«ГНОЗИС.Том 2й. Экзотерический Цикл»

560

Описание

отсутствует



Настроики
A

Фон текста:

  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Аа

    Roboto

  • Аа

    Garamond

  • Аа

    Fira Sans

  • Аа

    Times

ГНОЗИС.Том 2й. Экзотерический Цикл (fb2) - ГНОЗИС.Том 2й. Экзотерический Цикл [calibre 2.55.0] (Гнозис - 2) 703K скачать: (fb2) - (epub) - (mobi) - Борис Петрович Муравьев (историк)

Boris Mouravieff

GNOSIS

BOOK TWO

The Mesoteric Cycle

STUDY AND COMMENTARIES

ON THE ESOTERIC TRADITION

OF EASTERN ORTHODOXY

PRAXIS INSTITUTE PRESS

Борис Муравьев

гнозис

том второй

Мезотерический Цикл

ОПЫТ КОММЕНТАРИЯ К

ЭЗОТЕРИЧЕСКОМУ ПРЕДАНИЮ

ВОСТОЧНОЙ ЦЕРКВИ

«СОФИЯ» 1998

предпосылки единства на планетарном уровне. Формирование Личности в контексте современной жизни. Переход общественной жизни на более высокий уровень сознания.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ: ВСЕЛЕННАЯ ВВОДНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ

ГЛАВА ВОСЬМАЯ

Функционирование боковой космической октавы. Абсолют и понятие телесной жизни. Два аспекта Воображения. Систематрех космических октав. Возможность перехода от Закона Семи к Закону Трех посредством поступательного двойного сокращения. Женская и мужская силы во второй и третьей космической октаве. Откровение универсально и всегда соответствует контексту и нуждам эпохи.

ГЛАВА ДЕВЯТАЯ

Соотношение Абсолютов I, II и III. Зачатки идеи Божественной Троицы в некоторых дохристианских религиях. Святая Троица в Ее проявлении с необходимостью принимает три ипостаси: Отец, Сын и Святой Дух. НОЛЬ как творческое начало. Числа ОДИН и ДВА; их божественные атрибуты. Интерпретация Абсолюта II как целого, с которым символически соотносится число ЧЕТЫРЕ. Число ТРИ как символ женского начала Творения. Границы подвластного Абсолюту III.

ГЛАВА ДЕСЯТАЯ

Октавы излучения в его преломлении принципиальной структурой вселенной — от Абсолюта через Звездный Мир и Мир Планетарный до Мира Спутников.

Таблица водородов, воспроизводящая суммарную шкалу типов вещества во всем Макрокосме. Ее приложение к человеку.

ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ

Питание Вселенной. Питание физического и психического организма человека в контексте трех взаимозависимых шкал. Трансмутация водородов в октавах пищи, дыхания и впечатлений. Заполнение интервалов. Возможность двух видов использования половой энергии. Необходимость сознательных усилий для приобретения тонких водородов.

Рис. 1

«То put God in their debt».

1 Так в тексте. — Ред.

«Planes and heavens».

Каждый Космос, не будем забывать, полон жизни. Если параллельно Большой Октаве мысленно проследовать по октаве боковой, то над отведенным нам уровнем органической жизни на Земле (нота ЛЯ) мы обнаружим два вышележащих, т. е. высших уровня: здесь боковая нота СИ соответствует ноте ФА Большой Октавы — Мезокосму, а боковая нота ДО — ноте СОЛЬ Большой Октавы, Дейтерокосму, — т. е. Абсолюту II, или Христу. Это и есть высший из доступных человеку внешнему уровней — духовный уровень, «третье небо» в видении св. Павла, тогда как промежуточному уровню соответствует в этом измерении уровень психики — души.

Описанную целокупность образует треугольник (см. рис. 1), состоящий из шести факторов: пяти нот и интервала между ДО и СИ, заполненного волей Абсолюта II, т. е. Любовью.

На промежуточном уровне мы видим элементы, обеспечивающие, в частности, возникновение и последующее существование «души» (Микрокосма), а также — в целом — психофизическое существование органической жизни на Земле. (Само по себе возникновение этой жизни восходит к иному источнику, но об этом позже.) Этот уровень заполнен волей Абсолюта II и включает в себя атмосферу в широком смысле слова, а именно Мезокосм — область, которая содержит несколько психических уровней1, от самого грубого (СИ) до самого тонкого у.

Для позитивистского мировосприятия (т. е. восприятия, ориентированного на мир непосредственно воспринимаемых явлений) эзотерическая работа всецело определяется поиском фактов. При таком подходе и в эзотерической области все опять-таки сводится лишь к наличию и фиксации тех или иных конкретных проявлений, которые оправдывали бы саму затею исследований такого рода или хотя бы удовлетворяли любопытство исследователя. Здесь-то его и подстерегают упоминавшиеся ловушки — тончайшие соблазны ума, уводящие в мир губительных иллюзий. Получить желаемые «факты» из области ноты СИ, к которой принадлежит и человеческая Личность, достаточно просто. Если Личность прочно связана с физическим телом, то она, как правило, неспособна входить в непосредственную связь с этим уровнем. Однако некоторые так

Эти соображения позволят уяснить, почему развитие человека столь тесно связано с расширением Луча Творения. Вхождение в Цикл Святого Духа не должно было привести к тому кризису, какой мы наблюдаем сегодня, поскольку переход от РЕ к ДО не предполагает пересечения какого-либо интервала. Причина кризиса кроется в следующем: несмотря на то что человечество оказалось перед целым рядом задач, поставленных перед ним Временем и связанных с активизацией ноты- уровня ДО (см. выше, рис. 2), в целом сегодня оно все еще зависает между ФА и МИ, поскольку лишь отчасти пересекло интервал, который без труда преодолело бы, если бы полностью было воспринято Таинство Откровения.

