АЩЕ И ПОСТРАЖДЕТ КТО, НЕ ВЕНЧАЕТСЯ,
АЩЕ НЕ ЗАКОННО МУЧЕН БУДЕТ
(Ним. Гл. 2. Ст. 5). A. Мосин. "Брань духовная" в РоссииВ 1888 году в Москве Преосвященный затворник Вышенский - Феофан Говоров опубликовал книгу «Невидимая брань». В предисловии он, среди прочего, писал: «В подлиннике сей книги, в ее заглавии, значится, что книга составлена другим лицом, некиим мудрым мужем, старец же Никодим только пересмотрел ее, исправил, пополнил и обогатил примечаниями и выписками из св. отцов-подвижников. Поэтому старцу Никодиму она принадлежит больше по духу, чем по букве». И тем не менее на титульном листе книги обозначено: НЕВИДИМАЯ БРАНЬ блаженной памяти старца Никодима Агиорита (Святогорца).
Вероятно, у многих читателей «Брани» это обстоятельство вызывало (и вызывает!) чувство недоумения, и неизбежно напрашивается вопрос: если книга сия принадлежит Агиориту лишь по духу, то кому же она принадлежит по букве? Известно личное литературное смирение знаменитого русского подвижника второй половины XIX века, его отношение к понятию литературной собственности. Поэтому многие в ту эпоху, возможно, не сомневались в том, что подлинным автором духовного труда был сам Феофан Затворник
Комментарии к книге «Брань духовная или Наука о совершенной победе самого себя», Лоренцо Скуполи
Всего 0 комментариев