АКАДЕМИЯНАУК СССР
ПАМЯТНИКИЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ ВОСТОКА
ПЕРЕВОДЫII
ИЗДАТЕЛЬСТВОВОСТОЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ЗАКОНЫ МАНУ
Перевод С.Д. Эльмановича
ПРОВЕРЕННЫЙИ ИСПРАВЛЕННЫЙ
Г.Ф. Ильиным
Москва
1960
OCR, чистка и ePub-версия —V-I-C, 2014
Предисловие«Законы Ману» (mānavadharmaçāstra)— самый известный широкому кругу читателей и наиболее часто используемый специалистами-индологами памятник древнеиндийской литературы и исторический источник.
Этот сборник пользовался большим авторитетом уиндийцев в древности и в средние века. Традиция, нашедшая отражение и в самом памятнике, приписывает его составление мифическому прародителю людей Ману. На самом же деле этот сборник не такой уж древний.
В VI — V вв. до н. э. в Индии, в долине Ганга,возникали крупные рабовладельческие государства. Новые государства выходили за племенные рамки не только территориально: приспособлялись к новым условиям родоплеменные институты, происходили изменения в идеологии и т. д. Обычное право и устные традиции уже не могли удовлетворять потребности государства. Возникли дхармасутры — основанные на «священном откровении» (на Веде) сборники фиксированных письменных правовых норм. Составлялись дхармасутры не органами государственного управления, а богословскими школами; они были сборниками не действующего законодательства, а поучений и рекомендаций к применению обычных правовых норм. Изложение отличалось бессистемностью, стиль — лапидарностью; дхармасутры не столько излагали, сколько напоминали основные положения, которые читателю должны были быть и так известны.
Из дхармасутр выросли дхармащастры — правовыетрактаты, более систематизированные, предназначенные для изучения и лучшего запоминания, написанные стихами. Видный санскритолог Г. Бюлер утверждал, что основой дхармащастры Ману явилась какая-то недошедшая до нас дхармасутра[1].Его точка зрения встретила серьезные возражения со стороны П. В. Кане[2]и К. П. Джаясвалы[3],отстаивающих самостоятельный характер возникновения «Манавадхармащастры». Спор будет решен в пользу Г. Бюлера, конечно, только тогда, когда древняя дхармасутра будет найдена. Но точка зрения Г. Бюлера, что дхармащастра Ману в
Комментарии к книге «Законы Ману», Сваямбхува Ману
Всего 0 комментариев