(2)

С секцией «человек» соотносится человек внешний, еще не развитый в эзотерическом плане, т. е. человек «№№ 1, 2, 3», жизнь которого сведена к функционированию его неразвитых низших центров.

Подлинная эволюция, — эволюция эзотерическая, — есть то, в процессе и за счет чего он станет вначале сверхчеловеком,

затем христианином, затем святым наравне с отцами Церкви. На схеме трудность перехода в развитое состояние отражена тем, что сверхчеловек соседствует с человеком не по горизонтали, а по вертикали, т. е. предполагается восхождение, символизируемое Лестницей (см. т. I, гл. XX, рис. 56—57). Черта, отделяющая человека от сверхчеловека, — это второй Порог, на котором пребывает человек «№ 4». С секцией сверхчеловек соотносится человек «№№ 5 и 6». Весь размах

-сО 'ОЧ О

*Ч о

Рис.5

В качестве нейтрализующей силы эта комбинация из четырех нот — СИ, ЛЯ, СОЛЬ и ФА — образует метод, посредством которого психика вовлекается в процесс соединения двух воль: мужская и женская воли объединяются в акте зачатия,который осуществляется в ноте МИ с образованием зародыша в ноте РЕ. После своего физического рождения плод такого союза, обретя автономность, войдет в интервал между нотами ФА и МИ первой боковой октавы и тем самым выполнит отведенную ему космическую функцию.

(6)

В этом процессе раскрывается второе божественное упреждение1. Мы помним, что первым было введение Закона Семи,т. е. такого изгиба линии Времени, который предохраняет Творение от уничтожения при рождении (т. I, гл. VIII, §§ 4—6: гл. X, §§ 1—2). Второе действие Промысла состоит в постепенном

1 «Artifice»: изобретение, уловка. Т. е., как и в случае Закона Семи, речь идет о некоей предусмотренной Промыслом дополнительной мере — вспомогательном средстве, которое является искусственным— «artificial». —Прим. ред.

сокращении второй и третьей космических октав (т. е. первой и второй боковых) во избежание действия Закона Семи, который в синтезе трех сил Закона Трех, организующих все целое Творения, сводит гамму до трех нот.

(7)

Как указано в тех же главах первого тома, Абсолют, добровольно ограничив Себя тремя условиями1 Творения, сообразно Своему замыслу создал Вселенную как систему Космосов в соответствии с Законом Семи. Луч Творения, образующий октаву, состоит из семи нот этой гаммы.

Первая боковая октава (или вторая космическая) фактически содержит, как мы уже знаем, только пять нот, так что расстояние между двумя интервалами в ней

Творение и постоянное обновление этих видов материи, этих субстанций продолжается на всем протяжении трех октав согласно Закону Трех следующим образом:

Нейтрализующая сила первой триады входит во вторую триаду в качестве

Китайский тип

Еврейский тип

Индийский тип

Иранский тип

Романо -германский тип — в высшей точке развития; появляются признаки упадка;

Североамериканский тип — на пути к формированию.

Одним из преимуществ такой классификации является то, что она позволяет определить точный смысл нередко смешиваемых понятий культура и цивилизация. Под культурой мы будем подразумевать все относящееся к психологическому и духовному планам, что является достоянием всех представителей данного типа. При этом предполагается, что каждый народ из такого рода группы является носителем специфической культуры. Вместе они образуют компоненты культурного содержания данного культурноисторического типа. Такой подход позволяет установить подлинное историческое значение каждого народа — большого или малого — с учетом неповторимости его культурного гения.

Это, в частности, означает, что духовный прогресс прямо зависит от культурного развития человечества.

Под цивилизацией мы будем подразумевать совокупность результатов, достигнутых вследствие технического прогресса в самом широком его понимании.

Из всего сказанного следует, что уникальные элементы культуры всегда национальны . Не существует и не может существовать интернациональная культура', в противном случае цивилизация (в используемых нами терминах) имела бы естественную склонность к приобретению в процессе своего развития интернационального характера и в конце концов охватила бы весь мир.

Ill

(1)

Теперь становится очевидным, что всякая политика принудительной ассимиляции есть не что иное, как насилие над природой.

Однако не следует полагать, будто оригинальность культурно-исторических типов приводит их к противостоянию. Наоборот, точно также, как особенности каждой национальности обогащают тот тип, которому они принадлежат, оригинальность типов в принципе должна способствовать образованию гармонично связанного целого, являющегося достоянием всего человечества. Ведь несмотря на враждебность, по видимости неизбежную в отношениях этих типов, будь мы лишены того, чем одаривает — или должен одаривать — нас каждый из них,

Рис. 14

Когда эмоциональный центр лишен возможности выполнять свои обычные функции, число связей между центрами уменьшается с двенадцати до четырех. Восемь же связей, соответствующих наиболее утонченным и возвышенным составляющим человеческой морали, исчезают. Это происходит по причине тех изменений, которые в данном случае неизбежны в структуре как интеллектуального, так и двигательного центра. Они приводят к такому истощению обоих центров, что их эмоциональные секторы в функциональном отношении практически исчезают, поскольку источник их — эмоциональный центр — находится в состоянии летаргии. Таким образом, и у интеллектуального, и у двигательного центра остается лишь четыре активных сектора из шести.

В психологическом плане это означает то, что когда Личность человека оказывается в несбалансированном состоянии, им начинают управлять исключительно интеллектуальные и инстинктивнодвигательные соображения. Такой химерический тип человека довольно часто встречается в наше время в культурных слоях общества. Такие люди зачастую обладают мощным интеллектуальным потенциалом, но поскольку интеллект по своей природе агностичен, они, будучи лишены возможности руководствоваться компасом эмоционального центра, становятся аморальными. Для них позволено все, что не запрещено, точнее сказать, что не наказуемо.

