Цявло'вский Мстислав Александрович [14(26).6.1883, Нижний Новгород, ныне Горький, —Москва], советский литературовед, доктор филологических наук (1940). Окончил словесное отделение историко-филологического факультета Московского университета (1910). Основные труды посвящены изучению жизни и творчества А. С. Пушкина: книга «Пушкин в печати. 1814—1837» (совместно с Н. Синявским, 1914, 2 изд. 1938), фундаментальная «Летопись жизни и творчества А. С. Пушкина» (т. 1, опубликована в 1951), статьи (две части неопубликованного труда «История рукописей Пушкина»): «Судьба рукописного наследия Пушкина» (1937), «“Посмертный обыск” у Пушкина» (опубликовано в 1962) и др. Ц. — редактор и комментатор собраний сочинений Пушкина, Л. Н. Толстого. Некоторые работы Ц. созданы в соавторстве с его женой и сотрудником Т. Г. Цявловской.
Соч.: Статьи о Пушкине. [Предисл. С. Бонди], М., 1962 (лит.).
Лит.: Цявловская Т. Г., О работе над «Летописью жизни и творчества Пушкина», в кн.: Пушкин. Исследования и материалы, М. — Л., 1953.
В. И. Масловский.
(обратно)ЦянЦян(самоназвание — жума, жумэй), народность в КНР, близкородственная тибетцам. Живут преимущественно в провинции Сычуань. Численность около 36 тыс. чел. (1953, перепись). Язык Ц. относится к тибето-бирманским языкам. Основные занятия — земледелие (ячмень цинкэ, пшеница, просо, гречиха), скотоводство (крупный и мелкий рогатый скот, свиньи), развиты также охота, ремесло (ткачество). Дома каменные, двухэтажные. Мужская одежда — куртка, безрукавка, штаны с поясом, женская — кофта, юбка, передник, иногда халат. До середины 20 в. господствовали феодальные отношения. Среди Ц. были распространены ламаизм, культы сил природы, культ гор.
Лит.: Народы Восточной Азии, М. — Л., 1965.
(обратно)ЦяньлунЦяньлу'н,Хун Ли (25.11.1711, Пекин, —там же), император (1736—96) маньчжурской династии ЦинвКитае. При Ц. маньчжуро-китайские феодалы вели завоевательные войны против Джунгарского ханства, уйгурских княжеств восточного Туркестана, против Бирмы, Вьетнама, Непала. Правление Ц. было ознаменовано гонениями на китайских патриотов, запретами и сожжениями книг, в которых маньчжурские властители усматривали критику своего господства. С конца царствования Ц. начался упадок маньчжурского владычества в Китае. В 1796 Ц. отрёкся от престола в пользу своего сына Юняня.
(обратно)
Комментарии к книге «Большая Советская Энциклопедия (ЦЯ)», БСЭ
Всего 0 комментариев