для замены устаревших ТБ-3. Не были правильно оценены начальные уроки второй мировой войны. На совещании высшего командного состава Красной Армии в 1940-1941 гг. разгорелась дискуссия по оценке ударов немецкой авиации по аэродромам противника. Молодой (не разменявший еще и третий десяток) генерал Г.П. Кравченко, один из первых в стране дважды Героев Советского Союза (в том числе за участие в боевых действиях на Халхин-Голе), утверждал: «Основным является воздушный бой. Я не верю тем данным, которые мы имеем в печати и которые говорят о большом количестве потерь самолетов на аэродромах (от ударов немецкой авиации – Авт.). Это, безусловно, неправильно». Его поддержали и другие. Нарком обороны К.Е. Ворошилов заявил, подытоживая обсуждение, что у нас «твердо установленных взглядов на использование… авиации и авиадесантов нет».
В годы войны все внимание в нашей стране уделялось фронтовой авиации и в первые послевоенные годы стратегические бомбардировщики приходилось создавать практически с нуля. Начало было положено, как известно, копированием американского В-29 и его производством, после оснащения отечественным оборудованием, под обозначением Ту-4. Но уже через несколько лет были созданы полностью оригинальные ЗМ и Ту-95, ставшие достойным ответом на американский В-52. В немалой мере успехи российских самолетостроителей были вызваны духом патриотического порыва, стремлением парировать угрозу со стороны США, открыто объявивших о планах широкого использования атомного оружия в потенциальных конфликтах. В передаче Л.Л. Кербера, Сталин в разговоре с А.Н.Туполевым так отозвался о стратегическом бомбардировщике Ту-95: «Эта ваша работа приобщила вас к самой высокой политике». Атмосфера холодной войны наложила отпечаток и на программы создания других видов вооружений. И.В. Курчатов, организатор работ по советской атомной бомбе, полушутливо говорил: «Я этого Эйзика (т.е. Д.Эйзенхауэра, президента США – Авт.) на обе лопатки положу». Ф.А.Кузьминский, директор НИИДАР (НИИ дальней радиосвязи) и главный конструктор созданной позднее РЛС загоризонтной радиолокации, любил повторять в духе Курчатова: «Мы наденем наручники на американский империализм».
Комментарии к книге «Бомбардировщики. Том I», Владимир Евгеньевич Ильин
Всего 0 комментариев