Когда человек такого типа испытывает потребность в релаксации (что само по себе вполне правомерно), он подпадает под власть своих телесных инстинктов. Его телесное «Я» в этом случае замещает собою «Я» несбалансированной Личности. Между тем телесное «Я» пользуется исключительно двигательным центром, который также становится в этом случае ущербным. Поскольку из его шести секторов остались лишь четыре, он также лишен компаса. И человек отдается «маленьким радостям» или «великим страстям», с помощью которых утоляет все свои прихоти, порождаемые неутомимым воображением, в то время как его двигательный и интеллектуальный центры питаются энергией, похищенной у полового центра.

(8)

Описанный выше феномен распространен гораздо более, чем может показаться на первый взгляд. Именно поэтому мы уделили его анализу целую главу. Разумеется, для большей наглядности мы рассмотрели крайний случай, однако

Рис. 16

В психическом организме описываемого типа эта «шапка»-опухоль подменяет собой эмоциональный центр, работая при этом на полную мощность, а именно замещая подлинные чувства ощущениями, пропитанными узурпированной половой энергией. Благородная чувствительность сердца заменяется, таким образом, плотской чувственностью. У человека такого типа влияния Абсолюта III совершенно подменяют собой влияния Абсолюта II. Гипертрофированный интеллектуальный центр перевешивает здесь всю остальную Личность, и такой человек принимает во внимание лишь собственные соображения. Говоря языком Традиции, он никогда не прекращает распинать Христа.

1 «Tumour of psyche»; под термином «психическое» следует понимать тонкую материю «астрального плана» (см. т. I, прим. 1 на с. 97). —Прим. ред.

Половая энергия СИ-12 по своей природе разнится от чистого чувства СОЛЬ-12, хотя и обладает такой же чистотой. Энергия СОЛЬ-12 у человека такого типа отсутствует напрочь — поэтому он и попадает под власть энергии СИ-12. Пока сохраняется данная ситуация, человек этот не способен хоть как-либо сопротивляться такому господству. Да он и не видит в этом необходимости, пока дремлет позитивная часть его эмоционального центра, и с готовностью следует половому влечению, которое при таком состоянии психических центров становится неконтролируемым и неодолимым. Поэтому даже в моменты релаксации внутреннее самовосприятие этого человека, с молчаливого одобрения Личного «Я», для которого главное — смена впечатлений, заполняет не Истинное Я, а диктующее свою волю «Я» плотское.

Описанной ситуацией объясняется абсурдность жизни внешнего человека. При всем ее видимом разнообразии она скользит в ничто, исподволь руководимая удручающе стандартным принципом cherchez lafemme...

Из-за кулис бодрствующего сознания, под гипнотизирующими и усыпляющими лучами лунного света Абсолют III осуществляет свое деспотическое владычество над человеком. И человек с радостью приносит ему дары, в итоге жертвуя своей жизнью. Более того, это полностью соответствует Всеобщему Закону, ибо без своего воспроизведения, обеспечивающего воплощение Душ, род человеческий прекратил бы свое существование, и наш Луч Творения угас бы.

Чтобы завершить наше описание и поместить только что исследованный тип в

Рис. 17

Cipyirvpa -таит-

Рис. 18

Отметим определенное сходство между этой схемой и той, что приведена на рис. 15. Эмоциональный центр в обоих случаях дремлет. Однако на последней схеме соотношение развитости интеллектуального и двигательного центров обратное и «шапка» расположена в другом месте, покрывая теперь негативную половину интеллектуального центра. Она дает человеку «№ 1» данного типа возможность поставить свой подчас высокоразвитый интеллектуальный центр на службу духу злодейства, являющемуся выражением его животных инстинктов. Именно благодаря этой «шапке» такой человек испытывает неистовое веселье по поводу удачно осуществленных преступных замыслов. Проявляется же оно через его гипертрофированный двигательный центр.

В то время как человек «№ 3», обладающий наклонностями мошенника или подлеца, как правило, тщательно следит за тем, чтобы не преступить границы закона, человек «№ 1» данного типа в этом отношении безрассуден. Это объясняется тем, что хотя его «шапка» и способствует использованию интеллектуального центра для осуществления преступных замыслов, она же не допускает размышлений о неминуемых последствиях таких поступков.

С одной стороны, именно это отличает беспринципное жульничество человека «№ 3» от поведения только что рассмотренного типа человека «№ 1». Это также

Рис. 20

Главными отличительными чертами рыцарского типа являются дух справедливости и преданность долгу, присущие ему в исключительной степени. Рыцарь ищет подвигов, даже если за них придется заплатить жизнью, и с радостью идет на любой риск во имя своего прекрасного идеала. Не следует думать, что такой тип Рыцаря характерен только для дней минувших, а сегодня напрочь исчез: он существует в любую эпоху. Однако в среде «№ 3», свойственной нашей эпохе, люди такого типа редко приходят к власти. Современные критерии соответствующего отбора требуют, чтобы претенденты на руководящие роли обладали определенной гибкостью характера, способностью к компромиссам, что совершенно чуждо самой природе Рыцаря. Если он и принимает участие в гонке к вершинам человеческой иерархии, то довольно быстро выбывает из игры — либо по собственной воле, либо под неизменным бесстрастным давлением обстоятельств. Людей такого типа можно встретить во всех слоях общества, однако в нашей интеллектуализированной среде они чаще всего неудачники как в делах, так и в политике. С другой стороны, они вполне могут добиться успеха на военном поприще или государственной службе, или посвятив себя благотворительной деятельности. Разный уровень развития и особая структура интеллектуального и двигательного центров наделяют людей «№ 2» этого типа целым рядом психических и психологических оттенков. Кроме описанного классического типа Рыцаря существуют и другие, относящиеся к той же категории, в частности, Монах-отшельник, Пророки Апостол. Сюда же можно отнести разного рода людей искусства.

