Рассмотрев правосудность, мы, соблюдая должную последовательность, переходим к рассмотрению мужества. Мы исследуем, во-первых, добродетель мужества как таковую; во-вторых, её части; в-третьих, соответствующий ей дар; в-четвёртых, подобающие ей предписания.
В отношении мужества должно исследовать три вещи: во-первых, мужество само по себе; во-вторых, его основной акт, а именно мученичество; в-третьих, противные мужеству пороки.
Под первым заглавием наличествует двенадцать пунктов:
1) является ли мужество добродетелью;
2) является ли оно особой добродетелью;
3) связано ли мужество только с отвагой и страхом;
4) связано ли оно только со страхом смерти;
5) проявляется ли оно только в военных делах;
6) является ли его главным актом стойкость;
7) определён ли его акт к собственному благу;
8) находит ли оно удовольствие в собственном акте;
9) имеет ли дело мужество в первую очередь с внезапными опасностями;
10) использует ли оно в своём действии гнев;
11) является ли оно главной добродетелью;
12) сравнение его с другими главными добродетелями.
Раздел 1. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ МУЖЕСТВО ДОБРОДЕТЕЛЬЮ?С первым [положением дело] обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что мужество не является добродетелью. Ведь сказал же апостол, что добродетель «совершается в немощи» (2 Кор. 12:9). Но мужество противно немощи. Следовательно, мужество не является добродетелью.
Комментарии к книге «Сумма теологии. Том IX», Фома Аквинский
Всего 0 комментариев