В самом начале пастырства в суровой, дикой пустыне искуситель предлагал Пастыреначальнику три способа якобы наилучшего выполнения Его пастырского дела.
Первый способ был тот, чтобы Искупитель на первый план для полноты жизни человеческой выдвинул вопрос о материальном благосостоянии и таким путем достиг принятия людьми всего, что было в плане Божественного домостроительства, хотя такое положение дела и было бы противно морально — интеллектуальной природе человека.
Второй способ — насильно подчинить человека своему авторитету и тем господствовать над его совестью.
И третий способ, наконец, — решительно соединиться с ним, с диаволом.
Христос Спаситель отверг все эти способы как совершенно ложные, диавольские и, указывая на истинные задачи пастырства, сказал Апостолам: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28,19–20).
Здесь мы видим как раз три совершенно обратные способа пастырского делания: идите, научите все народы, т. е. дайте духовным интересам человека преобладающее значение, раскрывая пред людьми, кто они и зачем призваны в мир (обязанность учения), крестя их во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, т. е. когда они поймут цель и смысл своего бытия, возродите их в водах крещения и соедините их со Отцем, Сыном и Святым Духом (обязанность священнодействия), уча их соблюдать все, что Я повелел вам, не путем насильственного воздействия на их совесть, а путем добровольного привлечения их к тесному общению с Отцем (обязанность духовного окормления).
Анализ вышеприведенного, следовательно, открывает три задачи истинного пастырства: учить, соединять с Богом, руководить. Эти же задачи истинного пастырства намечаются Иисусом Христом в момент восстановления в пастырском достоинстве апостола Петра. «Симоне Ионин, любишь ли Меня?». (Ин. 21, 15–17).
Первыми словами указывается на научение, так как всегда дети — агнцы нуждаются в таковом научении, которое сделало бы их полноценными и достойными овцами. Но и ставши таковыми, они неизбежно нуждаются в руководстве по тучным и здоровым пастбищам, на что указывает ответ Иисуса Христа во второй раз.
Комментарии к книге «Пастырское богословие, т.3», Тихон, архимандрит (Агриков)
Всего 0 комментариев