(6)

Случай четвертый.

Существует и другой тип деформации Личности человека «№ 2». Встречается он довольно редко, в основном на православно-христианском, мусульманском и индуистском Востоке. Это тип блаженного-

богомольца, или юродивого. Соответствующая схема может быть представлена следующим образом:

1Л11ЧНОСТ^^_^^~ Истин нос Я

С учетом плотского «Я» та же схема принимает вид:

Как мы уже знаем, у внешнего человека Истинное Я проявляется очень редко и разве лишь в качестве советчика. Иными словами, оно пассивно по отношению к Личному «Я». Однако в некоторых сложных ситуациях Истинное Я вторгается в обычно дремлющую позитивную часть низшего эмоционального центра, мгновенно ее пробуждает и ее посредством посылает предупреждение Личности. Такого рода предупреждения, впрочем, Личность предпочитает игнорировать. Что же касается телесного «Я», то у взрослого человека оно, как правило, достаточно развито. Кроме разве что случаев сильного шока или неожиданных впечатлений, тело прекрасно знает, что необходимо ему для нормального самочувствия, для отдыха, получения удовольствия и удовлетворения прочих потребностей.

Личность живет в теле и проявляет себя через его органы. По этой причине Личное «Я» в подавляющем большинстве своих проявлений зависит от «Я» плотского. Истинное Я, в свою очередь, проявляет себя через Личность. Именно поэтому внешний человек настолько от нее зависим. Но через Личность же он зависим и от плотского «Я». Действительно, ведь в приступе горячки или, например, зубной боли внешний человек зачастую утрачивает все свое благородство и духовность.

Как показывает предыдущая схема, в человеке все взаимосвязано.

Вместе с тем каждое из трех «Я» подчиняется своим правилам и стремится к достижению собственных целей, пользуясь для этого услугами Личности. Так, когда плотское «Я» чувствует потребность в пище, Личность принимает все необходимые меры для того, чтобы приобрести, приготовить и поглотить необходимые продукты. В этом примере плотское и Личное «Я» несколько раз меняются ролями исполнителя и консультанта. Если проследить всю процедуру, венцом которой становится сама трапеза, можно увидеть, что такая смена знаков (+) и (-)происходит десятки раз, хотя, в общем, Личность служит плотскому «Я».

Смена знаков, хотя и менее интенсивная и разнообразная, имеет место также в отношениях Личности внешнего человека с его Истинным Я. Личное «Я», вообще говоря, более активно, нежели истинное, в том смысле, что следует советам Я только когда находит это уместным и лишь в очень редких случаях (о праведных здесь речь, разумеется, не идет). Однако это не означает, что «Я» Личности не ведает о наставлениях и предупреждениях Истинногол: Личность прекрасно осведомлена относительно ценности и важности этих указаний — по крайней мере в тех случаях, когда человек оказывается перед важным выбором.

Если Личное «Я» не подвергается при этом значительным внешним или внутренним воздействиям (каковыми для интеллектуального центра являются, например, внезапно открывшиеся заманчивые перспективы и увлекательные идеи, для эмоционального — симпатии и антипатии), оно не находится под властью желаний плотского «Я» и может воспринимать и учитывать указания, исходящие от Истинного Я сообразно уровню развития несовершенной Личности, вообще в соответствии с ее способностью понимания, — как, например, в случае Десяти заповедей. Но чаще всего для Личности это «слишком сложно», и человек оставляет предупреждения Истинного Я без внимания. Тем не менее, Личное «Я» прекрасно знает, что указания, посылаемые ему от Истинного Я, всегда уместны, — знает настолько определенно, что, проигнорировав их, человек безотчетно ощущает горький осадок. Именно поэтому поступки, продиктованные лицемерием, трусостью, вероломством, завистью, мстительностью и прочими проявлениями человеческой низости, никогда не уходят бесследно в прошлое: в глубине сердца остается смутная горечь и растущая тоска. Животная радость от обретения власти насилием или преступлением никогда не компенсирует последующих угрызений совести, даже если удалось все скрыть и остаться безнаказанным.

Поэтому в общем, несмотря на такое беспардонно-потребительское отношение к Истинному Я, Личное «Я» все же невольно к нему прислушивается. Еще более усложняет ситуацию тот факт, что впечатления, остающиеся после таких конфликтов с самим собой — конфликтов в общей внутренней установке, — почти невозможно стереть из памяти. По мере умножения безрассудных поступков Личного «Я», совершенных вопреки однозначным предостережениям и даже окрикам Истинного Я, сила и размах таких конфликтов возрастают.

Наряду с этим человеческая Личность слишком часто бросается в другую крайность — во власть плотского «Я».

Истинное Я не испытывает ни малейших сомнений — они попросту не присущи ей по определению; но и плотское «Я» в большинстве случаев ведет себя точно так же. Вот почему когда оно поднимает голос, его односложные высказывания звучат как приказы, обжалованию не подлежащие. Именно поэтому внешнего человека, в бессознательном отождествлении слившегося со своей Личностью, по сути, неизменно раздирают противоположно направленные силы — веления бессмертной души и бренной плоти.

