Разве вы не замечали различие между разными типами молчания? Иногда человек замолкает из-за гнева, поэтому в его молчании присутствует гнев. Человек молчит, но в действительности он не безмолвен; он выражает свой гнев посредством молчания. Иногда человек молчит в печали. Он молчит, но все равно что-то говорит. Каждая частица его тела говорит о том, что он грустит. Об этом говорит его лицо, глаза, жесты. Садясь, он грустит, и вставая, он грустит. Вокруг него тягостная атмосфера. Складывается такое впечатление, словно ему на грудь положили тысячу килограммов груза. Иногда человек замолкает, потому что ему нечего сказать. В его молчании будет пустота, праздность, отрицательность. Вы поймете, что этот человек молчит потому, что, по сути, он пустышка.
Кувшин не звучит, когда он абсолютно пуст. Кувшин также не звучит, когда он доверху полон. Он пустота и наполненность - это совсем разные вещи. Один человек не говорит потому, что ему нечего сказать, и вы ощутите отрицательность этого явления, ведь в нем чего-то недостает. Другой человек не говорит потому, что он способен сказать слишком много. Как он может сказать это? Ему нужно так много вложить в слова, что он будет все время молчать. Речь не может вместить то, что он хочет сказать, язык слишком слаб. И из-за того, что человек хочет сказать настолько громадные вещи, что их невозможно облечь в слова, он постоянно молчит. Кувшин полон, в нем царит всепоглощающая тишина, но это очень положительное состояние. Это не отрицательное состояние. Это не пустота, не ничто. Здесь все определяет цельность, полнота. Вы узнаете о том, что этот человек не испытывает ни в чем недостатка, что вокруг него разлито божественное богатство.
Именно это мы подразумеваем под словом Ишвара, Бог. Присутствие Бога можно ощутить в присутствии этого человека. Он полон до краев. В нем может не оказаться его самого, но он все же полон божественного. Никто из тех, в ком нет его самого, не бывает по-настоящему пустым. Человек пуст только тогда, когда в нем нет божественного. Мистик, мудрец сам устранился и позволил Богу войти в себя; он стал троном, на котором воссело божественное.
Комментарии к книге «Последняя утренняя звезда», Бхагван Шри Раджниш
Всего 0 комментариев