Жре'бий (юридический), универсальное средство распределения благ, тягот, общественных должностей и др., возникшее и широко распространённое во всех древних обществах. Особое значение приобрело в сельской (соседской) общине для определения наделов пахотной земли, передаваемой в индивидуальное пользование (полученный т. о. надел также называется Ж., например древнегреческий «клерос», старопольский «треб» и т. п.). В Афинах (5 в. до н. э.) Ж. применялся для назначения на общественные должности. В Древнем Риме Ж. также указывал обречённого при т. н. децимации (казни каждого десятого при групповых преступлениях или если виновный не установлен). Феодальное право и обычай сохранили Ж., в том числе для распределения наследства, тех или иных участков общинной земли, налогов и повинностей.
Ж. был непременным элементом процессуального права на Руси, дуэльных обычаев и т. п. В дореволюционной России Ж. использовался в избирательном праве (например, ст. 17 Положения о выборах в Государственную думу от 11 декабря 1905), при назначении коллегии присяжных заседателей и т. п.
З. М. Черниловский.
(обратно)Жреческие школыЖре'ческие шко'лы, школы при храмах в Индии, Египте и др. странах Древнего Востока. Предполагается, что существовали два типа Ж. ш., которые условно можно назвать подготовительными и специальными. В первых обучали чтению, письму, счёту, рисованию; во вторых учащиеся практически вводились в жреческие обязанности.
Лит.: Модзалевский Д., Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен, ч. 1—2, СПБ, 1874—77; Бернал Дж., Наука в истории общества, пер. с англ., М., 1956.
(обратно)Жречество
Комментарии к книге «Большая Советская Энциклопедия (ЖР)», БСЭ
Всего 0 комментариев