Если Личности, к счастью или, точнее, к несчастью, все же удается игнорировать указания Истинного Я, то в отношении «Я» плотского редко помогает даже самая гибкая дипломатия. Эта борьба лишенной целостности, а потому слабой Личности с плотским «Я» несмотря на все маневры, жульничества и ложь себе и другим чаще всего заканчивается ее поражением. В большинстве таких случаев Личность уступает плотскому «Я» под исходящим от него прямым или опосредованным воздействием половой энергии. Немедленно вслед за таким поражением к человеку из глубин его сердца обращается Голос его высшего Судьи — Истинного Я, чей приговор всегда беспристрастен и неумолим.

Все сказанное не значит, будто несовершенство Личности снимает с ее обладателя, как утверждают некоторые современные теории, ответственность за все его поступки. В этом отношении единодушны все религии.

(2)

Любая мелодрама—а с нею вся беллетристика1, в любых ее видах, — по сути обыгрывает на все лады приведенную выше схему (рис. 26), которая исчерпывающе отражает реалии психической жизни внешнего человека. На схеме показана взаимосвязанность трех человеческих «Я», порождающая постоянные внутренние раздоры в сознании Личного «Я», которые возникают всякий раз, когда оно внезапно очнется от привычного беспробудного сна. Это происходит в результате конфликтов в общей установке, вызываемых как внутренними, так и внешними потрясениями.

Такова вполне реальная ситуация, которая встречается на каждом шагу и исчерпывающе описана св. Павлом: «Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю» (Рим 7: 15). Она же, кстати, составляет сущность свободного романа, который, как мы уже говорили, характерен для духовных2 отношений мужчины и женщины в Цикле Сына, будучи основан на принципе моногамии и на обоюдно свободном любовном выборе, который в идеале ведет к брачному союзу. Разумеется, определение «моногамия» в данном случае несколько расплывчато: описанные отношения являются собственно компромиссом между патриархальной полигамией Цикла Отца и непогрешимым единственным3 романом Цикла Святого Духа, основанным на взаимном признании и союзе полярных существ.

«Romantic literature».

«Moral».

«Singulanx единственно возможным; неповторимым; уникальным.

Повторим, что взаимоотношения трех «Я», как они показаны на рис. 26, составляют каркас и исчерпывают сюжет любого романа, переживаемого внешним человеком, особенно в драматических формах. И все же свободный роман, пусть даже грозящий катастрофой, в его восприятии неодолимо притягателен, поскольку в данном случае романтическая сторона усилена сексуальным влиянием. У таких любовников окрашенные Иллюзией образы друг друга зарождаются под воздействием полового влечения и никогда не соответствуют действительности. Но несмотря даже на объективную фиктивность таких возвышенных образов они способны вызывать у них идеальные картины именно благодаря притоку тех тонких энергий, которые в первую очередь относятся к категории водорода СИ-12. Однако как только любовную связь увенчивает брачный союз, эти картины начинают тускнеть, раз за разом сталкиваясь с беспощадной реальностью. В результате прежний пыл оборачивается тайным разочарованием и неудовлетворенностью, что и толкает одного из бывших любовников, а то и обоих, в объятия нового «прекрасного принца» или новой «женщины мечты».

Таков в общих чертах свободный роман, характерный для внешнего человека. Происходит ли он в реальной жизни или на экране — сущность его одна и та же; любые сопутствующие обстоятельства — лишь антураж.

Описанная ситуация практически неразрешима — если только, конечно, те, кто в нее вовлечены, не являются полярными существами. Их союз — единственный истинный союз — кажется внешнему человеку недосягаемой мечтой. Вот он и смиряется со своей судьбой — под тем убедительным предлогом, что хотя брак и не идеальный выход, любой другой ничем не лучше. Отчаявшись в поисках высшего, он опускается все ниже, углубляясь в таинственный и увлекательный край адюльтера.

(3)

Если у кого-либо из партнеров романтическая натура1, его представления о другом и порождаемые ими картины несмотря на всю свою иллюзорность все же имеют своим источником некий вполне реальный образ — образ реальном любви, или

идеального полярного типа. Вот почему расцвет такого романа сопровождается заблуждением, что переживаемое и есть любовь — истинная и единственная, неповторимая и уникальная; эту недолговечную иллюзию питает вызванный ею прилив тонких энергий.

Свободный роман носит поначалу платонически-возвышенный характер, но затем начинается внутренняя борьба, в которой почти всегда побеждает зов плоти. Так заканчивается первое действие пьесы. Затем сцена загромождается всяческими «случайными обстоятельствами» — как правило, неблагоприятны-

«Romantic nature».

ми, — но к роману это уже не имеет прямого отношения: его замысел, можно сказать, исчерпан.

Основная отличительная черта свободного романа, проявившаяся в Цикле Святого Духа, состоит в том, что хотя его завязка — именно установление любовной связи — разрешается интригой, такой роман всегда остается незавершенным, подобно бесплодной евангельской смоковнице, несшей на себе одни лишь листья (Мф 21: 19). Здесь, однако, следует избегать путаницы: привычный нам брачный союз, т. е. отвечающий природе внешнего человека, вряд ли можно считать плодом любви. Напротив: это ее несомненный конец. Супружеская жизнь под диктатом Личности лишена какой бы то ни было связи с тем, что можно назвать истинной любовью. Однако лишь истинная Любовь способна принести настоящие плоды; но прежде ее следует достичь (см. I Кор 14: 1).

II

(1)

Такое положение Личности можно сравнить с положением слабого спортсмена в сильной команде. С одной стороны — непобедимое Истинное Я (которое, впрочем, можно проигнорировать); с другой стороны — «Я» плотское, капризное и непостоянное в своих желаниях, однако Личность вынуждена пребывать в непосредственном и постоянном с ним контакте, поскольку она обитает в теле, зависит от него и через него себя проявляет. Поэтому в целом нельзя сказать, чтобы Личность пользовалась полной свободой.

