Жанр:

«Библейские смыслы»

5196

Описание

Книга составлена на основании магнитофонных записей лекций и бесед Б. И. Бермана (1957-1992) – преподавателя Еврейского Университета Бар-Илан (Израиль), директора и научного руководителя «русских программ» в Педагогическом Институте им. Я. Герцога в Иерусалимском Институте Д. Хартмана; Б. И. Берман – автор книг «Шма» (Иерусалим, 1990 г.) и «Сокровенный Толстой» (Москва, 1992 г.). В «Библейских смыслах» подробно и последовательно раскрываются те подлинные смыслы и значения библейских текстов, которые они имеют на языке первоисточника, адекватный перевод с которого на европейские языки далеко не всегда возможен. Такого рода знания до сих пор почти не были востребованы русской культурой. Первая книга «Библейских смыслов» выявляет библейский взгляд на истоки той драматической ситуации, в которую поставлен человек на Земле, и осмысливает этапы вхождения зла в человеческую жизнь. Эта книга охватывает первые семнадцать глав книги Бытия, где речь идет о Днях Творения, о грехопадении Адама, о Каине, допотопном растлении, Потопе, Вавилонском строительстве и о начале пути Авраама. Обширные...



1 страница из 213
читать на одной стр.
Настроики
A

Фон текста:

  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Аа

    Roboto

  • Аа

    Garamond

  • Аа

    Fira Sans

  • Аа

    Times

стр.
Борис Берман Библейские смыслы * Раздел первый. ВНАЧАЛЕ * I. ТЬМА И СВЕТ

Тора открывается возвещением о том, что Бог сотворил Небо и Землю.

Первые слова Библии звучат на языке подлинника так:

Берешит бара Элоким эт hа-шамаим вэ-эт hа-арец [1].

Адекватно перевести эту фразу чрезвычайно сложно. Попробуем растолковать значение каждого слова.

Слово Элоким (Бог) есть множественное число слова Элоаh, происходящего от корня «эле» – указательного местоимения «эти», обозначающего явления в объединенности и единстве: «все эти». Элоаh – то проявление Всевышнего, которое объединяет явления Мира. Если для язычников Мир распадается и у каждой части его есть свой источник, свое божество, то Элоким означает, что есть Единый Источник всех сил, существующих в этом Мире.

Элоким – Бог всего Творения, его Творец, Законодатель и Судья в Мире.

Он устанавливает Закон и порядок, дает «меру» этому Миру. Евреи так и называют Элоким – «мера Закона», «мидат hадин». Употребляется слово Элоким и в человеческом общежитии для обозначения тех, кто дает обществу закон, овладевающий хаосом и анархией.

Корень слова «бара» (сотворил) родствен корню слова «убежал», «ушел», «вырвался наружу». По чисто лингвистическому смыслу «бара» – это выход изнутри наружу. Бара Элоким – выведение из Себя Мира. В словах этих определен процесс, идущий от состояния, предшествующего сотворению и радикально отличающемуся от него состоянию творения. Первое состояние или первая ступень (уровень) Божественного Деяния выражается в понятии ацелут, то есть эманации, истечения из Себя. Второе состояние или вторая ступень (уровень) выражается в понятии брия, творение.

Ацелут – не более, чем неопределенное Божественное желание иметь

Творение. Мир Брия – это мир Мысли Творения, его общего Замысла. В состоянии брия Мир существует только в Мысли (Хохма) Элоким. Слова «бара Элоким» говорят о том, что Бог сотворил, вывел из Себя, породил Замысел Творения.

Комментарии к книге «Библейские смыслы», Борис Берман

Всего 2 комментариев

П

Потрясающий цикл лекций по Библейской экзегезе книги Берешит (Бытие).

П

Увлекательное и занимательное преподавание экзегезы книги Берешит. Всё по-существу и по-полочкам!

РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОЧТЕНИЮ

Популярные и начинающие авторы, крупнейшие и нишевые издательства