Елеосвящение, как христианское таинство, ведет начало свое от Самого Иисуса Христа. Когда Господь, избрав 12 апостолов, послал их с проповедью по городам иудейским, они многих недужных помазывали маслом, и те исцелялись (Марк. VI, 13). Без сомнения, посланные Господом апостолы совершали это по данной им власти от Господа, согласно с его волей, и таким образом елеосвящение представляется здесь как учреждение Господа.
Неясно высказанная здесь воля Господа о сем вполне ясной должна была сделаться для апостолов по воскресении Господа, когда Он, являясь им в продолжение 40 дней, говорил им о Царствии Божием (Деян. 1, 3).
Со всей ясностью и определенностью об этом таинстве говорит Ап. Иаков. «Болит ли кто в вас, – пишет он, – да призовет пресвитеры церковные и да молитву сотворят над ним, помазавше его елеем, во Имя Господне и молитва веры спасет болящего, и воздвигнет его Господь, и аще грехи сотворил есть, отпустятся ему «(Иак. V, 14-15).
Божественное учреждение сего таинства видно здесь из связи речи. Апостол говорит здесь о елеосвящении не как о чем-либо новом, чего прежде не знали христиане, а только указывает им на это врачебное средство как уже на существовавшее и общеизвестное между ними, которым и заповедуют пользоваться в случае болезней. При том известно, что апостолы ничего не проповедовали сами от себя (Галат. I, 11-12), но учили только тому, что заповедал им Господь (Мф. XXVIII, 20) и что внушал им Дух Святой (Иоан. XVI, 13); и отсюда они называли себя только слугами Христовыми и строителями тайн, а не установителями (1 Кор. IV, 1).
И, следовательно, и елеосвящение, заповедуемое здесь Ап. Иаковом, установлено и заповедано Самим Господом. А что оно действительно есть таинство, видно из того, что, кроме Божественного установления, ему усвояются и чувственный знак – помазание больных елеем с молитвой, и соединенное с этим внешним знаком сверхъестественное действие благодати – исцеление болезней и отпущение грехов.
После елеосвящения больной выздоравливает не всегда, но только тогда, когда
а) принимает это таинство с верой;
б) когда выздоровление его угодно Промыслу Божию.
Если бы после елеосвящения человек выздоравливал всегда, то он мог бы никогда и не умирать, что противно воле Божией, назначившей человеку смерть после его грехопадения.
Комментарии к книге «О таинстве елеосвящения», Григорий Михайлович Дьяченко, протоиерей
Всего 0 комментариев