Ситуация меняется радикальным образом, когда магнитный центр, согласовав работу низших центров и взяв на себя управление ими, открывает «парадный ход» Личности Истинному J7. Именно тогда происходит настоящая плавка, в результате которой Личное «Я» достигает

Рис. 28 Рис. 29

(2)

Вернемся теперь к типичному случаю Личности, едва лишь приступившей к усвоению эзотерического Знания (рис. 30).

Как уже указывалось (т. I, га. V, § 7), эзотерическое Знание — это постоянная связь, устанавливаемая между Личностью и Истинным;7 (ломаная линия на рисунке).

Мы говорили также, что знание и умение1, обретаемые человеком в Гнозисе, представляют собой философский камень средневековых мистиков, способный произвести в ученике ту самую трансмутацию, к которой он стремится (см. т. I, гл. VII, § 4). Эта трансмутация сводится в основном к переориентации управления различными «Я». (Именно поэтому, кстати, мы обозначили Истинное Я знаком «плюс», а Личность — знаком «минус»).

Но этим последствия трансмутации не исчерпываются.

1 «Savoir-fake».

Рис. 30

Дополним теперь последний рисунок кружком, обозначающим плотское

Здесь вполне уместно древнее эзотерическое изречение: «Путь к вершине ведет и к подножью».

Применительно к рассматриваемому случаю это означает, что если между Личностью и Истинным Я устанавливается связь — устанавливается в гнозисе, завоеванном сознательными усилиями, — то совершенно аналогичная связь автоматически устанавливается между

Личностью и телом. Наша схема принимает в результате следующий вид:

Тело

Телесное «Я » Рис. 32

Пока Личность находится во власти влияний-«А», от которых зависит удовлетворение ее «насущных потребностей», диктуемых ими же, она, как правило, пассивна по отношению к телу, представляющему в ее восприятии высшую ценность, и закрыта для влияний-«В». В итоге она без возражений отдает себя во власть плотского «Я», которым в свою очередь явно или неявно правит неконтролируемый половой центр. И такое положение вещей склонны считать вполне приемлемым. Как тут не вспомнить слова Христа: «где сокровище ваше, там будет и сердце ваше»(Мф: 6:21).

(3)

Здесь необходимо упомянуть еще о некоторых деталях. Если учение Церкви, как оно излагается в катехизисе, понимать буквально, то можно прийти к выводу, что вследствие Адамова Грехопадения внешний человек, т. е. человек, каким мы его знаем, изначально и безнадежно порочен. Однако на самом деле падшим является не весь человек, но только Личность, которая, соблазнившись условной свободой низшего интеллектуального центра, отвратилась от Древа Жизни. Она была ослеплена плодами Древа познания Добра и Зла — перспективой располагать собственной оценкой своего положения, выводимой из расчетов и сравнений силами Личного «Я» и бодрствующего «ясного сознания». Перед этим «Я» распахнулись широчайшие горизонты, — пусть даже недосягаемые, ибо они всегда ускользают от пытливого человеческого духа, который стремится к ним неустанно.

ред.

Теперь нам представляется очевидным, что несмотря на свою ущербность, подверженность болезням и даже смерти плотское «Я», управляемое половым центром, оказывается бесконечно сильнее подобной «зыбучим пескам» человеческой Личности, функционирующей во внешнем человеке.

(4)

Мы уже упоминали о первом связующем звене, которое должно быть установлено между Личностью и Истинным Я. Оно возникает как результат, причем необратимый, сознательных усилий ученика, прилагаемых им в ходе посвящения в эзотерическое Знание: однажды выкованное, такое звено уже не доступно разрушению. Как и позитивная наука, гнозис есть наука систематическая, что составляет неотъемлемую характеристику всякого подлинного знания, ибо Космос как в целом, так и в мельчайших деталях является систематической структурой, тем самым доступной логическому постижению.

Взаимоотношения между Личностью и Истинным Я человека составляют предмет эзотерической науки и рассматриваются соответствующими дисциплинами, которые в совокупности образуют полный цикл. Таких дисциплин, каждая из которых приводит к соответствующему же и вполне определенному результату, в общей сложности восемь. Первую из них надлежит усвоить перед вторым Порогом, в процессе восхождения по Лестнице. Если преподавание данной дисциплины сообразуется с эзотерическим каноном, если ученик преуспеет как в теоретическом, так и в практическом овладении ею, он получает возможность подняться на четвертую ступень Лестницы и предстать перед вторым Порогом с реальными шансами его преодолеть, — иначе всякий случайно оказавшийся перед этим Порогом весьма многим рискует.

При описанном должном усвоении Гнозиса — усвоении теоретическом и практическом — он приводит к рыцарской Любви1, под знаком которой делают четвертый шаг.

Рыцарская Любовь — это, собственно, та самая любовь, которую проповедовал Христос в Новом Завете. По сравнению с плотской Любовью Ветхого Завета, которая в сущности является любовью животной, Любовь рыцарская — высшее откровение, Ключ к Царству Божьему — утерянному Раю.

1 «Courtly Love».

III

(1)

На практике, в плане жизненных интересов человека, этот Рай обретает форму неразрывного и нерушимого союза полярных существ.

Читатель может вспомнить в связи с этим уже цитированные нами слова св. Павла, которые столь часто получают неверное толкование: «Впрочем ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе» (I Кор 11: 11).

Смысл этого текста отнюдь не иносказательный, в каком обычно его понимают: апостол говорит

вполне реальном событии — о реинтеграции,иначе говоря, о воссоздании Андрогина.

Чтобы продолжить рассмотрение темы данной главы, следует вернуться к вопросу о реальности того, чему учит традиция в форме гнозиса, или высшего Знания, представляющего собой первую дисциплину абсолютного Знания.

Прежде чем начать наш путь от подножия к вершине, мы рассмотрели индивидуума, т. е. каждого, кто погружен в эту внешнюю жизнь, того каждого, к числу которых принадлежим мы сами, — человека, рожденного от крови, от хотения плоти, от хотения мужа (срв. Ин 1: 13), попеременно впадающего в бессознательное самоотождествление то со своей незавершенной Личностью, то со своей завершенной плотью, — каждого, кто стоит на пути либо к росту, либо к вырождению.

Поначалу идея Истинного Скажется ему нелепой фантазией, он «почитает это безумием» (I Кор 2: 14). Лишь гораздо позже (если вообще когда-либо) он понимает, что истинное «безумие пред Богом» (I Кор 3: 19) — самоотождествление со своей Личностью.

Однако даже если такой человек все же признает существование в себе некоего иного центра сознания, иного «Я», нежели то, к которому он привык, — истинного, постоянного, сверхчувственного Я, Божественной монады, которая как Микрокосм несет в себе атрибуты Макрокосма, —его представление об этом Я может быть лишь теоретическим, как всякая отвлеченная идея, неким постулатом, который вполне сформулирован, но пока ничем не подтвержден. А потому такая концепция вполне вписывается в рамки его

привычных индивидуальных, а то и личностных представлений и кажется ему вполне логичной и естественной.

Но она лишь очень условно соответствует действительности — точнее, вовсе не соответствует.

Т. е. женщины.

В первом томе уже был дан сравнительно подробный анализ проблемы Анд-рогина. Мы обнаружили, что Микрокосм, строго говоря, не может состоять из одного человека, пусть даже высокоразвитого: он образуется лишь в результате союза полярных существ, достигших предела своего роста и развития. Принципиальная внутренняя структура такого целого существа1 была показана на соответствующей схеме (т. I, рис. 61). К ней мы добавили, что именно как целое такое существо во всех его аспектах отражает проявленный в тварной Вселенной Абсолют.

(2)

Понять это довольно нелегко. Слишком уж непривычно для человеческого разума представление об Истинном Я каждого человека как монаде проявленного Абсолюта, которая по своей сути необходимо андрогинна, — иными словами, Истинное Я является принципиально поляризованным, или биполярным.

Поначалу подобная идея кажется столь экзотической, что с ней не так-то просто свыкнуться.

Но разве не является в какой-то мере биполярной и наша Личность? Каждый мужчина может при помощи интроспекции обнаружить в себе определенные женские черты, равно как и каждая женщина — мужские. В крайнем выражении такая поляризация приводит к аномальному, но достаточно распространенному явлению — женоподобию мужчин и мужеподобию женщин.

В незавершенной Личности внешнего человека — «зыбучем песке» — эта поляризация еще не может быть ярко выражена и вполне сформирована: эти качества присущи только вполне развитой и родившейся Личности. Однако проявления поляризации в нас можно обнаружить посредством серии усилий в интроспекции, которая в результате вскроет практически все наше внутреннее содержание.

По своей сути такая поляризация элементов Личности есть не что иное, как точное отражение мира. Именно поэтому в православной Традиции внутреннее содержание человека2 именуется словом «мир».

Без такой поляризации всякое понимание между представителями противоположных полов было бы попросту исключено. Оно и без того достаточно затруднено несовершенством нашей натуры и индивидуальными деформациями. Именно наличие общих элементов в представителях обоих полов наводит мостик между их Личностями и в меру их развития делает возможным их взаимопонимание.

«Complete being».

«The whole life of the content of man's psyche».

Если мы теперь перейдем от Личности к телу, то без труда увидим, что тела наши также поляризованы. Эмбриология и анатомия показывают, что мужские половые признаки имеются в зачаточном состоянии у женщин, и наоборот. В жизнедеятельности человеческого организма, а особенно в плане половых функций, поляризацию обеспечивает выделение гормонов, что напоминает аналогичное явление, имеющее место в психической жизни1. В самом деле, известно, что мужской организм выделяет определенное количество женских гормонов, а женский — мужских. И точно так же, как поляризация психики делает возможным взаимопонимание между людьми противоположных полов, поляризация гормонов обеспечивает половое влечение.

Явление это сложное, и нынешнему уровню человеческого понимания, т. е. современной науке, еще не вполне доступно. Однако во всяком случае можно заключить, что уменьшение количества или полное отсутствие гормонов, характерных для противоположного пола, ведет к ослаблению полового влечения по причине отсутствия мостика между полами.

Под каким углом зрения ни рассматривать данную проблему, вывод один: вне зависимости от пола человек внутренне поляризован.

(3)

Теперь мы можем с полным основанием утверждать, что каждый человек несет в глубинах своего сердца образ своего полярного существа, и образ этот можно ощутить, а в определенных условиях даже сделать реальным. Однако подавляющему большинству людей это недоступно, прежде всего потому, что им неведома идея полярных существ. Но даже прослышав о ней, они остаются безучастными, предпочитая в качестве идеала свободный роман.

Лишь некоторые более чем редкие люди испытывают настоящие муки одиночества и страстно

на двоих.

Более того (и это также противоречит всякому «здравому смыслу»), оно одновременно живет в обеих Личностях и, разумеется, в обоих поляризованных телах.

Уточнив предыдущую схему, описанное положение вещей можно представить следующим образом:

Рис. 35

Данная схема иллюстрирует положение двух полярных существ до того, как! они объединились, или же после того, как расстались.

Союз двух полярных существ, не осознавших пока что своей полярности, может быть представлен так:

Рис. 36

В этом случае, даже при полном психофизиологическом соответствии, Личность каждого из них — своего рода «яблоко раздора». Несмотря на идеальную, благодаря исходной полярности, гармонию их тел (что в случае полярных существ — непреложный закон), между ними возможен разрыв, обусловленный кармической деформацией и «свободными движениями» их Личностей.

(5)

Супружеская измена (случайная или возведенная в систему) может быть представлена в виде схемы на рис. 37. Как и полигамия или полиандрия, супружеская измена может дать новый союз

Рис. 38

В случае успеха вышеприведенная схема преобразуется в изображенную на рис. 39. Это случай законного обручения двух полярных существ.

Если союз Личностей этих существ оказывается столь совершенным и тесным, что для взаимопонимания им даже не нужны слова, то уже упоминавшееся первое связующее звено — обретенный гнозис, который интегрирован двумя отчетливо поляризованными Личностями в практически ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ, — открывает для них четвертую ступень Лестницы, и они оказываются у второго Порога — у врат в Царство Небесное.

Его преодолевают в слиянии поляризованных Личностей в одно целое с Божественной монадой — их уникальным Истинным Я, — после чего происходит рождение Индивидуальности.

Если партнеры пребывают в мире земном, такое слияние автоматически приводит к поляризованному союзу их тел. Если же один из них умер, то после смерти второго оба они, по- прежнему поляризованные и образующие ОДНО ЦЕЛОЕ, перевоплотятся, на этот раз сознательно, чтобы исполнить свою миссию среди людей.

В отношении последнего случая следует заметить, что в прежние времена, когда Колесо Судьбы вращалось неспешно, такое перевоплощение подчас могло совершиться спустя несколько веков. Теперь же, в преддверии Эры Святого Духа, все в этом плане происходит в соответствии с ритмом современной земной жизни.

Рис. 39 (7)

Совершенный, а потому полный союз полярных существ приводит к рождению Индивидуальности, Нового Микрокосма, представляющего собой воплощение Андрогина. Такая Индивидуальность, достигшая предела своего развития, символически изображена на рис. 40.

Таков Рай, вновь открытый Милостью Божьей благодаря обретенной сознательными усилиями Любви и той отваге, которую проявили полярные существа в ходе своей неустанной незримой Битвы.

Этот союз священен.

Достигнув его и оглянувшись назад, на тот путь, который им довелось одолеть, полярные существа поймут наконец значение слов, которые сказал Христос ученикам в завершение Тайной Вечери, в предвидении близкого конца:

«Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин 16: 22).

Объединенные полярные личности

(8)

Такое состояние полярных существ сопровождается Спасением тела в славе1, чему Традиция дает следующее символическое изображение:

1 «Redemptionin a glorified body».

Мы уже говорили, что как только благодаря сознательным усилиям устанавливаются связи между Личностью и Истинным Я, подобные же связи автоматически образуются между Личностью и физическим телом.

Этих связей шестнадцать, по восемь в каждом направлении. Так биполярная Личность становится в ходе нормального эзотерического развития Индивидуальностью и обретает абсолютную власть над своим телом. Как только восемь связующих звеньев с телом прочно установлены, Индивидуальность получает возможность осуществлять эту власть посредством восьми сил, которые с незапамятных времен люди считают чудесными.

Все эти силы продемонстрировал Христос, хотя их истинное значение так и осталось тайной для мира. Но Он же сказал: «Мужайтесь: Я победил мир» (Ин 16:33).

ГЛАВА XXI

Как мы только что сказали, полярные существа могут узнать друг друга еще не добравшись до первого Порога, поскольку с учетом их отношения к Любви кармические ноши могут оказаться почти не стоящими внимания. Иными словами, отдают они себе в этом отчет или нет, жизнь их в сущности наполнена глубинным стремлением к истинной Любви. В этом отношении они попросту не способны себя обманывать.

Благодаря такой, может быть, даже бессознательной установке полярные существа оказываются на четвертой ступени Лестницы, где тотчас возникает необходимость как можно скорей избавиться от кармического бремени на остальных планах человеческого сознания. Бремя это может быть легким, обычным или тяжелым, но, так или иначе, у обоих партнеров оно разное.

Взаимное узнавание полярных существ перед вторым, а тем более первым Порогом предполагает, что они уже обрели необходимый минимум Веры и Надежды. Коль скоро это так и коль скоро они стоят на определенной ступени Любви, им остается лишь укрепляться в этих добродетелях с тем, чтобы обрести Гнозис, избавиться от остатков своей Кармы и таким образом выйти ко второму Порогу.

Метод совместной в данном случае работы несколько необычен, поскольку сама ситуация является исключением из общего правила. Говоря образным языком Традиции, он состоит в том, чтобы выпотрошить Карму лезвием Гнозиса, и в этом смысле он незаменим, составляя для полярной пары правило номер один, которое должен твердо усвоить каждый, кто избрал пятый путь: глубинный смысл и эффективность такого метода будут последовательно раскрываться в процессе работы.

Но его реализация отнюдь не из легких: здесь необходимы усилия и сверхусилия, ибо четвертая ступень не слишком располагает к тому, чтобы на ней отдыхать. Как

Fueled by Johannes Gensfleisch zur Laden zum Gutenberg

Комментарии к книге «ГНОЗИС.Том 2й. Экзотерический Цикл», Борис Петрович Муравьев

Всего 0 комментариев

Комментариев к этой книге пока нет, будьте первым!

РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОЧТЕНИЮ

Популярные и начинающие авторы, крупнейшие и нишевые издательства